Поиск по сайту:
22.11.2024
Регистрация права собственности Воронежской области
21.11.2024
Мониторинг эффективного использования имущества Воронежской области
20.11.2024
Государственный кадастровый учет
19.11.2024
Проведение мероприятий по определению фактических границ территорий
15.11.2024
- Первая наша экспозиция располагалась в другом помещении – там теперь кабинет главного режиссёра. Мне довелось участвовать не только в оформлении нынешней, но и в сборе материала для неё. Ветераны сцены, действующие работники театра, зрители приносили экспонаты: письма, фотографии, программки спектаклей, газетные вырезки, - рассказывает Валерия Еськова, внештатный смотритель музея Борисоглебского драматического театра имени Н.Г.Чернышевского.
Основная её работа здесь – художник-постановщик. Приглашение же заняться музеем она получила в 2004 году, будучи бутафором.
Вместившее в себя историю Борисоглебского театра место – небольшая комната на третьем этаже построенного сотню лет назад купцом Е.Д.Мягковым здания.
«Самое главное наше упущение – нет портрета Ефима Дмитриевича, - говорит директор театра Владимир Мальшин. – Следы Мягкова теряются в 1918 году».
Валерия Валерьевна рассказывает, что когда-то здесь располагалась детская комната. Когда взрослые приходили сюда на спектакль, специальный человек занимался тут с их детьми. Для юных гостей имелись настольный хоккей, куклы и даже велосипед. «А одно время на третьем этаже работала дискотека, и бар здесь размещался», - добавляет моя собеседница.
Едва ли не первый экспонат, на который обращаешь, заходя, внимание, - костюм дракона из спектакля 1996 года «Сказка жёлтой реки». Смотрительница рассказывает, что маска дракона (которую, кстати, она и делала - по эскизам художника Владислава Калужского) надевалась не на лицо, а сверху, на голову, и дракон от этого становился больше.
- Он даже пламя изрыгал! - добавляет Еськова.
Со стен смотрят на нас лица тех, кто создал славу этому месту: артистов, режиссёров… Многие фотографии появились в результате многолетних поисков. Был человек, радовал талантом местных театралов - а остались от него, возможно, только этот портрет да несколько упоминаний в осыпающейся от времени старой газетной подшивке. На стене висит список всех художественных руководителей с 1937 года. У двоих вместо полного имени-отчества – инициалы.
На витринах за стеклом – свидетельства творческих достижений труппы: почётные грамоты и призы. Нетрудно заметить, что одной из этапных в судьбе коллектива стала «Очень простая история» в постановка Адгура Кове. Зрители до сих пор вспоминают тот спектакль, не раз становившийся событием на гастролях и фестивалях.
Один из ценнейших экспонатов появился пять лет назад, в юбилейный для театра год. На концерте, посвящённом его семидесятилетию, на сцену вышла незнакомая женщина и вручила Владимиру Мальшину тетрадь, которую вела её мама с 1938 по 1940 год под впечатлением от спектаклей театра имени Н.Г.Чернышевского. Похоже, она не пропустила ни одной премьеры; название каждой просмотренной постановки заносила в тетрадь. А заодно подшивала в неё программки и вырезки из местных газет «Строитель коммунизма» и «Борисоглебская правда».
Вот, например, отклик некоего Л.Аникина (стиль я, конечно же, сохраняю):
«Прежде всего следует напомнить постановщику, что слово «драма» на древнегреческом языке называется «совершающееся действие», а не голое повествование фактов, как это преподнесено в спектакле «Повесть о женщине», актов с однообразными, сухими выводами и мизансценами… По ходу пьесы в некоторых местах дан комизм, но смеха в зрительном зале нет, и до зрителя мысль не доходит. Бедны и безвкусны костюмы и декоратив. В первом акте, в первой картине хозяйка буфета Роза Марковна выпущена режиссёром в допотопном античном костюме».
На заметки зрителя немедленно откликнулся художественный руководитель театра Павел Трапезников:
«Почему же тысячи таких же зрителей, как и Л. Аникин, так напряжённо следят за развитием действия, так дружно радуются удачам любимых персонажей, так скорбят о их неудачах, так искренно смеются над уродливыми явлениями жизни? И я думаю, если бы было одно «голое повествование», зритель не реагировал бы, а просто безмятежно дремал».
С 1940 года провинциальная театральная полемика, кажется, мало изменилась.
Благодаря старой тетрадке впечатление о местном предвоенном репертуаре можно получить исчерпывающее. В 1938 году, например, театралка, имя которой так и не удалось установить, смогла посмотреть «Как закалялась сталь», «Лес», «Таланты и поклонники», «Отверженных», в 1939-м – «Гибель эскадры», «Женитьбу Фигаро», «Без вины виноватых»… Самым ставящимся автором в то время был А.Н. Островский (хотя и творчество Николая стороной обойти, конечно, никак не могли).
Интерес к творчеству великого русского драматурга в Борисоглебске и поныне не иссяк. Лучшим из традиций, заложенных Павлом Трапезниковым, труппа осталась верна и в 2010 году.
Автор: Виталий Черников.
Источник: «Коммуна», № 96 (25527), 03.07.10г.