Управление природных ресурсов Воронежской области



Есть вопрос?




Земляки. И в слове – сила!

10.07.2010

Проработав девять лет в совхозе механизатором и став передовиком, он неожиданно подался в журналистику. И проработал редактором аж 30 лет!

Фронтовик Иван Михайлович Наумов был в Рубашевке непоколебимым асом и лидером в страдную пору. Никто не мог обойти его по намолотам зерна.

Заслуженный работник культуры РФ Петр Дорофеев.– А я, на ту пору – совсем неоперившийся комбайнер, правда, шедший вторым после Наумова, надумал его опередить, - говорит журналист с 36-летним стажем Петр Дорофеев. - И потому стал приходить на совхозный «табор» ни свет, ни заря. Раз пришел, другой, третий, четвертый, а Наумов, как ни в чем не бывало, – уже в поле. «Михалыч, - спрашиваю его, - в какую рань ты в бригаду добираешься?» А он мне так запросто, по-свойски отвечает: «Да я никуда и не ухожу. Роса упадет – молотить бросаю, в соломке прикорну, а как с утречка солнышко высушит стебельки пшенички – я прямиком в поле…» И тогда я понял, что Наумова мне не обогнать в соревновании. Он-то в клуб на танцы не ходит, а мне, по молодости, без них никак не обойтись.

В селе все на виду. Знали, что Наумов в войну в штрафной роте оказался, ранен был, дрался с немцами почем зря, так, что два ордена Славы у него на гимнастерке красовались.

- Может, из-за того, что дюже уважал его, захотелось мне написать в газету о Наумове, рассказать о его непростой судьбе, - продолжает Петр Андреянович. – Ну и написал. Как уж получилось – не знаю. Но факт остается фактом: напечатали.

В аннинской районной газете (тогда она называлась «Ленинец») удивились, что очерковую зарисовку написал механизатор. И, конечно, ухватились за Дорофеева: видано ли такое, чтоб работяга от сохи по своей воле да в разных жанрах с невиданной охотой в газету писал?!

Привлекать его стали. Редактор Георгий Струков (потом его сменил Павел Мартынов), заведующий отделом писем Станислав Беляев задания стали давать.

В общем, оказался он в редакции на подхвате.

А в совхозе «Красное знамя» фамилия тракториста и комбайнера Петра Дорофеева то и дело появляется в «эстафете передовиков». Выращивал он и зерновые, и технические культуры – подсолнечник и свеклу.

- Пришел в совхоз, когда мне едва исполнилось восемнадцать лет, и комбайн дали такого же возраста, - говорит Дорофеев. – Я его весь перебрал и с ним же оказался в полевом строю. Потом, правда, за хорошую работу меня «премировали» новым СК-3. Ну, тут уж можно было развернуться…

Но подошло время, когда надо было выбирать: земледелие или журналистика?

Дорофеев выбрал второе.

К тому времени он уже учился на отделении журналистики филфака Воронежского государственного университета. Это был второй вузовский набор, то есть, в 1962 году.

В послужном списке у Петра Андреяновича – три районных газеты: аннинская, репьевская и грибановская. В первой он – начинающий литсотрудник, во второй – заместитель редактора, в третьей – редактор. Кстати, редакторский стаж у него тридцать лет. Такого долголетия в профессии и в должности нет больше ни у кого из коллег Дорофеева.

К тому же он всегда был пишущий редактор. А тяготел – к очерку.

- Почему именно к одному из самых сложных газетных жанров такое пристрастие? – спрашиваю коллегу.

- Потому что мне всегда интересны были человеческие судьбы, - отвечает. – Непростые житейские истории.

Не раз сам был свидетелем того, как после утренней редакционной «летучки» Дорофеев садился за руль «ГАКЗика» и отправлялся в какое-нибудь село. Уже имея в кармане адрес и фамилию будущего своего героя.

Так всё было и тогда, когда он разузнал, что в самом дальнем селе Кутки (уже само название об этом говорит) живёт бывший фронтовой разведчик и кавалер трёх орденов Славы Николай Антонович Пешков.

- В Кутках меня встретил непомерного роста и силы мужик, - вспоминает Пётр Андреянович. – Одни кулаки у него – по пуду каждый. Когда я пошутил по этому поводу, что, мол, не перевелись на Руси богатыри, он же добродушно на это рассмеялся: «Да, есть такие…»

Дорофеев тогда написал очерк о герое. Не преминул упомянуть и о том, что почему-то Пешкова наградили двумя орденами Славы второй степени и одним – третьей. Как потом выяснилось, вышла ошибка в военную сумятицу с наградным листом: оказалось, вместо ордена Славы второй степени положен был ему орден первой степени. И герою награду заменили.

Дорофееву в большей степени везло на коллег. Кто-то сам приходил на службу в редакцию, кого-то он находил и обучал практике журналистского ремесла.

Алексей Докучаев, Иван Чурилов, Виктор Чистяков, Анна Гужева, Евгений Зворыгин, Инна Духанина, Анна Беседина… Да многих, кого можно ещё называть.

…А очерк о кавалере двух орденов Славы Иване Михайловиче Наумове, которого Заслуженный работник культуры России Пётр Дорофеев так и не обошел в соревновании комбайнеров, обещал нам прислать в ближайшее время. Тем более стали известны новые факты в биографии бывшего штрафника.

р.п.Грибановский.

Автор: Виктор Силин.

Журналисты «Коммуны» от всей души поздравляют своего коллегу Заслуженного работника культуры РФ Петра Андреяновича Дорофеева с семидесятилетием! Здоровья Вам и творческих удач!

Источник: «Коммуна», № 100 (25531), 10.07.10г.


Возврат к списку