Управление природных ресурсов Воронежской области



Есть вопрос?




Проблемы ЖКХ. Если в кране нет воды…

13.07.2010

Об отключениях воды, «чёрном списке» управляющих компаний и грядущем регламенте технических работ

Коммунальные проблемы всегда на острие интересов граждан. Отключили воду, вовремя не дали тепло – буря негодования горожан в адрес коммунальщиков обеспечена. Каким образом можно наладить нормальную работу ЖКХ, и во сколько это обойдётся нам –потребителям коммунальных услуг, рассказал «Коммуне» глава Департамента ЖКХ города Воронежа Сергей БОГАТЫРЁВ:

- На сегодняшний день система жилищно-коммунального хозяйства в Воронеже функционирует в нормальном режиме. Естественно, периодически возникают какие-то проблемы и вопросы, но благодаря тому, что выстроена система взаимодействия всех коммунальных служб города, аварии ликвидируются в определенное нормативами время.

Впрочем, по некоторым направлениям ситуация действительно непростая. Прежде всего это связано с большой изношенностью коммунальных сетей, износ которых составляет в среднем более 50 процентов. Основная проблема на сегодня в Воронеже – с водой. Для многих домов есть даже специальные графики поставки воды, когда она подается только утром и вечером, а днем и ночью ее может не быть. Связано это прежде всего с нехваткой общего объема воды, но этот вопрос сейчас на контроле губернатора и мэра Воронежа. Выход здесь только один – бурить больше скважин.

- Но ведь необходимо не только увеличивать объём поставляемой воды, но и контролировать её бесперебойную передачу в дома горожан…

- Действительно, ещё одной проблемой сейчас является изношенность водопроводной системы, необходимость прокладки новых труб и замены старых. Но потери воды по пути не настолько большие. Даже в случае аварий на водоводах водоснабжение восстанавливается в срок до 24 часов.

Есть другие проблемы. К примеру, не всегда диаметр труб соответствует объёму поставляемой воды. Гораздо больше нас беспокоит ситуация с горячей водой и отоплением, ведь они напрямую связаны с нехваткой холодной воды.

- Больше всего горожан раздражают двухнедельные отключения горячей воды летом. Причиной называется опрессовка системы. Что это такое?

- Опрессовка - это один из методов контроля за состоянием коммуникаций. Суть его в том, что в трубы под сильным давлением, в полтора-два раза большим обычного, закачивается вода ,и затем специалисты смотрят, как себя «ведет» труба. Таким же образом проверяются и внутридомовые системы. Но, если откровенно говорить, то нас больше беспокоят коммуникации до стены дома – поверьте, зимой в мороз заменять лопнувшую трубу гораздо сложнее.

- На одной из планёрок вице-мэр Алексей Котенко заявил, что настало то время, когда государство уходит из сферы ЖКХ, оставляя себе только контрольные и надзорные функции. По замыслу властей, основная тяжесть коммунальных работ, в том числе и подготовки к зиме, теперь ляжет на плечи управляющих компаний и товариществ собственников жилья. Насколько в Воронеже развиты УК и ТСЖ?

- С 2006 года, когда был принят новый Жилищный Кодекс РФ, управление домами перешло в руки собственников. Таким образом, именно жильцы должны решать, кто и как будет обслуживать их дома. В Воронеже наиболее распространены управляющие компании (УК) и товарищества собственников жилья (ИСЖ). Основная разница между ними, и это надо понимать, в том, что УК – это коммерческая структура, ориентированная на получение прибыли, а ТСЖ – некоммерческая, главной задачей которой является содержание дома в порядке. На сегодняшний день в Воронеже функционируют 54 УК и более 260 ТСЖ. Но разница в том, что ТСЖ – это один, два, три дома, в то время как в некоторых УК есть по двести - триста домов.

Если посмотреть на точные цифры, то в Воронеже имеется более пяти с половиной тысяч жилых домов, из которых около сотни заключили прямые договоры с поставщиками, 800 домов – обслуживаются ТСЖ, оставшиеся – УК.

- А городские власти принимают какое-либо участие в управлении жилым фондом? Ведь до сих пор существуют дома, которые находятся в так называемом муниципальном найме, когда жильцы являются всего лишь квартиросъемщиками , а собственником жилья - город.

- Я бы не сказал, что число таких квартир очень велико. Но они есть, и городские власти не оставляют их без внимания. Наши представители приходят на собрания жильцов, голосуют, часто сами выступают инициаторами принятия тех или иных решений. Но напрямую повлиять на деятельность УК, скажем, дать команду снизить коммунальные платежи или произвести ремонт, мы не можем, единственный способ повлиять - участие в собрании жильцов.

-Один из ваших предшественников, бывший руководитель Департамента ЖКХ Александр Ковалев в свое время анонсировал некий «чёрный список» управляющих компаний. Сейчас такой список существует?

- Составлять «чёрные списки» - дело неблагодарное, ведь перед этим надо хотя бы разработать четкие критерии. Говорить о том, что в Воронеже есть УК, которые работают для того, чтобы обмануть жителей или принести им какой-либо вред, я бы не стал. К сожалению, больше вопросов у нас сейчас к ТСЖ. На их деятельность в основном жалуются горожане. Но дело здесь не в том, что плоха сама форма ТСЖ.

Гораздо хуже, когда в его руководстве оказываются не совсем честные люди. Когда пытаются провести перевыборы, начинаются форменные «сериалы» - обе стороны предоставляют нам совершенно разные протоколы одного и того же собрания жильцов, директора не отдают жильцам печати и документы на дом, не заключают новые договоры с поставщиками услуг. В общем, ставят безопасность и комфорт жильцов под угрозу.

Если же говорить о тех УК, к которым у нас нет претензий, то мне лично нравится, как работает УК «Бульвар Победы», УК «Дом-Сервис». Но основная проблема в другом – к сожалению, жильцы не всегда понимают, с кого надо спрашивать. В основном жалобы к нам приходят на дороговизну коммунальных услуг, тепла, воды, газа… Но УК никоим образом Не влияет на цифры в платёжках. Их выставляют компании-поставщики – «Водоканал», «ТГК-4».

- 2010 год ознаменовался появлением новой для Воронежа формой сотрудничества управляющих компаний – саморегулируемой организации (СРО). Первой СРО в городе стала Воронежская коммунальная палата. Как вы оцениваете перспективы такого рода объединения?

- Говорить, что полностью все проблемы с созданием этой СРО решены, я бы не стал. На сегодняшний день в неё входят 14 УК, обслуживающих около 70 процентов городского жилого фонда, поэтому не реагировать на их объединение было бы глупо и недальновидно. Задачи у нас – одни, и решать мы их стараемся тоже вместе. Больше всего мне в СРО нравится коллективная ответственность за выполнение своих обязательств перед жителями города.

- Сейчас в Госдуме рассматривается вопрос о введении Технического регламента на обслуживание домов. По нему будут определены обязательный список работ в доме и их стоимость. По предположениям экспертов, это приведет к существенному росту сборов на содержание и ремонт жилья. Департамент ЖКХ готов к недовольству жителей?

- Действительно, мы в курсе этого законопроекта. Наши специалисты периодически ездят в Москву и держат, так сказать, руку на пульсе. Мы приветствуем тот факт, что УК наконец-то обяжут гарантированно производить работы, поддерживающие дом в технической безопасности. Но, конечно же, это вызовет существенное удорожание первой строки платежки «содержание и ремонт жилья».

Надо понять одно: УК и ТСЖ – основной фундамент, на котором держится все ЖКХ. Они не могут работать себе в убыток, производя работы по заниженной стоимости или вкладывая свои средства. Обанкротятся УК – рухнет вся система ЖКХ.

Конечно, по Жилищному Кодексу, решение о сборе на содержание жилья принимают сами жильцы. Много еще зависит и от состояния дома. На новых домах, где затрат – практически никаких, эти сборы могут быть меньше, но на старых разваливающихся домах «среднегородских» восемь рублей за квадратный метр конечно же недостаточно.

К сожалению, не во всех домах есть жильцы, понимающие в экономике и здраво оценивающие, сколько их дому требуется средств. Вмешаться и заставить их платить больше, городские власти не могут. А дома продолжают разрушаться. Для того, чтобы такого не было, и нужен регламент обязательных работ. Я думаю, что он будет трёхступенчатым – необходимые для безопасности работы, работы для поддержания комфорта проживания, и третья ступень - работы по желанию жильцов.

Автор: Роман Герусов.

Источник: «Коммуна», № 101 (25532), 13.07.10г.


Возврат к списку