Управление природных ресурсов Воронежской области



Есть вопрос?




Вернисаж. Оттенки времени

13.07.2010

Работы сразу троих воронежских художников можно увидеть в эти дни в Выставочном зале на улице Кирова

Геннадий Грищенко, Александр Курзанов, Владимир Фефелов, - что объединило этих очень разных авторов? Даже если некая случайность – всё равно выставка в зале на улице Кирова оказалась построена так, что переклички в их творчестве обнаруживаются без труда.

Прежде всего, конечно, речь идёт о теме прошлого родного края, родного города. Поэт Алексей Кольцов, рождение русского флота, воронежские пейзажи - вот темы, мимо которых, кажется, не прошёл ни один из троих, и не похоже, что это был «соцзаказ». Тем интереснее сравнить, насколько по-разному воплотил каждый местные творческие константы.

Например, Александр Курзанов образы прошлого предпочитает воплощать, акцентируясь на лицах (речь идёт не только о портретах исторических деятелей – «Святитель Митрофан, первый епископ Воронежский, всея Руси чудотворец», «Иван Грозный с Анастасией», но и о таких работах, как «Судьбы фронтовые» или «Раскулаченная семья»).

А Геннадий Грищенко – прежде всего через реконструкцию самой исчезнувшей века назад реальности (для сравнения – название его офорта: «Набережная реки Воронеж у дома Меньшикова А.Д. и Апраксина Ф.М. в 1702 году»). Но и у него – не без исключений.

Или взять, например, цветовое решение. Офорты, литографии, акварели Грищенко построены на оттенках одного цвета – то зелёного, то жёлтого, то синего, а Фефелов и Курзанов предпочитают многоцветие. Каждый отобрал для вернисажа на улице Кирова работы разных лет, включая совсем ранние, учебные. Интересно проследить, как развивались, менялись художники, как некие общие черты их видения обрастали индивидуальными чертами. А заодно угадать, какие главы истории мирового искусства оказались для каждого наиболее важными.

Если в русских сельских пейзажах Владимира Фефелова можно увидеть черты едва ли не импрессионизма (у этого художника даже имеется свой «Подсолнух» - но чувствуется всё-таки, что растёт тот у нас, а не во Франции), то некоторые ранние работы Геннадия Грищенко, про БАМ и электросварщиков, - вполне в духе пресловутого соцреализма – пусть и «с человеческим лицом». А какие-то соцреалистические черты можно найти и в более поздних.

Творения Грищенко из цикла «Старый Воронеж» построены на вполне характерных для советского искусства взаимоотношениях «старого и ново го»: подъёмный кран рядом с храмом, старенькие домишки на правом берегу и дымящие трубы левобережных заводов. Однако у художника старое и новое не противопоставлены, они мирно сосуществуют.

Автор: Виталий Черников.

Источник: «Коммуна», № 101 (25532), 13.07.10г.


Возврат к списку