Поиск по сайту:
22.11.2024
Регистрация права собственности Воронежской области
21.11.2024
Мониторинг эффективного использования имущества Воронежской области
20.11.2024
Государственный кадастровый учет
19.11.2024
Проведение мероприятий по определению фактических границ территорий
15.11.2024
Нынче работы в селах практически нет, и потерявшие её десятками уезжают из родных мест. Оставшиеся - любому делу рады. Когда пятидесятилетнему жителю верхнехавского села Малая Приваловка Виктору Ремезову поступило предложение очистить лесной участок от больших сучьев и макушек когда-то срубленных деревьев, он и раздумывать не стал. Зная, что его знакомый Владимир Плотников тоже мыкается без дела, пригласил и его – вдвоем быстрее управятся.
Работодателем у них выступил глава местного крестьянско-фермерского хозяйства Сергей Евтешин. Шесть лет назад он арендовал для сельхозработ и ведения охотничьего хозяйства земельный участок площадью 125 гектаров, примыкающий к охранной зоне Воронежского государственного биосферного заповедника. Сплошная рубка деревьев здесь запрещалась, можно было проводить лишь выборочную очистку леса от больных деревьев и кустарников.
Евтешин привез нанятых рабочих в лес, показал им солидный участок соснового бора и сказал, что его нужно свалить на землю. В качестве платы за работу лесорубы могли забрать на свои усадьбы верхушки деревьев и крупные сучья. Зная, что совсем недавно Евтешин уже привлекался к уголовной ответственности за незаконную рубку леса и за нанесение ущерба в 2 миллиона 889 тысяч рублей был наказан в размере годовой зарплаты, мужики спросили его – всё ли будет законно на этот раз?
Работодатель даже как бы обиделся такому вопросу, достал из папки кипу каких-то бумаг, сказал, что вот они, все разрешения в наличии, если хотят, пусть проверят. К тому же земельный участок принадлежит ему, и он «может делать на нем всё, что захочет». Естественно, Ремезов и Плотников ничего проверять не стали, в конце концов их дело маленькое: хозяин сказал делать – они и будут делать.
Евтешин выдал им бензопилу и ключи от трактора «МТЗ-80», и в начале ноября 2008 года работа закипела. Плотников валил сосны диаметром 25-40 сантиметров. Ремезов стаскивал спиленные деревья на поляну. Звенела пила, с глухим стуком обламывая ветви, стройные сосны рушились на землю, ревел трактор, вытаскивая их на место разделки. Стволы пилили по 4-6 метров, и Евтешин вместе со своим отцом с помощью автокрана грузили деревья на автомашину и увозили в село Желдаевка.
В один из дней, когда Ремезов и Плотников вдвоем раскряжевывали стволы, подошли работники биосферного заповедника, спросили документы на вырубку леса. Мужики ответили, что все документы у Евтешина, который нанял их на такую работу. Сколько сосен они свалили, ни тот ни другой не считали, потому что им это было не нужно. Они делали то, на что подписывались, всё остальное двух сельских трудяг не интересовало.
А через месяц, в декабре, Виктора Ремезова и Владимира Плотникова вызвали в милицию и сказали, что возбуждено уголовное дело в отношении С.А. Евтешина, который обвиняется в незаконной рубке лесных насаждений. Они по этому делу будут проходить в качестве свидетелей и обязаны дать правдивые показания. Лесорубы и рассказали всё, как есть: порубку организовал Евтешин, который отмечал мелом нужные деревья, он дал им бензопилу и трактор, он контролировал работу и сам принимал в ней активное участие.
Следователи поехали с обыском к организатору правонарушения. Увидели пилораму, другую технику и оборудование для переработки древесины, склады, забитые пиломатериалами, а самое главное – стволы сосен, которые ещё недавно шумели кронами на заповедном участке. Сделали необходимые снимки, изъяли бензопилу и допросили виновника.
С учетом того, что в октябре 2008 года по статье 260 УК РФ «Незаконная рубка лесных насаждений» Евтешин уже привлекался к уголовной ответственности и получил наказание, за повторное преступление ему грозил не условный срок, а вполне реальный. Всё шло к этому печальному финалу, как вдруг следственная машина развернулась на 180 градусов.
Оказалось, что Евтешин не имеет никакого отношения к этому преступлению. Более того, он даже пытался противостоять ему: «Он предупреждал Ремезова, что рубить деревья нельзя. Ему не известно, производили ли они рубку деревьев, но он такого поручения им не давал». Что касается стволов деревьев, то он их не вывозил из леса, а лишь вывез «с участка ветви, собранные в кучу». Как мачтовые сосны оказались на его складе, он не знает.
Словом, тот, кого подозревали, оказался кристально честным человеком и стал свидетелем. Уголовное преследование этого гражданина прекратили, а свидетели Ремезов и Плотников превратились в обвиняемых.
Дальше – ещё интереснее. Свидетель Свиненков, работающий инспектором лесной охраны заповедника, утверждал, что вывоз древесины из леса производился техникой, принадлежащей Евтешину. Оценки этому факту не дается. Свидетели Никульшин и Иванчев заявляют, что видели, как Ремезов и Плотников пилили лес. И оба лесоруба сказали, что «все документы на рубку леса находятся у арендатора данного участка Евтешина». Это заявление следователем А.В. Лазаревым тоже пропущено мимо ушей.
Свидетель Рудаков подтвердил, что «трактором «МТЗ-80» Евтешина двое мужчин пользовались с разрешения хозяина». Опять никакой реакции. По воле следователя у обоих обвиняемых оказался один адвокат. Как известно, российский УПК этого не допускает, но, видимо, у верхнехавской милиции свои законы. После нескольких «собеседований» со следователем оба обвиняемых вдруг начали «частично признавать свою вину». В чем заключается эта «частичная вина», ни один из них впоследствии так и не смог объяснить.
Суду бы внимательно разобраться в этом весьма несложном деле, и в первую очередь проанализировать, насколько законным было освобождение от уголовной ответственности главного вдохновителя этого правонарушения? Вместо этого судья Верхнехавского райсуда Марина Казанцева решила «критически отнестись к показаниям подсудимых, поскольку они опровергаются показаниями Евтешина и собранными по делу доказательствами».
Тут трудно удержаться от вопроса судье. Помилуйте, многоуважаемая Марина Викторовна, с каких это пор показания крайне заинтересованного лица, едва не севшего на скамью подсудимых, являются истиной в последней инстанции? Где Вы увидели доказательства, свидетельствующие в пользу этого гражданина? Быть может, это не он обещал наивным лесорубам, что все документы на вырубку оформлены? Быть может, не его техника работала в лесу? Быть может, не он вместе со своим папой отвозил сосны на собственный склад?
По мнению районной Фемиды, Ремезов и Плотников должны были «обратиться в компетентные органы для получения разрешения на рубку леса». Какие разрешения и зачем они должны были получать, если Евтешин нанял их как «физическую силу»?
…Верхнехавский суд решил Виктору Ремезову и Владимиру Плотникову назначить наказание в виде трех лет лишения свободы условно. Будут знать – как покушаться на чужое добро.
Кстати, а где это самое добро, где 76 спиленных сосен, объемом 96,5 кубических метров? В приговоре говорится, что своими действиями обвиняемые нанесли особо крупный ущерб в размере 1938225 рублей 87 копеек. А кому ущерб – не известно. Если гражданину Евтешину, почему он в суд не подает на злоумышленников? Если государству, почему оно не требует возврата имущества, ведь место, куда были доставлены срубленные сосны, хорошо известно.
Кстати, бензопилу марки «Партнер» суд велел вернуть Евтешину. Она ещё пригодится предпринимателю. О тракторе «МТЗ-80» и автомашине «МАЗ», участвовавшим в преступлении, в приговоре суда ни слова. Они, вероятно, тоже вернулись к хозяину...
Вот такая странная судебная история, где за деревьями леса не увидели.
Автор: Борис Ваулин
Источник: «Коммуна», № 102 (25533), 15.07.10г.