Управление природных ресурсов Воронежской области



Есть вопрос?




«Открыть в ребёнке Художника»

15.07.2010

В этих словах – суть работы руководителя детской изостудии «Самоцветы» из Воронежа Елены Жемиря

Согласно восточной мудрости, учитель должен обладать всем тем, в чём нуждается ученик. А каким должен быть этот педагог? Образованным и интеллигентным? Безусловно. Мудрым и тактичным? Бесспорно. Ответственным и любящим свою работу и детей? Несомненно. Но какими качествами ещё он должен обладать, чтобы быть успешным в своей деятельности и интересным ученикам? Наверное, улыбчивым, жизнерадостным и искренним. А главное – дарующим уверенность каждому ребенку, что он – талантлив.

Словом, как победительница пятого регионального конкурса педагогов дополнительного образования «Сердце отдаю детям» в номинации «Изобразительное и декоративно-прикладное творчество», руководитель детской изостудии «Самоцветы» Дома детства и юношества Центрального района Воронежа Елена Жемиря. Такой обаятельной и искренней улыбки среди победителей конкурса ни у кого не было. Пройти мимо такого человека «Коммуна» просто не могла.

- Елена, что значит для вас участие в этом конкурсе?

- Это возможность заявить о себе, продемонстрировать всё, чем владею. Конкурс был поделён на три этапа. Первым был открытый урок, где мы показывали свои педагогические умения и навыки. Вторым, и самым интересным, на мой взгляд, стала самопрезентация. В ней нужно было раскрыть свои оригинальные идеи, мастерство, разносторонний взгляд, жизненные приоритеты, отношение к детям, коллегам, профессии. В третьем этапе мы защищали дополнительную образовательную программу. Я подготовила авторский сценарий, который, кстати, занял третье место в региональном конкурсе авторских программ. Именно его я и воплощаю в жизнь. По образованию я художник, окончила Воронежское художественное училище, и вот уже десять лет работаю педагогом дополнительного образования, с радостью делюсь с ребятами своими знаниями.

- Соперников было сложно обойти?

- В каждом участнике конкурса можно увидеть что-то интересное, какие-то новые идеи, разработки, методики, нестандартные подходы. Мы со многими подружились, потом болели друг за друга, поэтому как соперников я их не воспринимала. А победила, наверное, потому, что всегда верю в себя и в необходимость своего дела. У меня был достаточно интересный урок с новыми нетрадиционными подходами. Ещё я не так давно увлеклась песочной анимацией, и эти умения продемонстрировала в самопрезентации, добавив немного театрализованности и видеоэффектов.

- Согласитесь ли вы с тем, что на вас лежит большая ответственность за формирование личности ребёнка, нежели на школьных учителях?

- Пожалуй, да. Ведь к нам дети идут по собственному желанию, потому что «хочется», а не потому что «надо». Они сами выбирают интересующую их сферу деятельности и, конечно, педагога. Мы узнаём друг друга, привыкаем и потом уже общаемся на равных. Я с удовольствием делюсь с ребятами всем тем, что знаю и умею. А они со мной – своими секретами, иногда даже тем, что не всегда рассказывают родителям.

- А что для вас самое сложное в профессии?

- Наверное, найти индивидуальный подход к каждому. Подобрать такой ключик, чтобы ребенок раскрылся, чтобы он тебя услышал, а потом подтвердил это в своей работе. Абсолютно согласна с изречением Паскаля, что ученик – это не сосуд, который нужно наполнить знаниями, а факел, который нужно зажечь. Я просто убеждена в том, что нет детей бесталанных, есть дети нераскрытые. Как раз моя задача – максимально, насколько возможно, это сделать. Ведь многие даже не знают, что они могут делать хорошо, потому что раньше никогда не пробовали.

Иногда предлагаю потренироваться и в живописи, и в графике, и в декоративно-прикладном творчестве. Бывает, что ребенок углубляется в какую-то сферу, либо постигает все сразу и понемногу, и это тоже очень хорошо. Когда он сам видит успехи, радуется им, вот как раз в этот момент и раскрывается в полной мере. Потом в жизни все эти навыки обязательно пригодятся и найдут себе применение.

Первоначальные задатки заложены природой каждому, но вот реализованы они у всех по-разному. К нам в студию приходят и те, кто уже умеют что-то делать, и те, кто – как чистый листочек, их-то как раз и надо разжечь, раскрутить. Им, наверное, сложнее в самом начале.

- Бывает такое, что в процессе обучения у некоторых детей пропадает желание заниматься дальше? Вот как с ними быть? Пытаться удержать или будет лучше их отпустить?

- В моей практике такие случаи единичны. Я отпускаю, но прежде разговариваю с ребенком. Ведь ситуации – разные. Если ребенок ходит сюда потому, что это нравится родителям, сам бы хотел заниматься чем-то другим, то смысла держать, конечно же, нет. Но бывает такая ситуация, что ребенок хочет заниматься, но что-то не получается сделать, в итоге он расстраивается и начинает сомневаться. Вот здесь стоит уже мне как педагогу искать к нему какой-то другой подход, возможно, даже нестандартный, чтобы ребенок вновь втянулся и продолжал себя реализовывать. В общем, я стараюсь всегда понять своих учеников, может, это действительно не его интерес. Либо это временные трудности, тогда пытаться вместе их преодолеть.

- А как понять, его это интерес или нет?

- Только в процессе общения это можно сделать. У нас же не школа, где мы ограничены временными рамками в 40 минут, за которые необходимо выполнить определенную, порой достаточно жесткую, программу. У нас все не так строго, мы с ребятами выбираем ее сами. И уже мы, педагоги, подстраиваемся под их желания и возможности. Только так будет интересно и им, и нам. Мы даже иногда на уроке можем запеть или обсудить какую-то книгу или фильм. Рисуем и общаемся. Все вместе создаем благоприятную атмосферу, в которой нам очень приятно находиться.

- В чем ваш секрет успеха в работе с детьми?

- Сложный вопрос. Наверное, в искренности, в постоянном желании поделиться с ребятами всем тем, что я умею. Если узнаю что-то новое, чем-то овладеваю, с радостью им об этом рассказываю.

- Ваше жизненное кредо?

- По отношению к детям – открыть в каждом Художника. А в общем – больше жизни, радости и творчества.<

Записала:Анастасия Тараскина.

Источник: «Коммуна», № 102 (25533), 15.07.10г.


Возврат к списку