Поиск по сайту:
22.11.2024
Регистрация права собственности Воронежской области
21.11.2024
Мониторинг эффективного использования имущества Воронежской области
20.11.2024
Государственный кадастровый учет
19.11.2024
Проведение мероприятий по определению фактических границ территорий
15.11.2024
Согласно восточной мудрости, учитель должен обладать всем тем, в чём нуждается ученик. А каким должен быть этот педагог? Образованным и интеллигентным? Безусловно. Мудрым и тактичным? Бесспорно. Ответственным и любящим свою работу и детей? Несомненно. Но какими качествами ещё он должен обладать, чтобы быть успешным в своей деятельности и интересным ученикам? Наверное, улыбчивым, жизнерадостным и искренним. А главное – дарующим уверенность каждому ребенку, что он – талантлив.
Словом, как победительница пятого регионального конкурса педагогов дополнительного образования «Сердце отдаю детям» в номинации «Изобразительное и декоративно-прикладное творчество», руководитель детской изостудии «Самоцветы» Дома детства и юношества Центрального района Воронежа Елена Жемиря. Такой обаятельной и искренней улыбки среди победителей конкурса ни у кого не было. Пройти мимо такого человека «Коммуна» просто не могла.
- Елена, что значит для вас участие в этом конкурсе?
- Это возможность заявить о себе, продемонстрировать всё, чем владею. Конкурс был поделён на три этапа. Первым был открытый урок, где мы показывали свои педагогические умения и навыки. Вторым, и самым интересным, на мой взгляд, стала самопрезентация. В ней нужно было раскрыть свои оригинальные идеи, мастерство, разносторонний взгляд, жизненные приоритеты, отношение к детям, коллегам, профессии. В третьем этапе мы защищали дополнительную образовательную программу. Я подготовила авторский сценарий, который, кстати, занял третье место в региональном конкурсе авторских программ. Именно его я и воплощаю в жизнь. По образованию я художник, окончила Воронежское художественное училище, и вот уже десять лет работаю педагогом дополнительного образования, с радостью делюсь с ребятами своими знаниями.
- Соперников было сложно обойти?
- В каждом участнике конкурса можно увидеть что-то интересное, какие-то новые идеи, разработки, методики, нестандартные подходы. Мы со многими подружились, потом болели друг за друга, поэтому как соперников я их не воспринимала. А победила, наверное, потому, что всегда верю в себя и в необходимость своего дела. У меня был достаточно интересный урок с новыми нетрадиционными подходами. Ещё я не так давно увлеклась песочной анимацией, и эти умения продемонстрировала в самопрезентации, добавив немного театрализованности и видеоэффектов.
- Согласитесь ли вы с тем, что на вас лежит большая ответственность за формирование личности ребёнка, нежели на школьных учителях?
- Пожалуй, да. Ведь к нам дети идут по собственному желанию, потому что «хочется», а не потому что «надо». Они сами выбирают интересующую их сферу деятельности и, конечно, педагога. Мы узнаём друг друга, привыкаем и потом уже общаемся на равных. Я с удовольствием делюсь с ребятами всем тем, что знаю и умею. А они со мной – своими секретами, иногда даже тем, что не всегда рассказывают родителям.
- А что для вас самое сложное в профессии?
- Наверное, найти индивидуальный подход к каждому. Подобрать такой ключик, чтобы ребенок раскрылся, чтобы он тебя услышал, а потом подтвердил это в своей работе. Абсолютно согласна с изречением Паскаля, что ученик – это не сосуд, который нужно наполнить знаниями, а факел, который нужно зажечь. Я просто убеждена в том, что нет детей бесталанных, есть дети нераскрытые. Как раз моя задача – максимально, насколько возможно, это сделать. Ведь многие даже не знают, что они могут делать хорошо, потому что раньше никогда не пробовали.
Иногда предлагаю потренироваться и в живописи, и в графике, и в декоративно-прикладном творчестве. Бывает, что ребенок углубляется в какую-то сферу, либо постигает все сразу и понемногу, и это тоже очень хорошо. Когда он сам видит успехи, радуется им, вот как раз в этот момент и раскрывается в полной мере. Потом в жизни все эти навыки обязательно пригодятся и найдут себе применение.
Первоначальные задатки заложены природой каждому, но вот реализованы они у всех по-разному. К нам в студию приходят и те, кто уже умеют что-то делать, и те, кто – как чистый листочек, их-то как раз и надо разжечь, раскрутить. Им, наверное, сложнее в самом начале.
- Бывает такое, что в процессе обучения у некоторых детей пропадает желание заниматься дальше? Вот как с ними быть? Пытаться удержать или будет лучше их отпустить?
- В моей практике такие случаи единичны. Я отпускаю, но прежде разговариваю с ребенком. Ведь ситуации – разные. Если ребенок ходит сюда потому, что это нравится родителям, сам бы хотел заниматься чем-то другим, то смысла держать, конечно же, нет. Но бывает такая ситуация, что ребенок хочет заниматься, но что-то не получается сделать, в итоге он расстраивается и начинает сомневаться. Вот здесь стоит уже мне как педагогу искать к нему какой-то другой подход, возможно, даже нестандартный, чтобы ребенок вновь втянулся и продолжал себя реализовывать. В общем, я стараюсь всегда понять своих учеников, может, это действительно не его интерес. Либо это временные трудности, тогда пытаться вместе их преодолеть.
- А как понять, его это интерес или нет?
- Только в процессе общения это можно сделать. У нас же не школа, где мы ограничены временными рамками в 40 минут, за которые необходимо выполнить определенную, порой достаточно жесткую, программу. У нас все не так строго, мы с ребятами выбираем ее сами. И уже мы, педагоги, подстраиваемся под их желания и возможности. Только так будет интересно и им, и нам. Мы даже иногда на уроке можем запеть или обсудить какую-то книгу или фильм. Рисуем и общаемся. Все вместе создаем благоприятную атмосферу, в которой нам очень приятно находиться.
- В чем ваш секрет успеха в работе с детьми?
- Сложный вопрос. Наверное, в искренности, в постоянном желании поделиться с ребятами всем тем, что я умею. Если узнаю что-то новое, чем-то овладеваю, с радостью им об этом рассказываю.
- Ваше жизненное кредо?
- По отношению к детям – открыть в каждом Художника. А в общем – больше жизни, радости и творчества.<
Записала:Анастасия Тараскина.
Источник: «Коммуна», № 102 (25533), 15.07.10г.