17.07.2010
В конце минувшей недели Президент Медведев провёл в подмосковных Горках совещание по вопросу развития средств массовой информации. В своей речи он предложил обсудить и такую важную тему, как помощь негосударственным СМИ.
Вот только представителей этих самых «негосударственных», похоже, не было. Хотя бы – главных редакторов из первой пятерки по числу читателей каждого номера от общественно-политических изданий. Это АиФ – 7 млн. 684 тыс.; КП– 5 млн. 260 тыс.; МК – 1 млн. 877 тыс.; «Аргументы Недели» – 877 тыс. и «Труд-7» – 522 тысячи.
А сказать есть о чем. Начнем с того, что в России печатные СМИ пользуются особым доверием граждан. Слово, написанное и растиражированное на бумаге, имеет до сих пор сакральный смысл документа.
Но какова цена этого доверия и о чем должен был узнать Президент? И не «ковыряясь в Интернете», как он выразился недавно на Экономическом форуме в Питере. А из первоисточников.
Нынешнее государство, которое олицетворяет Медведев, прессе не помогает. Наоборот – душит запредельными тарифами «Почты России». Полугодовая подписка на «АН» стоит, к примеру, 230 рублей. А «Почта России» берет за доставку еще 300. Всего – 530 рублей. То есть больше половины денег подписчиков достаются не редакциям, а госструктуре. При этом зарплаты почтальонов остаются мизерными. До них «газетные» деньги почему-то не доходят.
Такое же сложное положение во многих регионах и с розничным распространением. Благодаря праву выдавать разрешительную документацию на установку киосков на рынок допускается минимальное количество фирм. Как правило, тесно связанных с местными властями. Поэтому, скажем, в Питере «АН» нельзя купить в метро. Владелец сети видит в нас смертельного конкурента своим изданиям и осенен дружбой с властями. Не помогает даже антимонопольная служба, не говоря о всесильном Президенте.
Эти же «киосковые монополисты» завышают до небес цены на газеты. Доля прибыли для них превышает 100–150%! Не хуже продажи водки или наркоты. Редакции работают только за себестоимость, получая прибыль от рекламы. Но и здесь «государство» давно и с удовольствием нас «топит».
Например, региональные власти щедро спонсируют бесплатные газеты. Разумеется, те усердно вылизывают голенища их сапог. При этом еще и перепечатывают с некоторыми изменениями статьи из наших газет, сделанные потом и кровью.
Особая история – с государственной «Российской газетой». Она существует на госдотацию в 4 млрд. рублей. Имеет за счет этих дурных госденег очевидные антиконкурентные преимущества перед другими СМИ и активно собирает деньги на свободном рекламном рынке. А он совсем небольшой. По сути своей – как если бы госчиновнику с огромной зарплатой разрешили заниматься бизнесом, где и без него тесно.
А вот еще один «гвоздь» в гроб негосударственных изданий, которыми озаботился гарант Конституции. Как будто зная о готовящемся совещании, три главных бумкомбината страны одновременно повысили цену на бумагу. А ФАС молчит. Там, видно, и в голову не приходит, что ценовой сговор может быть не только у нефтяных монстров.
Результат известен. Такая государственная политика ведет к сокращению тиражей нужных обществу газет. Что предлагается взамен – знают и видят все. Но если в крохотное «Сколково» еще можно будет заманить десяток-другой чудаков из-за бугра, то сделать это со всей страной не получится. Столько желающих приехать в страну дураков не найдется.
«Аргументы Недели».
http://www.argumenti
ОТ РЕДАКЦИИ. Мы решили перепечатать из еженедельника «Аргументы Недели» публицистические заметки его главного редактора, так как тема взаимоотношений власти и прессы получает все более острое звучание. И не только на федеральном уровне. Местные негосударственные СМИ, к числу которых относится и «Коммуна», пожинают горькие плоды несправедливой государственной политики по отношению к прессе, якобы призванной воплотить в жизнь постулат о свободе слова в России.
Источник: «Коммуна», № 104 (25535), 17.07.10г.