Поиск по сайту:
22.11.2024
Регистрация права собственности Воронежской области
21.11.2024
Мониторинг эффективного использования имущества Воронежской области
20.11.2024
Государственный кадастровый учет
19.11.2024
Проведение мероприятий по определению фактических границ территорий
15.11.2024
В Германии русскому человеку можно прожить долго и счастливо и принять местные правила и обычаи, став «почти немцем». Но изредка, особенно когда побываешь в России, все-таки прорывается изумление: неужели жизнь может быть такой? И почему она никак не складывается в России?
Немцы все восстановили, будто войны и не было. Города – как музеи, в которых сохранена вся история, от римлян и до наших дней. Каждый камушек обихожен, хотя многие города в войну были разрушены в хлам, в щебенку, – и никто не говорит, что это было несправедливо.
Александр Фитц, немецкий писатель написал:
«В 1945 году Германия потеряла четверть своей территории, все имущество за границей. Полностью было разрушено 20% промышленных предприятий, почти половина всех видов транспорта и четверть жилого фонда. Отсюда было вывезено все: станки, рельсы, паровозы, трамваи, технологические линии, строительная техника, запасы продовольствия, угнан скот… Миллионы мужчин-немцев были отправлены в трудовые лагеря держав-победительниц.
В то же время сюда насильно депортировали из Восточной Пруссии, Силезии, Чехии и Югославии 12 миллионов немецких детей, женщин и стариков. Каждый из них имел право взять с собой лишь 30 кг ручной клади, причем любые ценности, включая обручальные кольца, у них изымались. Ни жилья, ни работы Родина им предложить не могла… Плюс к тому многомиллиардные репарации, которые должна была выплатить разрушенная Германия».
У них было только одно – рабочая сила плюс справедливые, разумные законы. Им понадобилось шесть лет, чтобы восстать из пепла. И уже в 1951 году в мире заговорили о «германском экономическом чуде».
А ведь мы вроде как соседи: когда-то дружили домами и даже роднились, и бок о бок катили в мировую сокровищницу культуры две глыбы – немецкую классическую философию и русскую классическую литературу. За что ж нас так?..
…В полночь на центральной улице нашего городка тьма народа отдыхает в биргартенах (пивнуха по-нашему). Братаются компании болельщиков футбольных клубов-соперников. Мысль о «махаче» не приходит даже бритоголовым. Знакомые из маленького немецкого городка пишут, что на их памяти с 1968 года самый громкий инцидент в городке – пьяный оскорбил почтальона и даже ударил его по щеке. Жуткое преступление!
В биргартенах сидят и общаются все - благообразные старички и студенты, миллионеры и обыватели. Отличить их не просто: миллионер может приехать на велосипеде, а бюргер - на красавце «BMW». Нет у них никаких «понтов»! А уж если цепь золотая и важность в лице, то уж точно наш, русский: у местных – иные ценности. Совсем иные.
На первый взгляд, здесь вообще никто не работает. Вечный праздник. На второй - хорошо отдыхает тот, кто хорошо работает. У стариков здесь много смыслов жизни, хороших и разных, не то что у нас, где картошка и выживание рождают депрессию и пьянство. Потому и продолжительность жизни простых смертных мужчин в России достигла «рекордных» 58 лет.
Еще крепче разница в продолжительности жизни того, что они строят. У нас наводнение – смерть населенным пунктам. Строят новые, чтоб «освоить» бюджетные средства. А на балкончике в игрушечном городке Пассау сидит седой старик, похожий на шкипера. Дом – еще с рыцарских времен. Но дом этот жив и светел, и светел старик с трубкою на своем балконе. Увидев, что мы фотографируем метки уровней наводнений (1536 год, 2002-й, 1939-й и т.д.) над его головой, старик улыбнулся и показал руками, что плывет. Да-да, всего лишь в прошлом году Дунай пытался сломать им жизнь. Кишка у него, у Дуная, тонка!
Теперь о деревне, от которой главное впечатление - там нет бедных. Есть те, кто хочет родить сына и дочь, посадить деревья, построить дом и сделать его «конфеткой». Мы видели удивительно любимые дома. Дворики в деревне – это для детей и для души, а не для выживания картошкой и огурцами-помидорами. Кукольные эти дома и дворы – как декорации к «Незнайке в Цветочном городе».
Там вообще другая атмосфера. Они уважают себя и свой труд. А в воронежских селах дома деревенские - просто символ безысходности.
«…Вокруг этих кишащих рыбой баварских озер и полных оленями и прочей живности лесов расположено множество крохотных деревушек, живущих почти при коммунизме. Люди выносят коробки с яблоками и ставят на тротуары вместе с пустыми пакетами и запиской: «Берите бесплатно, кто сколько пожелает». В соседней деревне изумительно вкусный крестьянский хлеб (вчера подарили нам буханку) раз в неделю выставляется на резной лоток БЕСПЛАТНО, а все, что не разобрали, отвозится в чащу для зверушек. В другие дни из расписных, как игрушки, домов выставляются на улицу БЕСПЛАТНО ненужные книжки, детская и прочая одежда, учебники и даже сервизы.
В общую копилку коммуны каждый вносит вклад. На деньги эти устроили «Пивной праздник озера». В праздничных нарядах баварцы и баварки по смешной цене покупали разные сорта специально завезенного пива и под свой оркестр, размещенный прямо над водой на временной эстраде, раскачивали массбирами, подпевая.
…Мы купили карту, а они тут настолько подробные, что даже тропинки все нанесены, и по карте шли, куда глаза глядят. В одном месте даже сфотографировали, а то ведь не поверите: дорога между полями – выложена плиткой!
… В деревне - хорошо оборудованные детский сад и площадки, настоящий стадиончик. Трибуны для зрителей, футбольное поле. А в одной деревне набрели на гольф-клуб. Возле него стоят крутейшие «мерсы» с «фордами» (это в деревне-то!) и мотоциклы разной навороченности. И стоянка для великов тоже не пустует. А на самой территории - не только поля для гольфа, но и кафешка.
Мы и тренировку детской группы видели! С десяток детишек обоего пола, лет по семь-девять. С ними – тренер и двое помощников лет по двадцати. То есть, за мячиками не дети бегают, они в это время тренера слушают, а помощники... В общем - сказка, которую нам видывать дома не только не приходилось, но, похоже, и никогда не придется.
Вот еще повод для удивления, когда совершаешь поездку в Россию. На железных дорогах Германии, по сравнению с нами, все – наоборот: чем раньше покупаешь билет – тем он дешевле. Логика элементарна: клиент кредитует дорогу и получает процент – как и со вклада в банк. В России – с ног на голову: здесь надо платить за «бронь». За то, что дороге дают деньги вперед, клиент еще и доплачивает ей. Логика монополистов, которым законы рынка до фени.
Вторая часть этого абсурда – очереди в российские кассы. То есть, любой торговец всегда рад возможности расширить число торговых мест и побыстрей удовлетворить клиента, пока тот не ушел к другому. Нашему монополисту эти любовные интрижки неинтересны. Поэтому и очереди до сих пор – как вечное бельмо на глазах вокзалов. То же, что плата «за бронь»: «Вас здесь много, а я – одна такая железная». пт
Немцы сделали из разрушенной страны «конфетку», а мы, со своими несметными дарами природы, сидим в… яме. И - «в душе моей накурено и не подметено».
Быть может, виноваты наши классики. Сказал же Чехов: нам нет ничего дороже наших несчастий. Вот на небесах и решили: так нате ж вам самое дорогое.
Подготовил: Александр Ягодкин
Источник: «Коммуна», № 104 (25535), 17.07.10г.