Управление природных ресурсов Воронежской области



Есть вопрос?




Субботний репортаж. Шатёр «Арены»

17.07.2010

Двенадцать профессионалов создали свой цирк

В Павловске нестерпимо душным июльским вечером, когда командировочному и деться некуда, подался я в цирк-шапито «Арена».

Заприметил его сразу же по приезде, неподалёку от автостанции, в той безлико-серой части города, где на фоне однообразных пятиэтажек не увидеть красно-сине-жёлтый шатёр просто нельзя. Казалось, что этот балаган каким-то чудом перенёсся сюда из киношных сказок знаменитого режиссёра Александра Роу.

Но, как оказалось, режиссёр и художественный руководитель здесь другой. И зовут его Армен Геворкян.

Но об этом я узнал только через неделю, уже в другую свою командировку, на этот раз в Острогожск.

Тогда же, в Павловске, представление посмотреть посмотрел, а вот поговорить с артистами не получилось. Наверстать упущенное помогла чистая случайность: мы, словно сговорившись, следовали друг за другом.

Лично для меня в цирках-шапито, колесящих по дальним маленьким российским городкам, кроется что-то романтично-привлекательное и одновременно трогательное. Может, в том повинен Александр Куприн, много писавший о странствиях циркачей или Анатолий Дуров, оставивший воспоминания о своих гастролях по Руси Великой.

…На этот раз в Острогожске, в городском саду, прямо впритык к старому зданию бывшего летнего театра, а потом и кинотеатра, обозначив площадку железной оградой, шатёр цирка-шапито «Арена» выглядел не столь величественно. Может, тому причиной было черно-синее небо, похожее на огромный без начала и конца синяк и словно пресс давившее на землю.

До начала выступления было ещё часа три. И двадцатичетырехлетняя опытная воздушная гимнастка и она же – начинающая дрессировщица хищников, Женя Кута сидела тут же, под навесом и о чём-то беседовала с двадцатипятилетним жонглёром Стасом Обертаевым.

Дрессировщица и воздушная гимнастка Евгения Кута.
Дрессировщица и воздушная гимнастка Евгения Кута.

Женя и Стас рассказывали мне о себе, о том, как складывалась их творческая судьба. Женя – с трёх лет на арене, Стас – с третьего класса.

- У меня и мама, и папа цирковые артисты, - говорит Евгения, - так что я из тех, кто родился в опилках.

А вот у Станислава путь на арену начинался с народной цирковой студии, куда его за руку привела старшая сестра. Потом было Московское цирковое училище, сразу же после его окончания получил приглашение работать в цирке Юрия Никулина, зарубежные гастроли, и вот – «Арена».

Так, как жонглирует Станислав Обертаев – девять мячиков в воздухе, – мало кому удаётся. Его номер «Игра в бильярд» - это, бесспорно, безукоризненно-филигранная работа.

- Идея-то какая интересная! – не удержавшись, восклицаю. – Когда я увидел твою «Игру в бильярд», то просто восхитился: вроде бы всё так просто, а ведь никому раньше и в голову не приходило поставить номер на подобный сюжет.

– «Игра в бильярд» - это моя дипломная работа в цирковом училище, - поясняет Станислав. – Номер придумала мой педагог Любовь Кириллова, а лоск наводила режиссёр Наталья Маковская.

И тут мы со Станиславом заметили, что дождик почти перестал, а Женя Кут вышла из вагончика в артистическом трико и с дюжиной колец- халахуп.

Женина мама, Зухра Круглова, тоже работает в этой программе, она тоже воздушная гимнастка. «Мама за меня всегда жутко переживает, - говорит Женя на ходу. – И потому приучила меня заранее готовиться к выходу на арену, собраться, сосредоточиться».

А еще Женя спит и видит себя дрессировщицей львов, тигров, пантер и пум. У нее муж – профессиональный укротитель хищников Хамада Кут из Египта, из цирковой династии.

- Его бабушка была первой дрессировщицей тигров. И, собственно, она и создала стационарный цирк в этой стране, - поясняет Женя.

Тут дверь в соседнем вагончике приоткрылась, и на лесенке оказался клоун Александр Капитанский. Но узнать его – хоть был он без полного грима и с голым животом - было просто невозможно: в профиль – ни дать ни взять молодой Михаил Жванецкий. И глаза как крупные смородины – озорные и лукавые. Одним словом, глаза клоуна.

Фамилия его мне показалась очень знакомой.

- В «Цирковую энциклопедию» ты попал? – спросил я Капитанского.

- Не успел еще, - ответил он с обескураживающей улыбкой.

- Откуда же я тогда тебя знаю?!

- Да, мы в Воронеже трижды на гастролях выступали. И газета «Коммуна» обо мне писала.

Вот тут-то я и вспомнил, откуда мне известна эта фамилия.

Вообще-то, Капитанский профессиональный музыкант, скрипач, прошел курс наук в знаменитой Гнесинке. Играть бы ему в каком-нибудь оркестре, и может, даже быть первой скрипкой.

Но не сошлось

Просто с детства Капитанский «болел» цирком. Родители же видели сына музыкантом. И тут его интересы и папы с мамой пришли в противоречие.

Уже после армии он попал к Народному артисту СССР дрессировщику Вальтеру Запашному – был, что называется, на подхвате, а так, если говорить по-простому, чистил клетки животных, сопровождал их в дороге. Потом служил у Народного артиста РФ канатоходца Адама Виситаева.

И только потом Капитанский стал клоуном.

Сейчас они выходят на арену втроем – сам глава семейства, его жена Мария и старшая дочь Саша.

Время, однако, поспешало к семи вечера, к началу представления. На дорожках городского сада все больше и больше появлялось родителей с детьми; они явно заранее пришли в цирк – как на праздник.

- Что в цирковом искусстве для вас главное? – спросил я Армена Геворкяна.

- Как и в любой работе – профессионализм, - ответил он. – Применительно к нам – это трюк, выполненный без сучка и задоринки. И, конечно, красиво поданный. Потому я и собрал в «Арене» двенадцать настоящих профессионалов.

Что это именно так, можно было судить по долгим аплодисментам, которые так и не смог заглушить проливной ливень, неистово тарабанящий острогожским вечером по цирковому шатру.

Павловск – Острогожск.

Автор: Виктор Силин.

Источник: «Коммуна», № 104 (25535), 17.07.10г.


Возврат к списку