Управление природных ресурсов Воронежской области



Есть вопрос?




Культура. От понёвы до мини-юбки

06.03.2010

Об исконно воронежском костюме шла речь за «круглым столом» в Доме молодёжи

Организованный Управлением культуры области разговор, в котором приняли участие представители музеев и библиотек, руководители творческих коллективов и районных отделов культуры, мастера декоративно-прикладного творчества, состоялся в преддверии фестиваля народного костюма. Инициатором его, кстати, выступила супруга губернатора Татьяна Гордеева.


Воронежский костюм. Фото Константина Толоконникова.

Руководитель Управления культуры Иван Образцов, открывая «круглый стол», напомнил о том, что народные костюмы в Воронеже иногда можно увидеть на выставках, интересная их коллекция хранится в фондах краеведческого музея, но систематическим опыт их изучения пока не назовёшь. «Мы всерьёз намерены взяться за эту тему. А сейчас хочется выработать рекомендации – в каком направлении нам двигаться», - сказал Образцов.

Хороший пример трепетного отношения к собственным традициям Иван Дмитриевич увидел недавно в Саранске. Оттуда он привёз, помимо впечатлений, роскошно изданную книгу «Мордовский народный костюм».

Заведующая кафедры этномузыкологии Воронежской государственной академии искусств, профессор Галина Сысоева говорила о нехватке специалистов, которые могли бы исследовать историю и эволюцию костюма. «Сейчас таких просто не готовят – да они и работу себе не найдут».

На научно-практических конференциях доклады о народном костюме – редкость, но при этом во всё-таки выходящих книгах на эту тему, созданных зачастую любителями, знающий человек постоянно встречает неточности. С другой стороны, и энтузиастами-непрофессионалами (не говоря о школьных музеях) собрано много интереснейших материалов, и сотрудничать с ними необходимо, стимулируя дальнейший поиск, приглашая делиться своими находками.

Галина Сысоева со своими учениками обследовала 173 населённых пункта Воронежской области – но при этом многие уголки нашего края пока остаются неизученными, а где-то уже ничего не удается найти. Натура уходит, традиции забываются. Народная артистка СССР Мария Николаевна Мордасова рассказывала как-то Галине Яковлевне, что, когда она приезжала с концертами в село, многие приходили послушать её в местных костюмах. Сейчас такое даже сложно себе представить.

- В нашей коллекции костюмов – более 3,5 тысячи единиц хранения, - напомнила заместитель главного хранителя фондов ГУК «Воронежский областной краеведческий музей» Светлана Толкачёва. – Первые поступления датированы концом XIX века.

Многое, впрочем, погибло во время Великой Отечественной, но после войны фонды пополнились уникальными экспонатами. Источников для исследования этой темы, по словам Светланы Толкачёвой, не так много. Однако находки случаются – и поджидают в самых неожиданных местах. Например, в воронежских актах XVII-XVIII веков можно найти информацию о кражах: украдены две синие понёвы, красный сарафан. Или - разыскивается мужчина, его описание содержит и данные об одежде. Некоторые сведения можно найти в городских периодических изданиях XIX века. Полученная информация позволяет проследить изменения, которые претерпевала одежда воронежских крестьян.

И крестьянская юбка-понёва, и головной убор кичка, оказывается, могут быть востребованными в наше время. Мастер-художник Елена Матвеева говорила именно о том, как традиции сохраняются и развиваются в современном декоративно-прикладном творчестве, о том, как мастера пытаются создать что-то своё, авторское, используя элементы воронежского костюма.

«Очень хотелось бы организовать какие-то курсы, повысить квалификацию, уровень знания мастеров – чтобы те могли создать узнаваемый воронежский стиль», - призналась она.

Автор: Виталий Черников.

Источник: «Коммуна», № 32 (25463), 06.03.10г.


Возврат к списку