Управление природных ресурсов Воронежской области



Есть вопрос?




Вузы. Провинциальной науки не бывает

20.07.2010

Необходимые условия, чтобы стать региональным научным центром

Образовавшиеся за два десятилетия после распада СССР провалы в экономике поставили страну и её науку на грань выживания. Неутешительное положение дел в России отмечают и независимые исследователи. Например, компания «Thomson Reuters» (США) опубликовала исследование, результаты которого показали, что в последние годы мировое значение российской науки существенно снизилось. К сожалению, в нашей стране основные показатели научно-технического развития не растут, а снижаются.

Острой проблемой сегодня остаётся низкая активность высшей школы в выполнении научных исследований, причём ситуация имеет тенденцию к ухудшению. Затраты же на научную деятельность зафиксированы только в 40 процентах российских вузов (государственных и негосударственных). Вновь созданные частные высшие учебные заведения практически не занимаются научно-исследовательской деятельностью.

Тем не менее, аналитики утверждают, что сегодня трудно в полной мере согласиться с тем, что недостаточное финансирование науки определяется крайним дефицитом финансовых средств. Такое положение дел является следствием неправильных приоритетов российского бюджета. При этом опыт развитых стран красноречиво доказывает преимущества другой модели экономического развития – инновационной, в рамках которой экономический рост достигается за счёт технологического фактора.

Обучение в высшем учебном заведении предоставляет молодёжи шанс не только получить качественное современное образование, но и реализовать себя в научном плане.

В Борисоглебске бесспорным научным центром является государственный педагогический институт (БГПИ).

Его географическая особенность – территориальная удалённость от областного центра – даёт некоторые преимущества по сравнению с воронежскими вузами. Прежде всего – это статус центра провинциальной науки, которой в настоящее время стали уделять больше внимания. Слово «провинциальный» в данном случае не имеет никакого уничижительного подтекста, поскольку диплом кандидата или доктора наук не имеет территориальной градации. Более того, преподаватели БГПИ защищают свои диссертации только в крупных научных центрах.

В настоящее время у нас работают девяносто кандидатов и шесть докторов наук, функционирует аспирантура по пяти специальностям. Ежегодно преподавателями защищается четыре- шесть диссертаций. Данный научный потенциал позволяет институту полностью выполнять требования Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки по отношению к результатам научно-исследовательской деятельности. А эти требования, поверьте, весьма серьёзные как в плане количества и качества публикаций, так и в финансовом плане.

В частности, в БГПИ уже третий год функционирует система внутривузовских грантов, основной целью которой является финансовая поддержка перспективных научных исследований, диссертационных работ, издательских проектов и научных мероприятий. С помощью этой системы удалось существенно поднять уровень научных изданий, получающих одобрение в редакционно-издательском совете института. Так, монографии наших учёных регулярно отмечаются премиями в областном конкурсе научных работ. Студенты БГПИ также участвуют в разнообразных научных конкурсах и завоёвывают награды.

Как видится дальнейшее развитие научного поиска в БГПИ?

Одной из ключевых проблем является проблема развития фундаментальной и прикладной науки в соответствии с современными стандартами актуальности и научности, сохранение и поддержка научных школ, а также создание условий для развития научно-исследовательской деятельности, совершенствование процесса подготовки кадров высшей квалификации: кандидатов и докторов наук.

Достижение этих целей потребует создания научно-образовательных и внедренческих центров совместно с университетами, расширения сферы влияния и внедрения научных разработок вуза в практику педагогического сообщества Черноземного региона. А главное – закрепление роли БГПИ как регионального центра научно-инновационной, образовательной активности: центра повышения квалификации, центра развития инновационных компетенций, конференций, семинаров, обучения по программам послевузовского образования.

город Борисоглебск.

Автор: Андрей Тараканов, доктор физико-математических наук, профессор БГПИ.

Источник: «Коммуна», № 105 (25536), 20.07.10г.


Возврат к списку