Поиск по сайту:
22.11.2024
Регистрация права собственности Воронежской области
21.11.2024
Мониторинг эффективного использования имущества Воронежской области
20.11.2024
Государственный кадастровый учет
19.11.2024
Проведение мероприятий по определению фактических границ территорий
15.11.2024
Ворчливо поругивая нынешнюю молодёжь за её легкомыслие, инфантильность и вялую восприимчивость исторического наследия, мы забываем простую истину: какие есть мы – таким станет и будущее. Будущее – это они, молодые. А мы – какие?
Готовы ли мы, как и учительница Совхозной средней школы Раиса Цихотских, не скучно, не стандартно, не навязчиво провести их дорогами Победы, сопряжёнными с их семейными родословными? Да так провести, чтобы они сами, с осознанной гордостью, прикипели к своей наследственности, открыв в ней неожиданно пронзительные страницы. А это сейчас нужнее любых «нацпроектов», ибо наша общая История, сотканная из историй отдельных семей, должна вытеснять инфантильность и вялость зарождающимся негромким патриотизмом.
…Девятиклассник Совхозной школы Влад Воробьёв никогда не думал, что доведётся пройти ему семейною дорогою от своей школьной парты до Берлина. И, глядя на фронтовую фотографию победного мая, постоять у ещё дымящегося рейхстага. Рядом вон с той юной девчонкой с медалью в центре тронутого временем военного фото.
Как это стало возможным, Влад рассказывает в своей работе, представленной на областную краеведческую конференцию «Эхо войны».
«В прошлом году на уроке истории, - пишет парнишка, - я услышал от нашей учительницы Раисы Тихоновны Цихотских рассказ о том, что пережил в годы войны наш посёлок, кто из земляков ушёл на фронт. Особенно поразила меня судьба 17-летней девушки Настеньки Моренко, ушедшей на фронт добровольно. Каким же было моё удивление, когда я узнал, что этой девушкой была моя прабабушка Анастасия Митрофановна! После рассказа учительницы я нетерпеливо стал просить мою маму рассказать о ней всё-всё. И фотографии в домашнем альбоме просмотрел уже другими глазами. А в школьном музее я нашёл изумительный материал о боевом пути 116-й танковой бригады, в которой воевала моя прабабушка».
В сочинении паренька, идущего фронтовой дорогой танкистки Настеньки, ещё не ставшей его прабабушкой, каждая строчка полыхает мальчишеской искренней гордостью за сопричастность к Победе, знамя которой 450 дней несла с боями и его родственница. Это даже не сочинение, а взволнованный рассказ мальчишки, для которого далёкая от него война стала не просто скучным и обязательным параграфом в учебнике, а будто самого его опалила, как и Настеньку в 42-ом.
«116-я танковая бригада стояла тогда в нашем посёлке Совхоз «Вторая пятилетка», - делится открытиями девятиклассник. – С нею Анастасия и попросилась на фронт санитаркой. Её взяли санинструктором, а потом она стала радисткой в танке».
Знакомясь вместе с учительницей с документами школьного музея, прочитал Влад и ломкие от времени треугольники солдатских писем однополчан прабабушки. Узнал из них, что солдаты танковой бригады, начав с придонских лискинских плацдармов, прошли с боями до Берлина 2,5 тысячи километров. Освобождали Воронежскую, Курскую, Белгородскую, Харьковскую, Кировоградскую, Черкасскую области.
С гордостью поведал школьник, что на этих грохочущих военных вёрстах «Настеньку уважали за её весёлый характер и берегли, как могли».
Увидел парень и тот страшный бой в Восточной Померании, где «их танк был подбит и загорелся. Когда Анастасию вытаскивали из люка, она уже была тяжело ранена – прострелены обе ноги. В госпитале у неё началась гангрена. Хирурги хотели ампутировать ноги, но произошло чудо. Жизнелюбие и вера Насти, что всё будет хорошо, сделали невозможное – она стала поправляться. И не только осталась на ногах, но и вернулась в свою родную танковую бригаду».
С нею и вошла на своей «тридцатьчетвёрке» в логово фашистов, добивала их у рейхстага. Сделав по нему последние залпы, танкисты сфотографировались на фоне ещё дымящихся его развалин. Свою любимицу Настеньку, как и в бою, они и перед камерой поставили в центре, словно стараясь прикрыть от возможной беды.
Шестнадцатилетний лискинский школьник не был ни разу на торжественных построениях танкистов 116-й Краснознамённой ордена Суворова Александрийской танковой бригады. Не слушал в строю приказы, в которых Верховный главнокомандующий Иосиф Сталин 11 раз объявлял танкистам 116 -й благодарности за боевое мужество. И не видел в небе столицы 20 залпов-салютов, выпущенных в честь беспримерных подвигов однополчан своей прабабушки на дороге к Победе.
Но в своей работе он рассказывает об этом с такой гордостью, будто и в его честь гремели те салюты и звучали чеканные слова приказов. Да и героическую свою прабабушку Анастасию Митрофановну помнит слабо – мало лет ему было. Но толчок, данный его генетической памяти на том прошлогоднем уроке истории, стал отправной точкой его осознанной причастности к войне и Победе.
С интересом расспрашивая родных о жизни прабабушки, он услышал и тяжкое эхо той войны.
«В послевоенные годы, - пишет Влад, - раны её часто давали о себе знать. Ноги распухали, ныли и болели. Она не снимала войлочные сапожки даже летом. Но до самой смерти она вела переписку со многими своими боевыми товарищами».
Эти семейные реликвии – письма однополчан прабабушки, - прочитанные Владом, не только утоляют мальчишеское любопытство о той приглушённой временем войне, но и, наверняка, станут для него примером неистребимого фронтового братства, где и сухари, и патроны, и боль от ран делились на всех поровну.
Я не знаю, как сложится судьба самого Влада Воробьёва. Но убеждён, что знамя Победы, донесенное юной танкисткой с простреленными ногами Настенькой Моренко от его посёлка до рейхстага, он никому не даст оболгать и очернить. Потому что на нём – кровь родного ему человека. А значит, это и его Знамя. И Победа – его.
Лискинский район.
Автор: Николай Кардашов.
Источник: «Коммуна», № 108 (25539), 27.07.10г.