Управление природных ресурсов Воронежской области



Есть вопрос?




Живопись до Парижа довела

28.07.2010

Году России во Франции и Франции в России воронежский художественный музей имени И. Н.Крамского посвятил сразу несколько летних проектов.

Как развивались художественные связи двух стран с XVIII по XX век? Русская и французская школы живописи находились в постоянном диалоге, некоторые его результаты можно было увидеть на проходившей в июне выставке «История с продолжением».

Все экспонаты – из фондов музея. Очень разные авторы, очень по-разному проявлялась у них французская тема. Рядом с «Булонским лесом» И.Н.Крамского разместился «Снег в Париже» нашего современника О.М.Савостюка. В число экспонатов попали не только творения художников. Можно было увидеть, например, старинные предметы сервировки стола, каким-то образом попавшие из Франции в наши широты.


Один из экспонатов выставки музею подарил его автор – Олег Савостюк.

Конец XIX – начало XX века – время наиболее интенсивных художественных контактов двух стран. Большинство работ, попавших на выставку, относятся к этому периоду. К.А.Коровин – первый русский импрессионист. С 1923 года до самой своей кончины в 1939-м он жил и творил во Франции. «Утро княжей охоты» и «Вечер княжей охоты» Н. К. Рериха были написаны в Париже. Неоднократно приезжала в этот город ученица И. Е.Репина Е.А.Киселёва, в чьём творчестве сплелись традиции русской реалистической школы и модерн…

В том же зале прошла ещё одна выставка. Пётр Нилус, друг Бунина и Куприна, уехал из России в 1920 году. В конце концов тоже осел в Париже. В 1995 году приёмная дочь художника В.Л.Голубовская передала более 70 его произведений в дар Воронежскому областному художественному музею имени И. Н. Крамского. Недавняя выставка открывалась его автопортретом.

Пейзажи и натюрморты Нилуса отличали тонкий изысканный вкус. Влияния импрессионизма он также не избежал. Его пейзаж – полуразмыт, лица людей – затуманены. Иногда светлое, почти белое доминирует на холсте. Не случайно среди близких ему художников бытовало определение «белый Нилус». По иным картинам Нилуса можно получить некоторое представление и о современной ему Франции, но довоенная европейская реальность как таковая, похоже, не слишком интересовала художника, вокруг он искал прежде всего поэзию.

Некоторые из картин наполнены ностальгией по прошлому – причём такому, в котором ему жить не довелось. Барышни с зонтиками, мужчины в цилиндрах – художнику-эмигранту удалось изобразить некий идеальный «девятнадцатый век», выглядевший куда поэтичнее окружавшего его века двадцатого.

Автор: Василий Черноусов.

Источник: «Воронежская неделя», №30 (1963), 28.07.10г.


Возврат к списку