Поиск по сайту:
22.11.2024
Регистрация права собственности Воронежской области
21.11.2024
Мониторинг эффективного использования имущества Воронежской области
20.11.2024
Государственный кадастровый учет
19.11.2024
Проведение мероприятий по определению фактических границ территорий
15.11.2024
Несколько дней назад в конференц-зале областной больницы собрались главные врачи сельских ЦРБ, воронежских городских ЛПУ, руководители здравоохранения Воронежа и области. В президиуме были первый заместитель губернатора по социальным вопросам Галина Агапова и федеральный инспектор Юрий Леонов.
На обсуждение вынесли важнейшую тему здравоохранения – качество и доступность медицинской помощи. Заметим, что местные СМИ, мимоходом сообщившие об этом, либо не поняли темы сбора, либо воспользовались недостоверной информацией и представили его как одно из заурядных ежемесячных совещаний. А между тем собрание Общественного совета Росздравнадзора было первым из тех, где будут анализироваться острейшие проблемы медицины. И об этом со всей определённостью заявил руководитель управления Владимир Щербаков.
Отмечу два весьма значимых момента.
Во-первых, для получения объективного представления о ситуации специалисты Росздравнадзора и члены Общественного совета прежде всего провели массовое анкетирование больных и пациентов, в ходе которого выясняли их мнение об оперативности медицинской помощи и её качестве. Кроме того, институт общественного мнения «Квалитас» опросил 616 человек. Были использованы письма и информация, полученная по телефону от читателей «Коммуны», сообщавших о своих встречах с докторами. Большинство высказываний оказались весьма эмоциональными, но это лишь подчеркивало, что затронутая тема очень болезненна для жителей всей области.
Во-вторых, трибуна совещания была предоставлена не только тем, кто лечит и организует лечение, но и тем, кто лечится.
…Житель небольшого лискинского сельца Николаевки Алексей Иванович Грачев до последнего оттягивал свою поездку в районную больницу. Кое-как перемогался, но сердце всё сильнее стало «пошаливать», и он собрался в путь. С автобусом ему повезло, и уже к началу седьмого утра добрался до ЦРБ.
Алексей Иванович рассказывает:
«Поликлиника была закрыта, но людей в очереди уже накопилось немало. Кто-то молча стоял и опирался на палочку; кто-то беспрерывно топтался, усмиряя боль в немощных ногах. Когда двери открыли, люди рванулись к регистратуре: давка, стоны, грубые слова. Потом кое-как утихомирились, но когда через 30-40 минут пришли медсестры, опять началась толкотня: каждый норовил к окошечку пробраться. Грачев получил талон, пошел в тесный, душный коридор и опять встал в очередь на прием к доктору. Отстоял полтора часа. Кардиолог посоветовал обязательно у невролога проконсультироваться. Значит, через пару дней, собравшись с силами, надо опять в такое же путешествие пускаться».
«Такого, как в нашей ЦРБ, нигде нет, – уверены жители Воробьевского района И.М.Алещенко и Н. Г.Безвеселный. – Люди у регистратуры едва в обморок не падают, а когда несколько часов постоишь под дверью врача, то проклинаешь всё на свете».
Увы, названные районы вовсе не исключение из общего тревожного правила: сельская медицина становится всё менее доступна простым гражданам. Об этом – десятки и сотни сигналов. В больницах и поликлиниках не хватает окулистов, специалистов по УЗИ, рентгенологов, неврологов, ЛОР-врачей, урологов. Попасть к этим и многим другим специалистам – проблема.
«Узким местом» любой поликлиники (даже в Воронежской областной клинической больнице №1) стали регистратуры. Людские водовороты, крутящиеся возле них, постоянно выплескиваются в скандалы. Ещё в недавние годы, например, около регистратур лежали журналы самозаписи к докторам, и это хоть как-то снимало напряжение. Сегодня журналы практически исчезли. Приходится звонить в регистратуру (попробуйте поэкспериментировать, с какого раза вы туда дозвонитесь), записываться на прием к врачу, через семь-восемь дней приходить в поликлинику – и тогда вам выдадут талон. Причем время приема, обозначенное в нем, не играет роли – везде устанавливаются «живые» очереди. Тогда зачем писать это время?
Ещё одна проблема – лаборатории. В них также не хватает сотрудников, в большинстве своём они малоопытные, а оборудование – устаревшее.
О том, что в стационары надо нести с собой постельное бельё, перевязочные средства, мединструментарий, медикаменты, говорилось не одиножды и в прошлые годы. Пока ничего не меняется. Хотя добавился неприятный факт: многие медсестры процедурных кабинетов открыто говорят, что за уколы «надо благодарить». Как благодарить – понимай как хочешь.
Жалобные сигналы идут из самой дальней –Поворинской– ЦРБ и флагмана областной медицины – ВОКБ №1 , из Таловской сельской амбулатории и лучшей воронежской поликлиники – №7. Нет смысла перечислять все адреса.
Один из звонивших высказал очень точную мысль: «Впечатление такое, что нынешний Минздрав обращает внимание только на высокие технологии, а пациенты с традиционными болячками его мало интересуют».
Судя по высказываниям больных, подобное отношение всё больше проявляется и у воронежских организаторов медицины. Говоря об отношении врачей к пациентам, об их милосердии, многие больные в анкетах отмечали, что доктора и медсестры стали малоприветливы, раздражены и своих чувств не скрывают: «А как, вы думаете, мы должны работать за такую зарплату?»
О зарплате пока не будем, это разговор особый.
Не стоит скрывать: в условиях ограниченного финансирования руководителям здравоохранения приходится нелегко. Улучшения материально-технической базы, оснащения новейшим оборудованием, достаточного лекарственного обеспечения, достойной зарплаты медработникам без нормального финансирования добиться невозможно. И здесь одна проблема цепляется за другую. Зачем стараться получить новейшее оборудование, если на нем некому работать? Сколько его используется сегодня не в полную силу? Почему с каждым годом всё резче обозначается кадровый голод в здравоохранении?
Не потому ли, что из-за мизерных зарплат упал престиж профессии, и нынешние выпускники медакадемии вовсе не торопятся в муниципальные и государственные медучреждения. Но ведь сотни молодых докторов выучились за государственный счет, поэтому обязаны компенсировать затраты. Значит, нужна обязательная трехлетняя отработка. И государство должно её ввести, а оно как будто не замечает проблемы. Впрочем, даже в этих условиях можно смягчить её остроту. Нужно лишь большее взаимодействие между медакадемией и руководителями здравоохранения.
Настораживает, что в последнее время из уст многих медицинских руководителей можно услышать весьма странное утверждение о том, что качество лечения может определить только специалист. Самому больному это, мол, не подвластно. Но если пациент исправно ходит к врачу и два, и три года, а толку нет, какого мнения он должен быть о профессиональных способностях доктора?
Об этом и о проблемах, которые не требуют особых финансовых вливаний, но способны значительно повысить качество работы и доступность медпомощи людям говорил заместитель руководителя Управления Росздравнадзора Владимир Бородин.
Он назвал результаты анкетирования нерадостными, привел примеры откровенного равнодушия к больным и со стороны рядовых врачей, и со стороны организаторов здравоохранения. Нельзя не отметить, что некоторые из них весьма болезненно восприняли попытки членов Общественного совета выяснить мнение о качестве лечения у самих больных. Дурным примером может служить нервная реакция главного врача воронежской городской больницы №2 Геннадия Белозерова, который пытался не пустить проверяющих в больницу. Оказалось, не зря: в этом лечебном учреждении была выявлена масса нарушений.
Владимир Бородин выступал после первого заместителя руководителя Департамента здравоохранения Воронежской области Олега Богатищева. Ожидалось, что Олег Анатольевич задаст критический настрой предстоящему обсуждению, выскажет свое мнение об улучшении качества медпомощи и доступности её людям. Быть может, поспорит с данными «Квалитаса», согласно которым, треть опрошенных посчитала, что большая часть медуслуг им недоступна. Две трети заявили, что в ЛПУ они постоянно стоят в очередях, а более 70% респондентов откровенно сказали о мздоимстве медиков и высказали претензии к качеству их работы.
К сожалению, докладчик, не отзываясь на конкретную тему, решил рассказать о работе здравоохранения в «общем и целом».
Столь малопроблемный доклад даже вызвал недоумение у Галины Агаповой. Она подивилась чрезвычайному оптимизму выступившего и, перечислив некоторые проблемы, сказала: «Для того, чтобы обнаружить недостатки в оказании помощи, не нужно никакого анкетирования. Достаточно пройтись по любому ЛПУ и хозяйским глазом посмотреть, что нужно сделать для ликвидации недостатков. Если они годами не исчезают, значит, главные врачи просто свыклись с таким положением».
Согласно официальной статистике Департамента здравоохранения, в 2009 году об организации работы только сельских ЛПУ высказали жалобы 116 человек. О грубости и невнимательности медработников сообщили 18 пациентов. Конечно, это лишь надводная часть «айсберга обид». Ведь большинство, боясь ответных санкций медработников, просто «проглатывают» моральную боль, а многие не верят, что высказанная критика принесёт хоть какую-то пользу.
И правильно, что не верят! Десятки жителей села Гремячьего Хохольского района протестовали против реорганизации больницы в своем селе, но их не послушали. Несмотря на многочисленные протесты, закрылись больницы в петропавловском селе Старая Криуша и Радченская больница в Богучарском районе. Подобных примеров с каждым годом всё больше.
Всегда ли так называемая оптимизация сельской медицины улучшает доступность помощи и её качество? Если да, то почему сельский люд много лет успокоиться не может после такой «перестройки»? Возможно, организаторы здравоохранения лучше самих граждан знают, как им надо лечиться и что принесёт пользу их здоровью? Возможно. Только весомых доказательств этого пока нет.
Автор: Борис Ваулин.
Источник: «Коммуна», № 110 (25541), 30.07.10г.