Управление природных ресурсов Воронежской области



Есть вопрос?




Люди и стихия. Здесь цвели ландыши

03.08.2010

Сообщают корреспонденты «Коммуны»

На Кожевенном кордоне я была всего раз. Тогда в лесу цвели ландыши. Когда теперь их можно будет здесь увидеть?! Говорят, через 20 лет. Эта цифра как-то не укладывается в голове.

Прямо на въезде нас встречает обуглившаяся будка с поднятым шлагбаумом. Раньше за него никого не пускали без пропуска, теперь – проезжай, кто хочет. Недалеко от неё – горка дымящегося хлама. О том, что здесь некогда было жилище лесного охранника, напоминают лишь уцелевшая печка и фундамент. Одноэтажный домик в несколько комнат вспыхнул в мгновение ока, когда огонь подобрался к самому краю кордона. Семья успела спасти только документы.

- Паспорт и водительское удостоверение – всё, что осталось. Хотя зачем теперь удостоверение, машины всё равно сгорели?.. - вздыхает Александр Тогушов.

В маленьком домике семья прожила десять лет. Из всего хозяйства спаслись пара кошек да куры с утками. Охранник нервничает. Хотя здесь точное слово – растерян. На место, где раньше был дом, лишний раз не смотрит.

- Тут беседка была, хорошая… - неожиданно произносит Александр и указывает на пустое место.

Сейчас семья перебралась в кирпичную пристройку по соседству. Родственники привезли плитку на газе и одежду.

О том, что было в роковой день, говорит неохотно.

- Горело всё вокруг. Думали: всё, нам хана. Выбраться на трассу было невозможно. Огонь стоял стеной. Только назад, к турбазам, – там ещё не полыхало так сильно. Когда приехали пожарные, дом тушить даже не стали – всё бесполезно, - говорит охранник.

- Как жить-то теперь дальше?! Вы там обязательно спросите у властей, - на прощание произносит погорелец.

Когда мы проехали чуть дальше, единственное, что увидели, – черные скелеты деревьев, которые казались бесконечными. Вглядываюсь в глубь в надежде отыскать хоть какой-то живой уголок – тщетно. По дороге то и дело встречаются дымящиеся головешки, а то и вовсе – полыхающая огнём трава. На кордоне дежурит несколько пожарных расчётов, через несколько километров встречаются водовозы, но уследить за всей территорией невозможно.

Недалеко от турбазы «Маяк» добровольцы от Воронежского механического завода в полотняных комбинезонах лопатами забрасывает дымящиеся очаги. Повторения трагедии предыдущего дня не хочется никому.

Многие из них в злополучный четверг уехали с кордона лишь в двенадцатом часу ночи. До последнего помогали эвакуировать отдыхающих с турбаз, а потом тушили пожар.

- В некоторые моменты от дыма даже собственных рук не было видно, - рассказывает один из них.

Такой эвакуации Воронеж ещё не видел. Первыми вывозили людей с турбаз «Маяк» и «Колос», к которым вплотную подбирался огонь. Отдыхающие, большинство из которых – женщины и дети, взяв только документы и самое необходимое, бросились к реке – единственному возможному спасению. Там кто на подоспевших лодках МСЧ и местных рыбаков, кто самостоятельно, переправлялись на другой берег к турбазе «Коминтерновец», где их должны были ждать автобусы. Долгожданный транспорт тоже пробирался сквозь дымовую завесу с трудом.

Всего из зоны распространения огня было эвакуировано 1210 человек. Сгорели три турбазы – «Маяк», «Колос» и «Зелёный огонёк». Автор: Татьяна Петеренко.

Источник: «Коммуна», № 110 (25542), 03.08.10г.


Возврат к списку