Управление природных ресурсов Воронежской области



Есть вопрос?




Из первых рук. «Дыра» в законе

05.08.2010

Нынче приставы могут исполнить не все судебные решения. Почему?

Начиная очередную пресс-конференцию, главный судебный пристав Воронежской области Вера Попова обратила внимание журналистов на такой факт. За первое полугодие в работе у сотрудников службы находилось более 327 тысяч исполнительных документов. То есть на исполнении у каждого пристава находилось более 900 дел, и нагрузка с каждым годом только увеличивается.

Каждое производство – это диалоги не менее чем с двумя лицами, должником и взыскателем, хотя нередко даже по одному производству их выступает значительно больше, а поскольку у каждого свои доводы и мнения о законности или незаконности производства, то сколько же разных мнений, лиц, эмоций приходится видеть, слышать, ощущать человеку в форме!..

За первое полугодие 2010 года из общего числа производств окончены почти половина, а реально взыскано и исполнено более 135 тысяч. Перечислено взыскателям около полутора миллиардов рублей.

С учетом стремлений огромного числа граждан любыми путями найти «дыру в законе» и обойти его, результаты работы ФССП – более чем достойные. Причем надо учесть, что многие финансовые должники и лица, против которых направлен тот или иной судебный акт, оказывают откровенное сопротивление судебным приставам. Нынче им пришлось, например, в пять раз чаще, чем в 2009 году применять меры административного воздействия: вынесено около 7,5 тысячи постановлений о привлечении сопротивляющихся к ответственности.


Фото Михаила Вязового.

…Бич нашей жизни – незаконное строительство в городах. Вопросы сноса таких построек решаются очень медленно и тяжело, потому что хозяева их уверены в своей безнаказанности и делают всё, чтобы не выполнить судебное решение. Когда жилой, торговый или офисный особняк уже возведен, его хозяева рассчитывают, что ушлые адвокаты заволокитят дело в судах, прикроются плачущими обманутыми дольщиками, дадут кому надо взятку - и всё «рассосётся». К сожалению, нередко сами законы способствуют этому.

Вот, к примеру, «навязший в зубах» бетонный забор на реке Воронеж возле Чертовицкого, который перекрыл дорогу к реке тысячам рядовых граждан. Богатый человек объявил общедоступную территорию своей собственностью и огородил её. Прокуратура нашла в этом нарушение закона, Рамонский суд принял решение о сносе забора.

В цивилизованном государстве он был бы разрушен в течение 24 часов, но мы, как известно, не можем «кошмарить бизнес». Вот и начинается судебная тягомотина – жалобы, возражения, иски, новые рассмотрения. Когда всё же приняли окончательное решение о сносе, оказалось, что забор продан и не принадлежит виновнику этого безобразия.

Выяснилось, что некий законопослушный гражданин Д. купил бетонные плиты, которые, правда, не лежат на складе, а стоят вдоль реки, но в этом нарушения закона нет. Поскольку теперь это собственность гражданина Д., то он не собирается её никуда переносить. Что это, как не издевательство над здравым смыслом?

Но мы можем сколько угодно говорить о непродуманности законов, а покупатель и продавец, оказавшиеся друзьями, будут потешаться над нами. Им никакие судебные приставы не страшны. Вера Васильевна Попова конечно понимает всю подоплеку этого безобразия, но она - слуга Закона и обязана ему подчиняться.

Несколько дней назад в центре Воронежа снесли небольшую кафешку. Её владельцы устроились здесь незаконно и уже подсчитывали барыши от своего бизнеса. При этом напрочь игнорировали все постановления суда Центрального о района Воронежа. Когда всё же появилось решение о сносе постройки, оказалось, что у хозяев «нет денег на демонтаж кафе». Пришлось суду принимать ещё одно решение: осуществить снос за счет средств областного бюджета. Выплатят ли хозяева снесённой постройки деньги в бюджет – большой вопрос.

Вот ещё один гнойный нарыв – незаконно родившийся яхт-клуб «Принципиум».

Суд возложил обязанности сноса на взыскателя, а тот заявляет, что средств на это нет. Вот судебное решение и повисло в воздухе, потому что приставы могут применять санкции только к должнику. Есть гарантия, что двое спорщиков не договорятся за спиной судебных приставов, и яхт-клуб никуда со своего места не денется?

А как разрешить спор сельских пенсионеров, одному из которых помешал угол соседского сарая или забор, занявший 20 сантиметров соседской территории?. Для выполнения судебного решения нужны деньги, но у противоборствующих стариков их нет. Оба при этом клянут приставов за то, что те «не хотят работать». У кого-то и на самом деле может такая мысль возникнуть, потому что около сорока незаконных построек до сих пор не могут снести. Но, возможно, не приставов надо винить, а просчёты в законодательстве, которые не способствуют воспитанию у населения уважения к закону.

Одним из главных приоритетов в своей работе Вера Попова назвала взыскание алиментов. Возможно, будь на её месте мужчина, он бы обозначил другое направление, но ей, как женщине, как матери, больно чувствовать, что в тысячах неполных семей живут полуголодные и чувствующие себя брошенными ребятишки. Вот и наставляет главный судебный пристав своих работников: всё делать для взыскания алиментов, не останавливаясь перед возбуждением уголовных дел на папаш, бегающих от собственных детей.

За полгода было возбуждено 559 дел. Хотя иным может помочь не жесткое наказание, а доброе слово. И работники ФССП приглашают непутевых отцов на встречу со священниками: пусть слово духовного пастыря пробудит добрые чувства в человеке. Жизнь показывает, что такие встречи действительно меняют людей. Тем, кто не может найти работу, приставы помогают и в этом. Казалось бы, это вовсе не обязанность службы, но тем более приятно отметить такое участливость людей в погонах.

В отличие от мужчин, руководителей силовых структур, Попова имеет одну замечательную особенность: никогда не пытается скрыть негативы своей службы. «Успешная работа возможна только при абсолютной прозрачности», - вот её девиз.

На пресс-конференции Вера Попова информировала журналистов о двух сотрудниках, против которых возбуждены уголовные дела. Упомянула о 360 жалобах на действия судебных приставов. Их рассматривали суды, хотя только 16 признаны обоснованными. В этих случаях виновники либо строго наказываются, либо увольняются, потому что ряды службы должны быть чисты. Это тоже одно из требований главного судебного пристава Веры Поповой.

И ещё один частный штрих к работе ФССП. Её пресс-служба может быть образцом для всех государственных структур. Не в обиду всем другим будь сказано, но ни в одной из них пресс-службы не работают с такой четкостью, оперативностью и заинтересованностью. Сюда не надо звонить, напоминать, уговаривать. Со временем меняются сотрудники пресс-службы, переходят молодые женщины в другие подразделения ФССП, а поток интересных и значимых информаций в газеты не иссякает. Это и называется профессиональным отношением к делу.

Автор: Борис Ваулин.

Источник: «Коммуна», № 112 (25543), 05.08.10г.


Возврат к списку