06.08.2010
Придя в августе 1995 года на должность начальника областной Госавтоинспекции, Владимир Верзилин все это время остается на острие проблем безопасности дорожного движения
На одном из этажей нового здания Управления ГИБДД Воронежской области, что на улице Холмистой, есть памятная галерея из фотографий тех, кто возглавлял областную ГАИ со времени ее создания в 1936 году. Николай Шостацкий, Митрофан Ольховой, Николай Савельев, Георгий Буколов, Павел Ноздрин, Николай Лютиков… До 1995 года – десять фамилий. Получается, что средний срок службы в этой беспокойной и ответственной должности – шесть лет.
Владимир Верзилин, возглавивший ГАИ в августе 1995 года, ровно в два с половиной раза превзошел эту среднестатистическую цифру. Причем, если говорить о рекорде, то это уже рекорд не только Воронежской области. Людей с таким стажем в должности начальников областной ГИБДД в России – поискать.
Везение? Удача?
Или нечто другое?
Попробуем узнать у самого Владимира Александровича.
- Не знаю, может быть, ответ получится громким или ординарным, но это – судьба. ГАИ, ГИБДД – это моя жизнь. Это мои постоянные заботы и волнения, это нескончаемые хлопоты и переживания. Это постоянные, в том числе по ночам, сообщения о тех или иных ЧП на дорогах. Это выходные и праздники, проведенные на работе. Наконец,, это и то, что находит отражение и в моих научных исследованиях – я давно убежден, что без опоры на науку, без научного анализа того, что происходит на наших дорогах, проблем безопасности дорожного движения не решить.
Причем ГАИ в моей судьбе занимает гораздо больший отрезок жизни, нежели последние пятнадцать лет. А если точнее, то без малого четверть века – в январе 1986 года я по комсомольской путевке был направлен служить в милицию на должность заместителя командира дивизиона дорожно-патрульной службы ГАИ УВД по политической части. Проще говоря, замполитом. Это были, не скрою, очень интересные годы. В ГАИ шли служить искренне, не за страх, а за совесть, и хотели служить еще лучше.
Вспоминаю конец 1998-го - январь 1999 года, когда я был командиром сводного отряда Воронежской ГАИ, пришедшего на помощь народу Армении. Наши ребята не жалели ни личного времени, ни сил, ни здоровья, лишь бы быстрее ликвидировать последствия разрушительного землетрясения.
Потом была учеба в Академии МВД СССР, оттуда я вернулся начальником отдела по воспитательной работе областного УВД. А в 1995 году мне предложили новую должность. И хотя с той поры прошло, оказывается, уже 15 лет, я, как сегодня, помню слова Владимира Александровича Федорова – тогда он был начальником Главного управления ГАИ МВД России: «Работа начальника ГАИ всегда на виду. И эта работа должна быть направлена не на личную выгоду, не на строительство особняков и дач, а на спасение человеческих жизней и здоровья людей. И если начальник ГАИ предан этой идее и всецело служит ей, то он – на своем месте».
Кстати, с Владимиром Александровичем, который ныне является членом Совета Федерации от Республики Карелия, я и по сей день поддерживаю очень добрые отношения. И прежде всего потому, что это высокообразованный, умный, глубоко порядочный человек.
- Владимир Александрович, если честно, то в нашем сегодняшнем разговоре очень не хотелось бы опираться на цифры статистики. Тем не менее, чувствую, без этого не обойтись – слишком велика разница между дорогами области в 1995 году и дорогами в 2010 году.
- Я бы уточнил постановку вопроса. Не между дорогами в 1995 году и в 2010-м, а между тем количеством транспорта, что ежедневно движется по этим дорогам. Так вот, в 1995 году в Воронежской области насчитывалось 270 тысяч легковых автомобилей – сегодня их 542 тысячи, то есть в два раза больше. Заметно больше – на треть – стало грузовых автомобилей. И более чем в полтора раза – автобусов. Причем, что стоит особо подчеркнуть, значительно возросли их технические характеристики и скоростные возможности. А вот количество автомобильных дорог в области за это время увеличилось с 9200 до 9404 километров, то есть всего на 204 километра.
Кстати, по плотности автомобильных дорог, что на 1000 жителей, что на 1000 квадратных километров, Воронежская область оказалась на последнем месте в Центрально-Черноземном регионе и значительно уступает, например, Липецкой и Белгородской областям. К сожалению, уступает и в качестве содержания и обустройства дорог. Получились гигантские «ножницы» между стремительной автомобилизацией всей нашей жизни и столь же стремительно устаревающей дорожной сетью. Отсюда и «пробки», и ДТП, и иные невеселые последствия. Например, по экологии.
- Но, насколько мне известно, в Воронежской области, тем не менее, даже в этих условиях, удается сдерживать рост числа дорожно-транспортных происшествий. Как, за счет чего?
- Сделать это при вдвое большем количестве автотранспорта на тех же дорогах практически невозможно, ибо даже по законам физики, чем больше движущихся тел на ограниченном пространстве – тем более велика вероятность их столкновения. А вот снизить тяжесть последствий от таких столкновений и других видов ДТП – это уже наша задача и наша повседневная работа.
Так вот, в 1995 году в Воронежской области было зарегистрировано 2686 ДТП, в которых погибли 638 человек. В 2009 году ДТП было 3921, погибли 558 человек. Конечно, и эта цифра кричаще-страшна, но, тем не менее, она меньше, чем была 15 лет назад. И эта тенденция сохраняется на протяжении трех последних лет. Достигается же она продуманной расстановкой наших сил и средств и напряженной круглосуточной работой наших сотрудников. И в первую очередь направлена она на пресечение таких грубейших нарушений, как превышение скорости, езда по встречной полосе, управление транспортом в нетрезвом состоянии – то есть тех нарушений, последствия которых могут быть очень трагичными.
- Вы начинали службу в ГАИ, продолжаете в ГИБДД. Насколько правильным и продуманным было реформирование Госавтоинспекции?
- Если честно, то для меня и сегодня ГАИ – более близкое, более, если хотите, родное слово. Хотя сами по себе идеи реформирования службы были очень назревшими и необходимыми. И главная из них заключалась в том, чтобы сделать водителей союзниками в борьбе за безопасность дорожного движения. Отсюда, например, начались известные послабления водителям за малозначительные нарушения Правил. Потом дошло и до нескольких допустимых промилле алкоголя за рулем. Но, к сожалению, многие, очень многие водители такие послабления восприняли как наставление к действию, и вслед за «малозначительными» начиналась череда нарушений более серьезных. Но ведь Правила есть Правила. Разве может быть незначительным нарушением непристегнутый ремень или отсутствие детского кресла при перевозке ребенка, если цена вопроса и тут и там может быть одна – человеческая жизнь?
И только когда рост числа ДТП в начале уже нашего века буквально захлестнул Россию, когда трагедии на дорогах страны стали национальным бедствием, Президент, Правительство страны приняли ряд решительных мер, направленных на ужесточение наказания за нарушение Правил дорожного движения.
- В комплексе с другими мерами – конечно. Хотя я твердо убежден: человек должен следовать правилам не из-за угрозы наказания за какое-либо от них отклонение, а потому, что так надо и другого не может, не должно быть. Это убеждение должно быть нравственной аксиомой. То есть, нужно менять психологию всех участников дорожного движения. Ну а поскольку она не меняется или меняется медленно, с трудом, приходится действовать рублем. Он тоже – учитель.
- Владимир Александрович, если взглянуть на прошедшие пятнадцать лет ещё с одной стороны, то получается весьма любопытная картина. Вы стали начальником областной ГАИ при главе Администрации Воронежской области Александре Ковалеве. Потом его на какое-то время сменил Александр Цапин. Затем руководителем области был Иван Шабанов. Два раза губернатором избирался Владимир Кулаков. Ныне во главе области – Алексей Гордеев. С кем у вас были наиболее деловые отношения?
- Не хочу кого-либо возвысить или, напротив, умалить, но – со всеми. И я благодарен судьбе за то, что вопросы безопасности дорожного движения всегда находили понимание и поддержку у руководства области. И особенно эта поддержка ощущается в последнее время. Алексей Васильевич Гордеев – очень неравнодушный к вопросам безопасности дорожного движения человек. Многое из того, что он увидел в Воронеже, его просто шокировало. И в том, что сегодня из областного бюджета выделяются солидные средства на реконструкцию и обустройство дорог, обновление светофорного хозяйства, установку средств видеофиксации нарушений и многое, многое другое, сказывается его немалая роль.
Кстати, столь же деловые и рабочие отношения у меня и с областной Думой, и с нынешним руководством Воронежа. И мы в ГИБДД очень рады тому, что в Администрации города Воронежа наконец-то появился отдел организации дорожного движения. Кстати, возглавляет его наш бывший сотрудник, прошедший огромную управленческую школу, Сергей Олегович Орлов. Постоянные рабочие контакты, направленные на выполнение общей задачи, - с главами районных администраций, дорожными службами и ведомствами, их руководителями Василием Говоровым, Анатолием Злотниковым, Александром Трубниковым, Анатолием Глаголевым и многими, многими другими.
- Вы назвали фамилию Орлова – бывшего руководителя одного из ваших подразделений. Жизнь так устроена, что рано или поздно все сотрудники ГИБДД становятся бывшими. Ни на что не намекаю, но вопрос всё же осмелюсь задать: а руководитель Управления ГИБДД сумел воспитать себе достойную замену?
- Не покривлю душой, сказав, что мы в Управлении ГИБДД работаем одной командой. На своих заместителей Владимира Шаталова, Николая Феоктистова, руководителей служб Александра Алёхина, Геннадия Никулина и других я могу положиться как на самого себя. Подрастает, смело заявляя о себе, и юная смена руководителей, которой многое по плечу и которая, уверен, будет продолжать наши лучшие традиции. Надеюсь, я ответил на ваш вопрос?
- А я, тем не менее, задам новый. Ваше рабочее время – не раз убеждался – расписано по минутам. К вам то и дело заходят ваши сотрудники, посетители - один за другим, а то и все одновременно, звонят телефоны. И вы, тем не менее, сумели защитить сначала кандидатскую, а потом и докторскую диссертацию, став доктором экономических наук, и, более того, сами подготовили шесть кандидатов наук. Скажите, как, каким образом вам удаётся совместить несовместимое?
- Почему «несовместимое»? Даже напротив. Ибо все мои научные исследования, я уже отмечал, посвящены вопросам развития автомобильного транспорта и безопасности дорожного движения. Материалы для них черпаю из повседневной работы, а наукой занимаюсь по вечерам, в выходные. Недавно, в апреле, брал отпуск за прошлый год и… дописал главу новой монографии. Конечно, в ущерб многим другим увлечениям. Например, на рыбалке не был, наверное, уже года три…
- А на чтение художественной литературы находите время?
- Обязательно. Причем стараюсь читать для души, для того, чтобы отвлечься от повседневных проблем и забот. Поэтому чаще всего перечитываю уже знакомое, близкое, родное. Люблю Твардовского, Симонова, Алексея Толстого, Шолохова. Недавно, например, открыл для себя Апполона Майкова. У него есть удивительные строки.
Между прочим, мне очень приятно сегодня отметить, что я и сына своего приучил к чтению. Любит мемуары, историческую литературу.
- Пойдет по вашим стопам?
- Я хотел бы видеть в нем прежде всего Человека. Умного, образованного, порядочного. Умеющего делать верный выбор и принимать правильные решения. Ответственного за все свои дела и поступки, справедливого.
- И в заключение – пожелания начальника облГАИ с пятнадцатилетним стажем читателям «Коммуны»?
- Самая высшая ценность на свете – человеческая жизнь. Цените её, цените жизни других. И тогда порядка на наших дорогах будет больше.
Автор: Алексей Соловьев.
• • • • •
КСТАТИ. Сегодня Владимиру Александровичу Верзилину – 55 лет.
Дорогой Владимир Александрович!
Примите самые искренние поздравления с Вашими двумя «пятерками». Но не эти «пятерки» сами по себе, а Ваша неутомимая работа на ответственном посту, Ваши принципиальность, честность, порядочность, человечность в самом большом смысле этого слова стали основой нашего к Вам уважения и нашей крепкой мужской дружбы.
> Счастья Вам, здоровья, благополучия в семье, новых высот и свершений на благородном поприще!
С уважением –
Александр Андреев, Сергей Лукин, Геннадий Макин, Владимир Ходырев.
Источник: «Коммуна», № 113 (25544), 06.08.10г.