Управление природных ресурсов Воронежской области



Есть вопрос?




Актуально. По счётчику или по норме?

11.03.2010

Рассматриваемый сейчас в Правительстве РФ законопроект призван навести порядок в ЖКХ

В последнее время жилищно-коммунальное хозяйство превратилось в тему номер один. Редкую неделю в СМИ не всплывают случаи выставления завышенных, а то и попросту «левых», платежек или обращений инициативных граждан, недовольных методами расчета коммунальных платежей. Особое возмущение вызывает сложившаяся в Воронеже практика выставления коммунальных счетов сверх показаний счетчика.

«Коммуна» не раз писала об этом. Вкратце, ситуация в следующем . Воронежцы, поверив заявлениям властей о возможной существенной экономии, установили счетчики и принялись экономить, например, на горячей и холодной воде. Однако в конце расчетного месяца, получив платежки, они с удивлением видят там объем якобы потребленной воды, иногда в два-три раза превышающий показатели счетчика. Звонок в управляющую компанию или компанию-поставщик (например, МУП «Водоканал» или ТГК-4) ничего не пояснял. Там лишь ссылались на постановление Правительства РФ № 307, в котором действительно говорится, что разница между реальной и номинально потребленной водой ложится на плечи всех жильцов, независимо от наличия счетчика.

Нелогично? Без сомнения, но при этом - вполне законно.

Сейчас наши законодатели вроде бы поняли абсурдность своего постановления. Было разработано и отправлено в Министерство юстиции РФ на рассмотрение постановление Правительства об оплате коммунальных услуг, которое должно было заменить скандальное 307-е постановление. Но Минюст, к сожалению, нашел в нем противоречие существующему законодательству и отправил на доработку.

Сравним эти два постановления.

Постановление № 307, предусматривая круговую ответственность жильцов дома за всю потребленные коммунальные ресурсы, привело к тому, что те, у кого установлены электросчётчики, зачастую честно платят за электричество больше, чем те, у кого счётчиков нет, так как потребители без счетчиков платят пока по заниженным нормативам. Кроме того, по этому постановлению, именно владельцы счетчиков, а не все жильцы дома, обязаны оплачивать освещение мест общего пользования и лифты. Интересно, что те, кто платят по нормативу, вообще могут не оплачивать эту строку.

В подготовленном же сейчас постановлении № 611 многие спорные или не соответствующие здравому смыслу и законодательству моменты исправлены. По мысли его авторов, оно может внести ясность в процесс расчета и оплаты коммунальных услуг и даже повысить собираемость средств. К примеру, в отличие от нынешнего принципа заключения договора «поставщик - дом», предлагается новая схема: «поставщик - квартира». Согласно показаниям приборов учёта, населению будут приходить отдельные счета, как за тепло, так и за воду. Появится «прозрачность» расчётов, жильцы будут знать, за что они платят.

Есть еще одна серьезная проблема – как быть с неплательщиками, долги которых фактически загоняют управляющие компании и ТСЖ «в могилу». К примеру, неплательщики стали одной из причин банкротства всех муниципальных УК и их последующей продажи за смешные деньги.

Кстати, одной из целей постановления №307 была как раз борьба с неплательщиками. Предполагалось, что под давлением соседей, вынужденных оплачивать чужую жадность или «пофигизм», неплательщики начнут оплачивать счета. Однако этого не произошло, и долги по коммуналке продолжают расти быстрыми темпами.

Решение, впрочем, найдено. По новому постановлению № 611, небалансы, то есть потреблённые, но неоплаченные энергоресурсы, особенно часто возникающие по горячей воде, лягут на плечи тех, у кого нет счётчиков. По мысли разработчиков, такое нововведение будет стимулировать их установку.

Правда, и здесь возникают проблемы. Для перехода дома на новую, прямую, систему договоров с поставщиками, необходимо согласие не менее половины жильцов. Аналогичные договоры можно заключить по поводу уборки подъезда, вывоза мусора, обустройства придомовой территории. И такие прецеденты в Воронеже уже есть.

С теми же, кто все равно не будет платить, коммунальщикам, по закону, можно не церемониться. Обращения в суд, иски, судебные приставы и наказание, вплоть до выселения из квартиры, – возможно, в скором времени такой способ решения коммунальных конфликтов станет для Воронежа нормой.

Что же, будем с оптимизмом ждать появление нового закона. Правда, при этом не будем забывать о популярном российском изречении: «Хотели как лучше, а получилось - как всегда».

Автор: Роман Герусов.

Источник: «Коммуна», № 34 (25465), 11.03.10г.


Возврат к списку