Управление природных ресурсов Воронежской области



Есть вопрос?




Точка зрения. Монополия - не к добру!

11.03.2010

Выборы в местные органы власти - не за горами. До 14 марта - считанные мгновения. Газеты пестрят программными материалами кандидатов, устремившихся к заветному финишу. Все страстно хотят победить, и потому самым сладкоголосым обещаниям нет конца-краю.

Создается впечатление, что сразу после выборов всех нас ждет обеспеченная и радостная жизнь. Стоит только отдать голоса славным нашим кандидатам - и вот оно, счастье и достаток, у нашего порога. Между тем действительность, в которой мы пребываем, отличается невероятной сложностью, противоречивостью. И сдается мне, что соискатели мест во власти не всегда это понимают.

Переход от экономики углеводородов к инновационной модели развития, модернизация промышленного и сельскохозяйственного производства, образования, медицины, обновление политической жизни - все это требует не только значительного временного ресурса, но, главным образом, консолидации большинства населения и выражающих его интересы политических сил, которые должны быть отмобилизованы и сосредоточены именно на решении главных общественных задач. Между тем течение предвыборной кампании дрейфует в опасном направлении - к привычной, десятилетиями обжитой гавани однопартийности.

Несмотря на похвальную активность энергичных «жириновцев» и обстоятельно-консервативных коммунистов, нетрудно заметить доминирование одной политической партии, наступающей на всех фронтах. Еще чуть-чуть - и ее монополия на власть, на влияние в обществе станет явной и очевидной. И здесь нелишне будет вспомнить, что еще Владимир Ленин, который, несомненно, был очень крупным политическим деятелем конца ХIX - первой четверти ХХ века, предупреждал: «Монополия ведет к загниванию, абсолютная монополия - к абсолютному загниванию».

Это, между прочим, хорошо понимали и отцы-основатели Соединенных Штатов Америки. В момент основания молодой республики они быстро сообразили, что одного парламентского давления на власть будет недостаточно. Вскоре, в первой половине ХIХ века, возникли и партии. Не одна, но две, - чтобы в интеллектуальном и прагматически-деловом соревновании постоянно рождалось что-то новое, неизведанное, чем можно было бы увлечь «человека улицы» и финансового дельца, фермера Среднего Запада и промышленника. Важно было создать модель, которая позволяла бы время от времени, в строго установленные сроки менять друг друга у власти, поочередно контролируя все болевые точки быстротекущей жизни. Два с лишним столетия система работает без сбоев, постоянно выказывая свою недюжинную устойчивость.

То же самое было, да и сегодня сохраняется, в крупнейших странах Европы. Правда, там социальный состав населения пестрее и разнообразнее, чем в США. Потому и партий больше, и политические комбинации - изощреннее и богаче. Но как бы там ни было, а в основе политической практики лежат соревнование идей в парламенте и вне его и многопартийность - как самый цивилизованный, надежный и наименее болезненный способ артикуляции разнообразных интересов, разрешения острых общественно-политических и социальных конфликтов.

У нас с началом перестройки этот опыт тоже как будто воспринят, но многолетнее, на протяжении веков, отсутствие общепринятой политической традиции вкупе с брутальным наступлением олигархически-чиновничьих структур на любое многообразие привело снова к тому, что мы имеем сегодня. Формально многопартийность присутствует, фактически же ее действенность и эффективность весьма незначительны. Ключевой фактор демократии - конкурентность везде и во всем - не просто ослаблен, но едва ли не сведен к нулю. Система, в которой соревнование идей, интеллектуальное и управленческое соперничество разрешено лишь по вопросам второстепенным и незначительным, перестает развиваться и, в конечном счете, вымирает.

Это тем более опасно, что страна, несмотря на старение высшей власти, продолжает неуклонное вползание в тотальную коррупцию и цинизм, а большинство общества, увы, никакой модернизации не желает. Скромная жизнь за счет природных ресурсов, за счет благополучия детей и внуков его вполне устраивает.

Переломить ситуацию можно и должно созданием, разумеется - постепенным, мощной двух- или многопартийной системы, столпами которой явятся ныне правящая партия со своими союзниками, с одной стороны, и всё активнее заявляющая о себе другая, сравнительно молодая, партия, как наиболее перспективная и разумная оппозиция с симпатизирующими ей группами и партиями, - с другой. И тогда мы получим действенную конструкцию, напоминающую своими очертаниями британскую политическую систему, центрами притяжения которой с 1906 года стали лейбористы и консерваторы-тори, вышедшие на политическую арену еще раньше.

Подобный расклад сил возможен при двух условиях. Первое и, пожалуй, главное - массовое участие в выборах электората. Давний лозунг «Все - на выборы!» снова обретает сегодня жгучую актуальность.

Второе важное обстоятельство заключено в осознании глубины и судьбоносности момента, в проявлении доброй воли и мудрости со стороны тех, кому власть сегодня принадлежит. Сольются эти две линии в одну, и тогда свет в конце тоннеля обязательно забрезжит...

Автор: Бронислав Табачников, профессор, Заслуженный работник высшей школы РФ.

Источник: «Коммуна», № 34 (25465), 11.03.10г.


Возврат к списку