Поиск по сайту:
22.11.2024
Регистрация права собственности Воронежской области
21.11.2024
Мониторинг эффективного использования имущества Воронежской области
20.11.2024
Государственный кадастровый учет
19.11.2024
Проведение мероприятий по определению фактических границ территорий
15.11.2024
А спасение Руси - в лесах.Разведение и охрана леса в Воронежской области имеет многовековую историю. Наиболее интенсивно посадка леса велась после Великой Отечественной войны, особенно в 1948-1952 гг., когда в социально-хозяйственный оборот была заложена большая часть того лесного фонда, который в наши дни практически полностью выгорел. Именно в эти годы всё население страны было вовлечено и сознательно участвовало в выполнении плана преобразования природы.
Владимир Мономах.
Как сберечь лес от ураганов, пожаров, стихийных бедствий, наконец, от человека? Рецепты давно известны. Нужно построить дом, родить детей, посадить сад(лес) и, оберегая, защищая, а значит, сохраняя всё это, учить и учиться каждому, воспитывать у подрастающего поколения любовь к труду Природы и Человека.
Чтобы посаженный лес вырос (а на это уходят столетия!), нужна постоянная работа по его охране от пожаров, которая начинается в марте и заканчивается в октябре. В прошлом эту работу выполняли лесники. На них-то и возлагалась персональная ответственность за противопожарное состояние лесов.
…Профилактика лесных пожаров начинается ранней весной. Ещё при наличии снежного покрова должно отжигать прошлогоднюю траву по опушкам леса, после чего в обязательном порядке с помощью тракторов устроить минерализированные земляные полосы, после чего в течение каждого последующего периода подновлять и расширять их.
В прошлом лесники создавали добровольные пожарные дружины из местных жителей, которые всегда имели в своих домах противопожарный инвентарь: вёдра, бочки с водой, телеги, лопаты, грабли, мётлы и т.п. Лесная охрана имела право требовать выполнения противопожарных мероприятий как с физических, так и с юридических лиц. Она налагала денежные штрафы, причём, довольно внушительных размеров. И всё это входило в компетенцию лесничего. Вот и родилась тогда озвученная выше поговорка. Теперь об этой продуманной системе остаётся только сожалеть. Она, к сожалению, безвозвратно утрачена.
Что же произошло? И почему мы так горим?
В советское время леса были общенародной, государственной собственностью всех граждан СССР, которые сажали, ухаживали за лесом и его богатствами, считали его доступным для отдыха, сбора грибов, ягод, охоты, заготовки дров и т.н. деловой древесины. Потому что считали его своей собственностью. Так воспитывала правящая партия, комсомол. Так учила средняя трудовая политехническая общеобразовательная школа (а не общеобразовательное учреждение, как сейчас), ориентировавшая своих воспитанников на моральную и материальную ценность Труда.
Россия выгорает целыми районами. 774 очага природных пожаров. как сообщает официальный сайт МЧС, на 1 августа потушено 338 очагов, удалось локализовать 273. От огня погибли 30 человек, более 5,2 тысячи эвакуированы. По-прежнему полыхают пожары и в Воронежской области. Почему? |
Распад СССР на «уделы», реставрация капитализма и рождение нового буржуазного государства Россия свелb на «нет» её традиции, поменяв приоритеты, нормы, стандарты жизни и общественные ценности. Как следствие, в частности, в том, что касается леса, зазвучали на разные лады голоса апологетов так называемой демократии, сформулировавшие необходимость сначала «перестройки», а затем и подгонки системы распоряжения и управления природными богатствами страны вообще, лесами, в частности (и лесного законодательства, в особенности) под новые стандарты жизни современных нуворишей всех мастей.
И была произведена реформа. Затронула она и воронежцев. Было внедрено множество постановлений Администрации Воронежской области (а теперь – Правительства) по лесному хозяйству, самым примечательным и самым некомпетентным из которых является от 19 мая 2009г., за № 373. Оно фактически передало лесной фонд в собственность региональных чиновников.
В этом постановлении – более 100 пунктов, определяющих «правила игры» в области распоряжения и управления лесным хозяйством, и только один (!) напоминает об охране леса и его восстановлении.
О выполнении 99 пунктов мы теперь имеем возможность судить повсеместно: вырубаются леса вокруг города и в его черте. Какая-то, впрочем, хорошо понятная, мания связана с такой деятельностью: обязательно строить там, где лесопарковая зона, возводить «поля чудес», т.е. коттеджные посёлки, в наиболее озеленённых районах.
Более того, получила широкое распространение практика продажи в собственность устроителей частных пляжей на берегах рек вместе с примыкающим лесом и отдача лесных массивов в аренду без обязательств ведения лесоохранных и противопожарных работ со стороны новых владельцев. Результат налицо - бесконтрольная, промысловая рубка ценных пород древесины и лесных насаждений, создающая прямые предпосылки пожароопасности.
Но что самое страшное, так это то, что полностью уничтожена основная производственная единица защиты леса – лесничество. Работники лесничеств в прежние времена выполняли все лесохозяйственные работы, начиная от заготовки семян для воспроизводства древесных культур, выращивания саженцев, посадки и ухода за ними, системных работ по профилактике лесных пожаров до рубки пришедших в негодность деревьев, выкашивания сухотравья, создания широких просек, опахивания наиболее опасных участков леса и, конечно, заготовки древесины, её переработки, заготовки лекарственных трав, грибов, ягод, плодов и т.д. и т.п.
Лесничества имели определённую самостоятельность. Можно было строить собственными силами и средствами жильё. Многие лесники, помимо подкормки диких животных и сбора дикого мёда, располагали как собственным подсобным хозяйством, так и производственными помещениями. Это были предприятия, представлявшие в условиях сельской местности до 100 рабочих мест. Вот почему в 50-70-е гг. леса не горели в таких масштабах, как сейчас.
А как выполняется тот единственный пункт, который связан с охраной и восстановлением леса?
Факты таковы. За последние пять лет в Воронежской области посажено лесных насаждений всего 750 гектаров – то есть по 150 гектаров в год. Это в десятки раз меньше, чем в послевоенные годы. Нам говорят: причина – в недостаточном финансировании. Это так. Но даже в условиях, сжимающегося, как шагреневая кожа, областного бюджета, в указанных 99 пунктах постановления № 373 его составителями, как показывает реальное положение дел, были оставлены лазейки для манипулирования бюджетными средствами за счёт их распределения. Оно даёт возможность такой их «распиловки» на части, в результате которой до непосредственного исполнителя, в лучшем случае, доходит лишь 20% реальных денег.
Но и это ещё не всё. Противопожарные мероприятия и их финансирование, которое должно производиться с марта по октябрь, не только и не столько эпизодичны и фрагментарны, сколько служат прикрытием для различного рода махинаций, спекуляций и хищений со стороны ответственных за них чиновников разных уровней и рангов.
Огромная беда в том, что среди них практически не осталось профессионалов своего дела. Молодые «чижики», занявшие теперь командные позиции, отнюдь не горят желанием действовать в нужном направлении, поскольку задача, преследуемая этими «коммивояжерами», загубившими все сферы развития народного хозяйства, заключается, конечно же, не в достижении народного благосостояния, а в собственном обогащении, для чего хороши любые средства.
Вот почему особо нужно помянуть добрым словом специалистов, настоящих мастеров своего дела, которые вынужденно ушли из-за названных реформ и на которых держалась противопожарная безопасность населения области, как и народов России в целом. Не в пример нынешним, все они в подавляющем большинстве были альтруистами и романтиками своего дела. Они любили лес, жили в нём, защищали его интересы, а главное - являлись профессионально образованными работниками высочайшего класса.
Где теперь специализированные учебные заведения подготовки кадров? Адрес известен, и сам ответ не в пользу современной политики.
До революции существовала практика, согласно которой в должность лесника мог вступить тот человек, который к моменту аттестации смог вырастить двухлетнюю берёзу и подтвердить это соответствующим сертификатом и свидетелями. Специалист по лесному делу формируется многолетним трудом.
А вырастил ли какое-либо деревце (естественно, не у себя в саду) кто-нибудь из нынешних «лесных» чиновников областного уровня? Соответствующие данные красноречиво свидетельствуют, что вопросами леса и противопожарной безопасности занимаются все кому не лень: куда уж тут до выращивания общественно полезного дерева! Вот и разгораются пожары. Вот и гибнут и лес, и живущие рядом с ним люди. Вот и исчезают деревни.
Вот и понятно бессилие МЧС. У него нет ни знаний, ни соответствующего опыта, ни самих необходимых навыков, наконец, как признался 4 августа министр Шойгу, технических и людских ресурсов.
Катастрофические последствия, последовавшие 29 июля – прямое следствие перечисленных предпосылок и причин в комплексе. Зная об усилении ветра 29 июля, сложившиеся очаги возгорания сотрудники МЧС оставили на ночь без охраны и присыпанными землёй, что было недопустимо. Опоздало на один день и решение о тушении пожаров с помощью авиации. Не была привлечена армия, курсанты военных училищ. Не сразу началась мобилизация добровольцев. Все это – ошибки, за которые заплачена пока ещё не подсчитанная до конца в своих размерах цена.
Пока же можно с уверенность предположить, что затраты на очистку территории и лесовосстановление (даже без «откатов») в 7-8 млрд. рублей Воронежскую область не спасут, а нужный объём необходимых средств нужно самым тщательным образом, с привлечением науки и настоящих специалистов своего дела, подсчитать и сделать это, как ни горька правда, честно.
Думается, много работы предстоит выполнить и правоохранительным органам. При этом не надо искать «козлов отпущения», «стрелочников». Необходимо тщательно разобраться в первую очередь с тем, кто из собственников лесных массивов конкретно, когда и почему нарушал всевозможные правила, не заботился о профилактике лесных пожаров, по чьей вине могла разразиться такая страшная катастрофа. И заставить их оплатить все затраты на восстановление погибшего при прямом их попустительстве леса где бы то ни было – в Воронеже или в области, включая компенсацию затрат пострадавшего от пожаров населения.
Пример тому - действия Правительства США по отношению (к действующей также и на российском рынке) компании «Бритиш Петролеум», заставившего последнюю компенсировать все затраты на ликвидацию последствий глобальной экологической катастрофы в Мексиканском заливе.
Многое делается полезного. Но вот бросается в глаза ажиотаж, развёрнутый вокруг помощи погорельцам со стороны депутатов Воронежской областной и городской Дум. Они-де выделяют и материальные и денежные средства, выступают инициаторами и организаторами благотворительных акций.
А ведь среди них, наверняка, есть те, которые имеют к пожарам на лесопарковой территории города и области прямое отношение…
Наконец, вызывает недоумение практика оказания помощи со стороны властей: Администрация почему-то сама берётся за восстановление сгоревших жилищ. Опять – распределение. Опять – чиновник. Опять – хищения.
Зачем так делать? У нашей многострадальной страны и её народа есть опыт послевоенного восстановления жилья: выделение в бессрочное пользование земли индивидуальному конкретному застройщику, адресная, рассчитанная на 20 лет, беспроцентная денежная ссуда, льготные продажи стройматериалов и т.п. В первую очередь, надо сделать это. Народ сам разберётся сколько, каких масштабов и как ему строить, особенно в сельской местности или в пригородах.
А насчёт того, когда у нас восстановятся леса в прежних масштабах, знает только один Бог. История подсказывает: если работа будет вестись целенаправленно и так, как надо, она займёт не менее 50-100 лет, при условии, если её начать незамедлительно и немедленно.
Хватит хищнически относиться к народному богатству! Нужно думать о будущем наших детей и внуков. И сделать всё, чтобы у них оно было. Рано или поздно такое требование времени осознает каждый из нас.
Авторы: Юрий Власенко, в прошлом - работник лесного хозяйства, пенсионер;
Николай Писаревский, доктор исторических наук, доцент кафедры археологии и истории Древнего мира ВГУ.
Источник: «Воронежская неделя», №32 (1966), 11.08.10г.