Управление природных ресурсов Воронежской области



Есть вопрос?




Наука. Попробуйте слово на вкус

11.03.2010

Интерес к чтению возродится – без книг жизнь скучна


Фото Михаила Вязового.

Филологический факультет ВГУ, вопреки кризису, сумел выпустить несколько литературоведческих книг – о творчестве Ивана Никитина, Алексея Кольцова, Александра Твардовского, очередной «Афанасьевский сборник» по фольклору Воронежской губернии и знаменитейшие «Филологические записки», востребованные коллегами Японии, Америки, Австрии, Германии, Голландии и других стран.

Это академическая традиция, которой филологи верны со времен образования университета. К примеру, первый сборник русских народных сказок и «Поэтические воззрения славян на природу» был выпущен Александром Афанасьевым в середине XIX века. Издание книг в наше время, в прямом смысле, дорогого стоит. В ход идут в основном деньги авторов. А не писать и не печатать ученые не могут – это означало бы «впасть в дремучесть», перестать жить, преподавать.

Правда, декан факультета, доктор филологических наук, профессор Виктор Акаткин рассказал об одном почти фантастическом случае. В середине смутных 90-х, когда наука отчаянно бедствовала, нашлась добрая душа - на счет филфака пришли инкогнито аж три миллиона рублей. Спасибо этому человеку! Деньги, естественно, ушли на издание «Филологических записок».

Факультет был и есть – квинтэссенция университета. Здесь студентов учат творчески мыслить, грамотно писать, изъясняться на правильном русском языке без примеси жаргонных слов, которые, увы, плотно заполонили речь.

- Мы пока держимся, - подтвердил Виктор Михайлович. – Академической традицией остается глубокое изучение русского языка и литературы. Не идем на упрощение, хотя повсюду входят в моду адаптированные тексты, начиная от античной литературы. Наши студенты не довольствуются дайджестами, читают произведения классиков в полном объеме. Более того, мы сохранили в программе литературу народов России и СНГ. Считаем, что от всемирно известных произведений классиков - Низами, Фирдоуси, Шота Руставели, Махтум Кули, Олжаса Сулейменова и других поэтов и писателей древности и современности - нельзя изолироваться.

Тенденция последних лет на отход от фундаментальной тематики в угоду поверхностному изучению литературы действительно становится угрожающей. Этому, по мнению преподавателей филфака, способствуют и переход на бакалавриат, и ЕГЭ.

К сожалению, где-то там, наверху, посчитали, что глубокие знания по литературе ни школьникам, ни студентам не обязательны. Такой подход губителен, и, опомнившись, все в конце концов вернут всё на круги своя. Но целое поколение (а возможно, и не одно) вырастет полуграмотным, обедненным духовно. Как любит повторять Виктор Михайлович, неправильно говорим – неправильно думаем - неправильно живем.

В мире все взаимосвязано! Вспомните-ка, насколько начитан был Александр Пушкин, как любил читать титан мысли Лев Толстой! Их пример - не единичен. Филологи не случайно бьют тревогу – от читающей страны, чем мы все неизменно гордились как достижением, мало что остается: лишь единицы из детей и подростков считают книгу первичной по отношению к телепрограммам (к тому же зачастую сомнительного содержания).

В те годы, когда я училась на филологическом факультете (в Перми), зарубежную литературу преподавал профессор Гордон - интеллигентнейший человек и эрудит. Одна из студенток не успела прочитать к экзаменам все книги из рекомендуемого списка, о чем честно призналась преподавателю. Он улыбнулся: «У вас, девушка, впереди более тридцати лет сознательной жизни!... Я думаю, что вы обязательно познакомитесь с творчеством этих авторов». Экзамен она сдала, а летом действительно проштудировала непрочитанные книги. По-иному и не могло быть: это же такое удовольствие окунуться в мир неизведанного!

Есть такая максима среди интеллигентных людей – быть человеком, чуждым чванства и высокомерия. Декан Виктор Акаткин сформулировал ее проще - демократическая традиция. Преподаватели для студентов – не сухие менторы, а старшие наставники. Атмосфера на коллоквиумах, лекциях - не напряженная, дружеская, что не мешает держать дисциплину и порядок. Преподаватели-то – ученые с мировой известностью! Выпускники гордятся тем, что учились у фольклориста Петра Богатырева, долгое время работавшего за границей. Уникальным лектором, критиком, литературоведом был фронтовик Анатолий Абрамов, автор книги «Лирика и эпос Великой Отечественной войны», равной которой нет до сих пор. Крупнейшим в мире специалистом по творчеству Лермонтова считался Борис Удодов, тоже фронтовик. Воронежцы с большим уважением относятся к исследователю, краеведу и литературоведу Олегу Ласунскому, проработавшему на кафедре четверть века. Фольклорист Сергей Лазутин, лингвист Игорь Распопов – их имена незабываемы.

Последователи старшего поколения педагогов – бывшие выпускники факультета, ныне преподаватели: заведующая кафедрой литературы ХХ века Тамара Никонова, исследователь творчества Бунина и Платонова, заведующая кафедрой зарубежной литературы и автор книг об американском писателе Грэме Грине Светлана Филюшкина. У лингвиста Анатолия Ломова - 150 трудов, у доктора филологических наук, профессора Иосифа Стернина – 1200. Подрастает среди молодых преподавателей и третье поколение выпускников филфака. Они тоже хранители традиций. По их мнению, удовлетворение от работы со студентами – полное.

К слову, в этом году обучаются три группы магистров, на будущий год их число возрастет. В аспирантуре занимаются около 70 выпускников. Интерес к предмету есть, хотя филология и не считается «рыночным» предметом.

- Доходов не приносит, - уточняет профессор Акаткин – Потому началось постепенное сокращение числа студентов. Раньше набирали на первый курс 75 человек, сейчас – сорок. Заочное отделение ликвидировано. На вечернем учатся 16 человек. Но приток желающих учиться остается большим, есть конкурс. К нам приходят в основном городские абитуриенты. Стало больше приезжих из других регионов. Дело в том, что выпускники филфака пользуются огромным спросом у работодателей. Всем нужны грамотные люди, умеющие писать без ошибок, способные быть убедительными в беседе с покупателями в автосалонах, маркетах, бутиках и так далее. Безработными филологи, как правило, не остаются. Становятся журналистами, менеджерами, референтами, экспертами. Особая статья – школьные учителя. К детям наши выпускники тоже идут, но это не случайные люди, а те, кто рожден быть учителем.

Автор: Евгения Лежанина.

Источник: «Коммуна», № 34 (25465), 11.03.10г.


Возврат к списку