Поиск по сайту:
22.11.2024
Регистрация права собственности Воронежской области
21.11.2024
Мониторинг эффективного использования имущества Воронежской области
20.11.2024
Государственный кадастровый учет
19.11.2024
Проведение мероприятий по определению фактических границ территорий
15.11.2024
Филологический факультет ВГУ, вопреки кризису, сумел выпустить несколько литературоведческих книг – о творчестве Ивана Никитина, Алексея Кольцова, Александра Твардовского, очередной «Афанасьевский сборник» по фольклору Воронежской губернии и знаменитейшие «Филологические записки», востребованные коллегами Японии, Америки, Австрии, Германии, Голландии и других стран.
Это академическая традиция, которой филологи верны со времен образования университета. К примеру, первый сборник русских народных сказок и «Поэтические воззрения славян на природу» был выпущен Александром Афанасьевым в середине XIX века. Издание книг в наше время, в прямом смысле, дорогого стоит. В ход идут в основном деньги авторов. А не писать и не печатать ученые не могут – это означало бы «впасть в дремучесть», перестать жить, преподавать.
Правда, декан факультета, доктор филологических наук, профессор Виктор Акаткин рассказал об одном почти фантастическом случае. В середине смутных 90-х, когда наука отчаянно бедствовала, нашлась добрая душа - на счет филфака пришли инкогнито аж три миллиона рублей. Спасибо этому человеку! Деньги, естественно, ушли на издание «Филологических записок».
Факультет был и есть – квинтэссенция университета. Здесь студентов учат творчески мыслить, грамотно писать, изъясняться на правильном русском языке без примеси жаргонных слов, которые, увы, плотно заполонили речь.
- Мы пока держимся, - подтвердил Виктор Михайлович. – Академической традицией остается глубокое изучение русского языка и литературы. Не идем на упрощение, хотя повсюду входят в моду адаптированные тексты, начиная от античной литературы. Наши студенты не довольствуются дайджестами, читают произведения классиков в полном объеме. Более того, мы сохранили в программе литературу народов России и СНГ. Считаем, что от всемирно известных произведений классиков - Низами, Фирдоуси, Шота Руставели, Махтум Кули, Олжаса Сулейменова и других поэтов и писателей древности и современности - нельзя изолироваться.
Тенденция последних лет на отход от фундаментальной тематики в угоду поверхностному изучению литературы действительно становится угрожающей. Этому, по мнению преподавателей филфака, способствуют и переход на бакалавриат, и ЕГЭ.
К сожалению, где-то там, наверху, посчитали, что глубокие знания по литературе ни школьникам, ни студентам не обязательны. Такой подход губителен, и, опомнившись, все в конце концов вернут всё на круги своя. Но целое поколение (а возможно, и не одно) вырастет полуграмотным, обедненным духовно. Как любит повторять Виктор Михайлович, неправильно говорим – неправильно думаем - неправильно живем.
В мире все взаимосвязано! Вспомните-ка, насколько начитан был Александр Пушкин, как любил читать титан мысли Лев Толстой! Их пример - не единичен. Филологи не случайно бьют тревогу – от читающей страны, чем мы все неизменно гордились как достижением, мало что остается: лишь единицы из детей и подростков считают книгу первичной по отношению к телепрограммам (к тому же зачастую сомнительного содержания).
В те годы, когда я училась на филологическом факультете (в Перми), зарубежную литературу преподавал профессор Гордон - интеллигентнейший человек и эрудит. Одна из студенток не успела прочитать к экзаменам все книги из рекомендуемого списка, о чем честно призналась преподавателю. Он улыбнулся: «У вас, девушка, впереди более тридцати лет сознательной жизни!... Я думаю, что вы обязательно познакомитесь с творчеством этих авторов». Экзамен она сдала, а летом действительно проштудировала непрочитанные книги. По-иному и не могло быть: это же такое удовольствие окунуться в мир неизведанного!
Есть такая максима среди интеллигентных людей – быть человеком, чуждым чванства и высокомерия. Декан Виктор Акаткин сформулировал ее проще - демократическая традиция. Преподаватели для студентов – не сухие менторы, а старшие наставники. Атмосфера на коллоквиумах, лекциях - не напряженная, дружеская, что не мешает держать дисциплину и порядок. Преподаватели-то – ученые с мировой известностью! Выпускники гордятся тем, что учились у фольклориста Петра Богатырева, долгое время работавшего за границей. Уникальным лектором, критиком, литературоведом был фронтовик Анатолий Абрамов, автор книги «Лирика и эпос Великой Отечественной войны», равной которой нет до сих пор. Крупнейшим в мире специалистом по творчеству Лермонтова считался Борис Удодов, тоже фронтовик. Воронежцы с большим уважением относятся к исследователю, краеведу и литературоведу Олегу Ласунскому, проработавшему на кафедре четверть века. Фольклорист Сергей Лазутин, лингвист Игорь Распопов – их имена незабываемы.
Последователи старшего поколения педагогов – бывшие выпускники факультета, ныне преподаватели: заведующая кафедрой литературы ХХ века Тамара Никонова, исследователь творчества Бунина и Платонова, заведующая кафедрой зарубежной литературы и автор книг об американском писателе Грэме Грине Светлана Филюшкина. У лингвиста Анатолия Ломова - 150 трудов, у доктора филологических наук, профессора Иосифа Стернина – 1200. Подрастает среди молодых преподавателей и третье поколение выпускников филфака. Они тоже хранители традиций. По их мнению, удовлетворение от работы со студентами – полное.
К слову, в этом году обучаются три группы магистров, на будущий год их число возрастет. В аспирантуре занимаются около 70 выпускников. Интерес к предмету есть, хотя филология и не считается «рыночным» предметом.
- Доходов не приносит, - уточняет профессор Акаткин – Потому началось постепенное сокращение числа студентов. Раньше набирали на первый курс 75 человек, сейчас – сорок. Заочное отделение ликвидировано. На вечернем учатся 16 человек. Но приток желающих учиться остается большим, есть конкурс. К нам приходят в основном городские абитуриенты. Стало больше приезжих из других регионов. Дело в том, что выпускники филфака пользуются огромным спросом у работодателей. Всем нужны грамотные люди, умеющие писать без ошибок, способные быть убедительными в беседе с покупателями в автосалонах, маркетах, бутиках и так далее. Безработными филологи, как правило, не остаются. Становятся журналистами, менеджерами, референтами, экспертами. Особая статья – школьные учителя. К детям наши выпускники тоже идут, но это не случайные люди, а те, кто рожден быть учителем.
Автор: Евгения Лежанина.
Источник: «Коммуна», № 34 (25465), 11.03.10г.