Управление природных ресурсов Воронежской области



Есть вопрос?




Исповедь учителя. «На душе тревога, а в сердце – боль»

13.08.2010

Надоели бесконечные школьные реформы, которые мешают учить детей

Передо мной – обычный учитель рядовой городской школы. 30 лет стажа, высшая категория. она любит свою работу, души не чает в детях. Но с каждым годом ей всё трудней переступать порог школы. и дело не в возрасте. Перед началом нового учебного года она захотела поделиться наболевшим. Просила не называть её имя. впрочем, об этом просили и многие её коллеги, когда шёл откровенный разговор о проблемах. видимо, не всё ладно в нашей школе.

Никогда ещё школу так не трясло, как в Год Учителя.

То наши депутаты решили отпустить школы в автономное плавание. То министр заявляет о возможности повышения зарплаты за счет экономии электроэнергии. То он же предлагает сельской школе зарабатывать деньги, предоставляя жителям сел услуги доступа в Интернет и сдавая актовые залы в аренду для проведения концертов. То Президент поручает этому самому министру к 1 сентября внести на рассмотрение Госдумы проект нового закона об образовании.

Что ни день – то новые проекты. Что ни месяц – то кардинальная переделка всего и вся. Одни школы закрывают, другие укрупняют… Устали мы от всего этого. Хотим одного – нормально работать, получать хорошую зарплату, а не подачку. Видеть глаза своих учеников, а не бесконечные бумаги и отчёты.

Надоели реформы, которые ни к чему хорошему не приводят. Есть стандарт – и, как хочешь, так его и добивайся. Чтобы уроки были современными, нужно оборудование. У нас на всю школу одна интерактивная доска. Компьютеров в классах как не было, так и нет. Ни телевизоров, ни DVD, ни учебных фильмов. Что учителя сами изобретут, тем и пользуются. Наглядных пособий очень мало. По крайней мере, в простых школах, таких, как наша.

Новая оплата труда практически не дала повышения зарплаты. Сколько раньше давали, столько и сейчас, только разделили на составляющие. За часы стали меньше платить. Стимулирующий фонд в каждой школе делят по-своему, кто во что горазд. У нас действует система баллов. 16 баллов расписаны по всем видам работы в школе. Оформил журнал -2 балла. Дал открытый урок внутри школы-3, на город – 4, на область -5. Убрал территорию – получи один балл.

Это иногда ссорит учителей, что-то не учли, забыли. Хотя у нас формальное распределение. Примерно все одинаково получают, редко у кого больше. Из 18 пунктов десять выполняют все. Живем, как всегда, от зарплаты до зарплаты. Просчитывали, сколько получим по отраслевой системе оплаты труда, которую обещают ввести с 1 сентября. Кому вышло столько же, кому – меньше.

Там упор на передовые технологии. Меня выручит стаж, да высшая категория. Сейчас на руки получаю 10 тысяч. Это при классном руководстве, 26 часах, высшей категории и стаже в 30 лет. Молодые преподаватели, а их у нас до 35 лет – десять человек, получают тысяч шесть. На такие деньги можно прожить? Приходят девочки, через год – в декрет, потом сидят по уходу за ребёнком. Половина после уходит, другие берут меньше часов. У тех, кто остается чаще всего мужья обеспеченные. Обещают, правда, молодым поднять настолько зарплату, что и мужчины в школу придут… Сейчас у нас мужчин – восемь из 55 учителей, такое редко где встретишь.

За урок в каждом классе получаю по-разному. Зависит от количества детей. Но это неправильно. Раньше боролись, чтобы в классе было не больше 25 детей. Чтобы можно было каждого спросить, проверить, как усвоил материал. А сейчас что 25, что 22 человека в классе, готовишься к уроку одинаково, а получаешь меньше. Вот и набирают себе учителя, особенно в начальных классах, чуть не по 30 человек.

Нынешние дети четко знают: когда надо готовиться к урокам, а когда нет, когда его спросят, а когда можно отсидеться за спинами других. Чаще всего к концу года учебники остаются практически нераскрытыми. Словно только из магазина.

И с оплатой за классное руководство такой же идиотизм. Было 27 ребят в классе – давали тысячу рублей. К 11-му классу осталось 23 – получила 800. Но ведь любой учитель скажет, что легче уроки давать, чем класс вести. У нас это идет в нагрузку. Хочешь работать – бери класс. Сколько доводилось слышать со стороны: мало платят – уходи, сиди на пенсии. Не могу уйти, потому как люблю свою работу и детей люблю. И это не громкие слова. Добрая половина моих коллег скажет то же самое. Не было бы таких, школа давно бы развалилась.

А по поводу пенсии – на шесть тысяч, столько мне начислило государство за 25 лет работы в школе, как ни старайся, не проживёшь. За качество знаний дергают начальство, те отыгрываются на нас. Считается, что все дети должны усваивать материал, проверка – ЕГЭ. Но количество часов сокращается, при этом объем знаний увеличивается. Если раньше тему учили два урока, то теперь - один. Некоторые дают на домашнее изучение. Это значит, что она пройдет мимо.

Конечно, было бы замечательно, если бы все учились хорошо, особенно там, где дети отобраны. У нас – какое качество? Мы детей собираем по улице. Родители – алкоголики, дети – голодные. Рады, что их в школе кормят. Стараемся не обижать их. Для большинства из них тройка – высший пилотаж. За то, что в классе плохая успеваемость, ругали и будут ругать. Всем нужны показатели. Но не всегда качество знаний соответствует действительности.

От того как учатся мои дети, зависит отношение ко мне администрации. Если я в четверти дам двоечников, то должна представить план, как исправить ситуацию. Сколько должна провести дополнительных бесплатных занятий, чтобы ликвидировать пробел! Поставив двойку, учитель подписывает себе приговор. Поэтому, если ребёнок не знает на твердую тройку, надо дать задание попроще. Вот и бегаем на уроках вокруг них, уговариваем. Пришел без тетради – дам листочек, ручку. Не может устно ответить, дам письменное задание – переписать из учебника.

Они знают, что двойку им не поставят, и пользуются этим. Чтобы расшевелить, объясняешь, что они должны сами выбиваться в люди. Что родители им не помогут, для этого нужны знания.

Очень много отчетности. Она отнимает время, которое лучше потратить на подготовку к урокам, на общение с детьми. В этом году буду проходить аттестацию. Отказаться нельзя, тогда опущусь до 12-го разряда, до второй категории. Зарплата станет меньше примерно на полторы тысячи.

Да и директору выгодней, чтобы было больше учителей с высшей или первой категорией. Значит, либо защищайся, либо повышай. А это – нервы. Надо сдать экзамен, практически тот же ЕГ,Э по предмету плюс вопросы по психологии, обобщить свой опыт, иметь печатные работы, дать три урока, внеклассное мероприятие. Это выброшенные месяцы жизни.

Те, кто принимает экзамены, как правило, настроены против нас. Почему, не знаю. Я готовлю детей к экзаменам бесплатно, один-два каждый год сдает ЕГЭ по предмету. Знаю, что есть коллеги, которые специально занижают в начале учебного года оценки, а потом начинают дополнительно платно заниматься с детьми. Говорят родителям: пусть придет ко мне, ему надо ликвидировать пробелы. Я их не осуждаю, каждый выживает, как может. Хотя сама так не могу.

Не понимаю решение перевести школы в автономные учреждения.

Директора, чтобы заработать деньги на школу, будут сдавать коммерсантам каждый свободный уголок. Пусть лучше откроют бесплатные кружки и секции, как раньше это было. А то такое впечатление, что наши депутаты, которые, кстати, в своё время получили всестороннее образование, не хотят того же детям своих избирателей.


Рисунок Анатолия Бавыкина.

Через две недели – новый учебный год. Раньше 1 сентября ждали с радостью. Теперь на душе – тревога, в сердце - боль. Что ещё придумает наше государство? Чем порадует? Сколько ещё школ закроет? Какие очередные обязанности на нас повесит?

Собрались мы на днях с коллегами в кабинете за чаем. Поговорили о детях, мужьях, пожарах и засухе. А потом опять за своё. Тетрадки, планы, ученики. То, без чего свою жизнь уже и не мыслим…

Записала: Тамара Гашимова.

Вчера в Воронежской области, как, впрочем, и во всей стране, открылись традиционные августовские педсоветы. Учителя, директора, руководители всех рангов подводят итоги, говорят о создании единого воспитательного пространства на территории области, об особенностях проведения аттестации и повышения квалификации, о работе профсоюзов. Хочется верить, что голос простого учителя будет услышан…

Источник: «Коммуна», № 117 (25548),13.08.10г.


Возврат к списку