Управление природных ресурсов Воронежской области



Есть вопрос?




Спорт и личность. Есть ещё порох в пороховницах

14.08.2010

В нынешнем сезоне легендарный российский прыгун в воду Дмитрий Саутин вновь заявил о себе, заняв по итогам трех турниров мировой серии в синхроне второе место. О спорте и жизни сегодняшний разговор с ним.

– Дмитрий, в прошлом сезоне вы не слишком удачно выступили на Чемпионате мира, дав злопыхателям повод заговорить о закате «эры Саутина» в прыжках в воду. Тем не менее в нынешнем году вы вместе с Юрием Кунаковым снова блистаете на трехметровом трамплине. Чем объяснить такую метаморфозу?

– У каждого спортсмена в его спортивной карьере бывают подъемы и спады. С годами тренировок и выступлений накапливается физическая и моральная усталость. Это особенно ощущается в групповых видах спорта, к которым относятся и синхронные прыжки, где недостаточная готовность одного спортсмена может негативно сказаться на выступлении в паре. Такая усталость в конце прошлого года накопилась и у нас. В результате в соревнования мировой серии мы были только шестыми.

Последовавший за этим двухмесячный отдых пошел нам на пользу и к состязаниям нынешнего года мы подошли в хорошей форме, заняв на «Весенних ласточках» второе место после китайской пары.

Затем были три этапа мировой серии. Первый старт состоялся в китайском Джингдао, где есть великолепный плавательный бассейн. Китайцы меня постоянно поражают своим отношением к спорту вообще и к прыжкам в воду в частности. Все у них – от транспорта и до питания с европейской кухней – организовано превосходно. Скажу больше, так качественно, как показывают по телевидению прыжки в воду они, наверное, в мире не показывает никто. Я уже не говорю о России, где в нынешнем году впервые за последнее время телевидение обошло вниманием «Весенние ласточки».

12 августа Дмитрий Саутин, заняв с Юрием Кунаковым третье место в прыжках с трамплина, завоевал свою 18-ю медаль Чемпионата Европы. «Коммуна», № 118 (25549),14.08.10г.
12 августа Дмитрий Саутин, заняв с Юрием Кунаковым третье место
в прыжках с трамплина, завоевал свою 18-ю медаль Чемпионата Европы. .

В Джингдао мы заняли второе место, проиграв китайским прыгунам 14 баллов. Но это и понятно: у себя на родине китайцы при сумасшедшей поддержке публики всегда выступают особенно удачно.

А через две недели мы были уже на берегу Мексиканского залива. Старт состоялся через два дня после прилета, поэтому нормально акклиматизироваться я не смог. Для меня эти соревнования вообще оказались одними из самых тяжелых за последнее время, потому что с каждым годом все труднее даются дальние перелеты и смена часовых поясов. Сейчас, чтобы нормально акклиматизироваться, мне необходима как минимум неделя, а тут, можно сказать, мы попали с корабля на бал. Прыгали очень средне, и в итоге оказались лишь третьими.

Зато на третьем этапе там же в Мексике мы, акклиматизировавшись и потренировавшись, выступили вполне достойно, заняв второе место. Это дало основание главному тренеру сборной Олегу Алексеевичу Зайцеву включить нас в состав сборной на Кубок мира без отбора.

– Дима, а как тебе прыгается с молодым партнером, все-таки разница в возрасте у вас очень существенная?

– С партнером мне, честно говоря, повезло. Юрий очень трудолюбивый и ответственный парень. Могу сказать, что сейчас мы уже притерлись и понимаем друг друга буквально с одного взгляда. Конечно, иногда на тренировках что-то не получается и у него, и у меня, но это естественно, на то они и тренировки. Нельзя сказать, что мы устаем друг от друга, но иногда для разнообразия тренеры все-таки дают нам возможность попрыгать и по одному. И даже предоставляют два выходных, чтобы снять накопившуюся усталость.

– У тебя интенсивный тренировочный процесс?

– Да, обычно я провожу по восемь – девять тренировок в неделю, что, с учетом моей новой работы в Воронежской областной Думе, куда меня недавно избрали депутатом, достаточно много. Конечно, раньше тренировался больше, но раньше и проблем было меньше, и организм был здоровее.

– Мы знаем, что одно время тебя просто-таки преследовали травмы, а на Олимпиаде в Сиднее ты вообще выступал с больными рукой, ногой и спиной. Как сейчас у тебя в этом плане обстоят дела?

– Сейчас, слава богу, у меня ничего не болит, хотя перед выступлением в Китае спина прижала так, что я едва мог ходить. Спасибо московскому тренеру Галине Кищенко, которая с помощью трав и каких-то пластырей за один день привела меня в норму, а то прямо хоть плачь – у нас ведь в отличие от тех же европейцев, американцев и китайцев в команде ни врачей, ни массажистов не предусмотрено – только спортсмены и тренеры.

– Ты по-прежнему тренируешь у Татьяны и Геннадия Стародубцевых?

– Да, у нас уже давно сформировался прочный творческий коллектив, и менять что-то в этом плане нет никакого смысла. Вот так вчетвером мы потихоньку тренируемся и движемся вперед.

– Отъезд в Англию бывшего главного тренера сборной России Алексея Евангулова никак не сказался на тренировочном процессе?

– На тренировочном процессе нет, а вот в организационном плане, пожалуй, сказался. Одно то, что с НТВ плюс у нашей федерации не был перезаключен контракт на показ «Весенних ласточек» по телевидению, уже говорит о многом. Я понимаю, что у нового главного тренера сборной Олега Алексеевича Зайцева были в это время проблемы личного плана, из-за которых он не смог с нами поехать даже на соревнования мировой серии. Но все равно немного обидно за наш вид спорта, который отечественные СМИ и так особым вниманием не жалуют.

– В свое время ты обижался и на низкое качество формы «Боско», которую тебе выдали перед Пекинской Олимпиадой. А история, когда во время одних из первых зарубежных соревнований ты забыл плавки в гостинице, и тебе презентовал свои «лишние» Фернандо Платас, уже обросла легендами. Сегодня какие-то проблемы с экипировкой есть?

– Как ни странно, но сегодня, как и в голодные постперестроечные годы, плавки нам приходится покупать за свой счет. Что же касается остальной спортивной одежды, то сейчас нас одевает отечественная фирма «Форвард», качество продукции у которой неплохое, но все равно отстает от ведущих западных фирм. Конечно, хотелось бы иметь форму, к примеру, фирмы «Арена», которая одевает всех ведущих пловцов и прыгунов в воду, но это зависит не от нас, а от руководства сборной.

– Да, но ведь у ведущих спортсменов мира есть персональные спонсоры, которые обеспечивают их всем необходимым...

– В России у прыгунов в воду персональных спонсоров никогда не было. У американцев, канадцев они есть, а у нас нет, поэтому приходится пользоваться тем, что спортсменам предоставят федерация и тренеры сборной. Вообще, отношение к профессиональным спортсменам и даже олимпийским чемпионам в России оставляет желать много лучшего. Как правило, всеобщим внимание они пользуются только после того, как завоюют олимпийские медали, а потом полностью предоставлены сами себе.

– И это при твоей-то популярности? Неужели не нашлось организации, которая захотела бы сделать тебя своим брендом?

– При моей «популярности» меня и в Воронеже-то далеко не всегда сейчас узнают, не то что в России. Думаю, что даже в Китае я пользуюсь большей популярностью, чем у нас в стране.

– Известно, что многие знаменитые прыгуны в воду после окончания спортивной карьеры и даже во время неё уходят в более денежные сферы деятельности. В частности, в профессиональный цирк. Тебе не хотелось попробовать себя в этом качестве?

– Не хотелось. Чтобы прыгать в воду с двадцати пяти метров, необходимо иметь лошадиное здоровье, а у меня его нет. Поэтому пока я могу выступать на соревнованиях успешно, буду это делать – есть ещё порох в пороховницах…

– А мысль допрыгать до олимпийского Лондона тебя, случайно, не посещает?

– На сегодняшний день – нет. Сами понимаете, спортсмен я уже немолодой, и чего ждать от моего организма в дальнейшем, никто не знает.

– Дима, ты обладатель восьми олимпийских медалей. Какая из них для тебя наиболее дорога, и что ты считаешь своим самым большим достижением в спорте?

– Если говорить в целом, это, конечно, завоевание двух золотых олимпийских наград – то, к чему стремится каждый спортсмен. Но не меньшую ценность представляет для меня и пекинское «серебро» – уж больно тяжело оно досталось. Завоевать медаль на Олимпиаде в тридцать четыре года – это, я вам скажу, совсем непросто.

– Курить ты так и не бросил?

– К сожалению, нет, хотя постоянно пытаюсь это сделать. Но в моем возрасте уже трудно отказываться от каких-то привычек. Тем более, что их у меня не так уж и много.

– А рюмочку-другую, как прежде, после соревнований тоже можешь себе позволить?

-А вот на рюмочку-другую времени у меня уже не остается, поскольку кроме тренировок и работы в Думе на мне лежат еще и семейные обязанности. Конечно, иногда хочется пойти к кому-нибудь на день рождения, немного расслабиться, но в последнее время это случается крайне редко.



– А как ты проводишь свое свободное время? Удается когда-нибудь отдохнуть?

– Если честно, то я забыл, что такое отдых. Выходные я целиком посвящаю семье – жене и годовалому сыну. А будни полностью заняты работой в Думе и тренировками, так что времени иногда не хватает, даже чтобы приехать домой пообедать. Если до рождения ребенка мы с супругой еще иногда вырывались на велосипедах в лес, то сегодня это стало для нас несбыточной мечтой. Хорошо еще, что нам помогает Катина мама, Надежда Яковлевна. Без нее мы вряд ли бы справились.

– Сама Катя не обижается, что ты ведешь столь активный образ жизни и не уделяешь ей должного внимания?

- Конечно, обижается, хотя и понимает, что по-другому вряд ли получится. Но я предупреждал ее, что она выходит замуж за действующего спортсмена, поэтому какие-то неудобства придется терпеть. Терпит, куда деваться.

– Но ведь политикам тоже полагается законный отпуск.

– Политикам – да, а вот спортсменам – нет. Лично я до сих пор не знаю, когда у меня закончится сезон: может быть, в июне, а может быть, в августе – все зависит от показанных результатов.

– В чем заключается твоя работа в Думе?

- В областной Думе я возглавляю комитет по физической культуре и спорту и, следовательно, курирую вопросы, связанные с физкультурно-массовой и спортивной работой. Пока я только вникаю в курс дела, но могу сказать, что политическая деятельность – не такое простое занятие, как это может кому-нибудь показаться на первый взгляд. Завтра, к примеру, у меня состоится прием граждан, моих избирателей, и я думаю, что они зададут мне немало острых вопросов, на которые придется отвечать.

– По окончании спортивной карьеры ты планируешь продолжить политическую деятельность или все-таки свяжешь свою дальнейшую судьбу со спортом?

- Скорее всего, я попытаюсь совместить два этих вида деятельности. Тем более, что иногда успех в одной из них напрямую зависит от успеха в другой. Я имею в виду, прежде всего, финансирование спортивной сферы. С другой стороны, просто так бросить спорт тоже вряд ли получится. Даже когда я перестану соревноваться, наверняка меня будет тянуть в бассейн.

– Как в этом плане обстоят дела со строительством многострадального спортивного центра имени Дмитрия Саутина, разговоры о котором ведутся уже шестой или седьмой год, и место для которого никак не могли подобрать?

- Похоже, что дело в этом вопросе все-таки сдвинулось с мертвой точки По крайней мере, уже выделено пять гектаров в Северном микрорайоне Воронежа под строительство Дворца спорта, который будет включать в себя пятидесятиметровый бассейн, тренировочный и соревновательный бассейны для прыжков с вышками и с трибунами на 2-3 тысячи человек.

Как пообещал новый губернатор области Алексей Гордеев, в нынешнем году, кроме выделения земли, будет реализован проект такого Дворца, а основное строительство начнется позднее . Очень хотелось бы верить, что на этот раз наши планы воплотятся в жизнь, и город получит так необходимый ему спортивный объект.

Авторы: Валерий Георгиев, Олег Мухин

Источник: «Коммуна», № 118 (25549),14.08.10г.


Возврат к списку