17.08.2010
Пять дней педагоги Воронежской области встречаются на зональных августовских совещаниях, чтобы обсудить наболевшие вопросы. На одном из них побывал журналист «Коммуны»
– В этом году мы изменили формат традиционных августовских совещаний с одной целью – мы хотим услышать как можно больше мнений о том, как у нас развивается система образования на местах, что мы делаем так, что не совсем так, что необходимо исправить, - сказал, открывая совещание, руководитель Департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области Олег Мосолов. – Россошь стала первой, потом такие же совещания пройдут в Лисках, Хохле, Павловске и Борисоглебске. Забегая вперед, скажу, что в Россоши откровенного разговора не получилось. Но обо всём по порядку.
От двоек – к экспериментам
Как оказалось, в этом году заканчивается реализация областной целевой программы развития системы образования, действовавшей с 2006 года.
Благодаря ей удалось построить, провести реконструкцию, оснастить школы, приобрести школьные автобусы, модернизировать базу учреждений начального профессионального образования. Сейчас в департаменте разработан проект долгосрочной областной целевой программы, рассчитанной до 2015 года.
Она направлена на обеспечение трех основных составляющих качества образования: качество результата, качество процесса и качество условий.
В этом учебном году департамент планирует провести в экспериментальном режиме в нескольких районах области независимую оценку качества знаний выпускников начальной школы.
Впервые в области из-за грубых нарушений процедуры проведения ЕГЭ в Новохоперском и Нижнедевицком районах заведены уголовные дела.
– Выезжаем с проверкой в ряд городских округов, закрываем в школах абсолютно все свободные кабинеты,– продолжает руководитель Инспекции по контролю и надзору в сфере образования Воронежской области Надежда Савицкая. - В результате на экзамены по выбору не являются до 50 процентов выпускников. Значит, была надежда на помощь со стороны. Тот же Нижнедевицкий район при среднеобластном балле по математике 45 процентов, показал всего лишь 32. Это худший результат по области.
Чтобы повысить качество процесса, уже в этом году будет открыт интернат-лицей для талантливых детей области, где будут созданы все необходимые условия для их развития. Через два года появится школа-интернат художественно-эстетического направления для одарённых детей. К 2015 году к занятиям по программам дополнительного образования планируется привлечь свыше 70 процентов школьников, что на 20 процентов больше, чем сегодня.
Особое внимание на совещании было уделено качеству условий, необходимых для нормального обучения: кадровому потенциалу и материально-технической базе. В этом году учителя получили возможность повышать квалификацию не только в соответствующем институте, но и воронежском педагогическом университете, учебных заведениях Москвы и Санкт-Петербурга. Каким будет эффект, покажет время.
Следующие цифры ошеломили. Общий физический износ зданий муниципальных и областных образовательных учреждений превышает 55 процентов. Около 30 процентов зданий являются довоенными постройками, 61 процент сдали в эксплуатацию до 1980 года, и только 9,6 процента имеют 20летний возраст. В большинстве зданий канализация, водопровод, отопление, вентиляция, горячее водоснабжение находятся в аварийном состоянии, а в некоторых – отсутствуют. За счёт средств новой программы более половины миллиарда рублей будет потрачено до 2015 года на снос всех 49 аварийных и ветхих объектов и обеспечение стопроцентной безопасности имеющихся образовательных учреждений.
На оборудование пищеблоков предусмотрено около 300 миллионов. С января 2011 года в программу «Детское молоко» будут включены ученики 1-9 классов. Предполагается закупить оборудование для оснащения спортивных залов школ.
- Реализация программы будет проходить в два этапа: первый – экспериментальный - для пилотных районов, которые получат максимальный объем средств для реализации всех направлений, - подчеркнул Олег Мосолов. - Он будет действовать до декабря 2012 года. Три года понадобятся на распространение результатов на всю территорию области.
Руководитель департамента не мог обойти стороной и вопрос перехода бюджетных организаций на новые условия финансирования. Оказалось, что не больше 10 процентов школ области могут реально претендовать на статус автономного учреждения. Все остальные войдут в группу бюджетных.
Откровенничать не стали
К моему удивлению, начальники отделов образований районных администраций, директора школ, их заместители не спешили задавать вопросы руководителю департамента. И жара тут ни при чем, в зале работали кондиционеры. Наблюдая за выражением лиц, слыша периодически возникающий гул в зале, обмен мнениями в перерыве и во время работы секции, я была готова к шквалу замечаний и претензий в адрес чиновников от образования. Но… были заданы только три довольно безобидных вопроса. Первый касался привлечения в школу и поддержки молодых специалистов.
- На сайте департамента размещены три вакансии для молодых педагогов, которые получат полную ставку и полмиллиона рублей от Министерства образования двумя траншами на обеспечение жильём и всем остальным. Пока у нас нет конкретных мер, прописанных на уровне региона, куда, например, входили бы подъёмные. Единственное, что могу пообещать, что в программе «Жильё для молодых», которая начнёт действовать с 2011 года, приоритет будет отдаваться работникам бюджетной сферы.
Следующий вопрос касался износа школьных автобусов.
Например, автобус Дроздовской школы Ольховатского района «наматывает» в день 142 километра. И так– шесть лет подряд.
- В новой программе есть соответствующее направление, которое предусматривает приобретение 150 новых автобусов и капитальный ремонт 90 процентов из уже имеющихся. На капремонт мы планируем выделять деньги поровну из областного бюджета и бюджета муниципалитета.
Представителя Подобинской школы Россошанского района заинтересовала возможность автономного обеспечения школы водой, чтобы исключить зависимость от базового хозяйства.
- По закону, все эти проблемы должны решаться на уровне муниципалитета, - ответил новоиспеченный глава Администрации района Иван Алейник. – Пусть в бутылках возят, но водой должны обеспечить полностью. Есть хозяйства, которые берут на себя расходы по воде, теплу, свету, питанию. Таким надо говорить спасибо и кланяться.
Ожидая автобусы, чтобы разъехаться по своим школам, участники совещания делились наболевшим, тем что не решились озвучить на совещании.
Подготовкой к новому учебному году, снижающимся год от года количеством учеников, бесконечными конкурсами и мероприятиями различного масштаба, в которых участвуют одни и те же дети. Потому, как в маленьких сельских школах, каждый ученик – на вес золота.
Какое уж тут качество знаний, когда за учебниками сидеть некогда? Воронеж – Россошь – Воронеж
Автор: Тамара Гашимова.
Источник: «Коммуна», № 119 (25550),17.08.10г.