Управление природных ресурсов Воронежской области



Есть вопрос?




Воронежцы в зеркале лесных пожаров

17.08.2010

Борьба со стихией глазами непосредственных участников событий

Глава города Сергей Колиух:

- Самое яркое впечатление о пожарах – эвакуация восьмой больницы: стоит гул, надвигается верховой пожар, все – в дыму, персонал выносит больных для погрузки, загоревшуюся траву тушат, сбивая огонь. На дорогах – жуткие пробки, практически ничего не видно, движение парализовано... Несколько «скорых» так и не смогли к нам пробиться.

Мы принимаем решение грузить пациентов в «УАЗы» городской аварийно-спасательной службы и двигаться через лес...

Теперь, по прошествии времени, становится понятно, что речь шла не просто о серии пожаров. Мы столкнулись с настоящей природной катастрофой, которая накрыла всю Центральную Россию, и последствия которой население будет испытывать еще какое-то время.

И мы понимаем, что каждая такая катастрофа это вызов, испытание для всех нас. Испытание на прочность и для городских служб, и для жителей города. И эту проверку огнем мы выдержали! С самого начала было понятно, что силы не равны. Что возможности пожарных в условиях природной катастрофы явно недостаточны. Ситуацию удалось переломить за счет сплоченности и самоотверженности воронежцев, а также благодаря личной поддержке премьер-министра Владимира Путина и губернатора Алексея Гордеева.

Благодаря им МЧС выделило два самолета «Ил-76» и вертолет, которые заливали очаги сверху. Все городские службы работали по 24 часа в сутки, и за все это время я не услышал ни одной жалобы, что кто-то устал и хочет отдохнуть. К ним примкнули добровольцы. Они тушили «низовой» огонь, привозили еду и воду, одежду, помогали сортировать вещи.

С первых же часов открытия расчетного счета жители и организации начали перечислять средства в Фонд помощи пострадавшим.

Сейчас этап борьбы с огнем позади. Настало время ликвидации последствий пожаров и оказания помощи пострадавшим. Нам предстоит сделать не меньше, а может, и больше, чем тогда. И я хочу сказать большое спасибо всем, кто помогает городу в трудное время и проявляет свои лучшие человеческие качества.

Олег Никулин, майор милиции, госинспектор дорожного надзора ГИБДД УВД г. Воронежа:

- Сотрудники нашей службы и службы МЧС на патрульном автомобиле сопровождали колонну автобусов, которые эвакуировали детей из летних лагерей. Последним лагерем был «Защитник», откуда мы должны были отправиться обратно в город.

Выехали, по дороге подобрали несколько групп отдыхающих – самостоятельно выбраться из леса они не могли. Но не отъехали от «Защитника» и на километр, как поднялся сильный ветер и прямо перед нами загорелся лес. Развернули колонну, сделать это было очень трудно, так как дорога узкая. Автобусы разворачивались на песке, их приходилось толкать.

Поехали обратно, продвинулись метров на семьсот, не больше, смотрим: и с этой стороны к нам движется огонь. На какое-то время мы оказались в тупике: с обеих сторон горит лес, кругом гарь, дым, ничего не видно, дышать нечем. Люди на грани истерики, каким-то чудом еще держатся. Спасла нас пожарная машина: выехала вперед, потушила верховой огонь, и мы, постоянно петляя, объезжая горящие участки, смогли выехать из леса через поселок Рамонь.

Александр Плешаков, заместитель руководителя городского Управления по делам ГО и ЧС по общим вопросам:

- 29 июля, где-то с 11 утра, нам стали звонить люди и сообщать о возгораниях. Был просто шквал звонков – четыре многоканальных телефона разрывались. Даже компьютерная система фиксации сообщений дала сбой. Очевидцы звонили со всех концов города и говорили: «Я вижу дым». Создавалось такое впечатление, что город в кольце огня, мы не могли понять, где именно горит. Уже потом, когда мы связались с пожарными, когда сработала наша оперативная группа, мы выяснили очаги пожаров: Кожевенный кордон, Масловка, 8-я больница…Конечно, на их тушение были брошены все силы, и уже к вечеру эвакуировали людей, ликвидировали много возгораний.

Катерина Хомук, психолог городского Управления по делам ГО и ЧС:

Мы с коллегами оказывали первую психологическую помощь жителям Масловки. Работали буквально на пепелищах, пытаясь «оторвать» людей от сгоревших домов.

Реакцией пострадавших на случившееся был, естественно, шок. Все люди разные, и эмоции выражали по-разному: кто-то плакал, кто-то ругался, кто-то замыкался в себе. С каждым мы работали индивидуально, пытались найти подход к человеку, помочь. Когда пострадавших поселили в гостиницу «Брно», мы продолжили работу там. Людям очень помогает то, что они постоянно заняты делом: то заявление надо написать, то компенсацию получить. Сейчас наша психологическая помощь приобрела несколько иной оттенок. Уже не нужно выводить людей из шокового состояния, но после пережитого волнения у них обострились старые психологические проблемы: что-то не так в семье, что-то человека беспокоит. Если раньше не было возможности обратиться к специалисту, то теперь мы рядом, постоянно дежурим в гостинице, и наша задача - не допустить того, чтобы проблемы наложились одна на другую.

Юрий Чурсанов, заместитель руководителя городского Управления по делам ГО и ЧС:

- Меня назначили руководителем спасательной операции в Масловке. В горевший поселок я приехал одновременно с пожарными. По всем критериям то, что происходило в Масловке, является чрезвычайной ситуацией. Справиться с огнем такой силы было практически невозможно, хотя мы и сделали все, что в наших силах. Но благодаря усилиям властей, удалось быстро наладить работу по ликвидации последствий пожара. Избежали возгорания газопровода, своевременно прибыла «скорая помощь», наладили работу психологических и социальных служб, эвакуационной комиссии.

Евгений Худяков, лейтенант милиции:

- Наша команда получила задание помочь пожарным в ликвидации пожара в Масловке. Работали на улице Солдатское поле – она сильнее других пострадала от огня. Мы помогали людям выносить из домов ценные вещи. Нужно было спасать имущество как можно скорее, потому что у многих домов сгорели, и в любой момент могли обвалиться крыши. А дома, еще не тронутые огнем, могли быстро вспыхнуть – верховой пожар не унимался, пожарная техника с ним не справлялась. Пожарные машины постоянно «срывались» в другие населенные пункты, где огонь начинал приближаться к жилым массивам. Надо было видеть глаза людей, которые стояли и смотрели, как горит их кров.

Много лет прожить в доме, вложить в него столько сил и средств и разом всего лишиться – и врагу такого не пожелаешь.

Алина Герасименко, волонтер:

- Я узнала от подруги, что для тушения пожаров набирают волонтеров. Сомнения идти-не идти даже не возникало. Мы с мужем Николаем ездили на тушение несколько раз. Конечно, физически было тяжеловато, но помогало то, что все волонтеры чувствовали себя командой, держались вместе, помогали друг другу. Я видела жителей Масловки, которые приезжали в поселок за гуманитарной помощью. Было очень больно смотреть на их отчаяние.

Больно было смотреть и на выжженный лес, головешки, которые совсем недавно были деревьями. Много в памяти осталось неприятных переживаний, но и светлые воспоминания тоже есть: лесничие привезли нам к обеду арбуз, мы ели его всей командой, и это был самый вкусный арбуз в моей жизни.

Николай Герасименко, волонтер:

- Волонтеров не допускали к открытому огню, обычно мы находились на безопасном расстоянии и засыпали лопатами тлеющую подстилку. Но однажды произошел неприятный случай. Мы с ребятами, как обычно, работали, но вдруг почувствовали, что стало дымно и жарко. Служба МЧС по рации сообщила, что на нас движется верховой огонь. При сильном ветре лес загорается моментально, поэтому узнать наверняка, где загорится в следующую секунду, невозможно. Мы побежали, но из-за гари и задымленности передвигаться было трудно, тяжело дышалось. К счастью, все обошлось, никто не пострадал, но поволноваться пришлось.

Председатель городской Общественной палаты ректор ВГАСУ Игорь Суровцев:

- 29 июля 2010 года по-особому запомнится воронежцам. Я в Воронеже проживаю с 54-го года и помню жару лета 1972 года, однако, это лето в разы жарче и страшнее. С самого начала – с «черного» четверга, 29-го числа городская Общественная палата, а это вместе со всеми комиссиями 200 «штыков» приняли участие в противопожарных мероприятиях.

На Православной Руси люди всегда были отзывчивыми к погорельцам. Вот и сейчас без всяких призывов люди откликнулись на беду других, стали сразу звонить и спрашивать: «Куда приносить вещи?», «Будет ли открыт специальный счет для погорельцев?».

Вещи оставляли и в общественной приёмной палаты, и в администрации города. Самое главное, когда спрашиваешь у людей: «А где вы живёте? Кто вы?», они отвечают «Да что вы! Разве в этом дело? Мне так хотелось бы помочь». Поэтому от нашей городской Общественной палаты низкий поклон всем, кто откликнулся на беду.

Роман Кривотулов, пожарный:

- Когда мы приехали на Кожевенный кордон, отовсюду валил черный дым, дул ураганный ветер, и в каком направлении двигался огонь, понять было невозможно.

Оценив ситуацию, пожарные пришли к выводу, что пожар может перекинуться на турбазы, расположенные на берегу Усманки. Ближе всех к огню был «Маяк», где находилось 800 человек. Всю технику бросать на спасение турбазы не было смысла. Во-первых, она бы просто сгорела, мы и так потеряли одну машину. Во-вторых, пожар такой силы потушить невозможно, поэтому стояла задача ликвидировать локальные возгорания в других местах города, иначе через несколько часов пылал бы уже весь Воронеж.

Главной нашей целью было спасти людей, и мы начали эвакуацию. Около 700 человек удалось эвакуировать, но остальные, как мы не настаивали, не согласились бросить свои автомобили и уехать. Когда фронт пожара подошел вплотную к турбазе, мы укрыли людей в реке, туда же отогнали всю технику. Днем стало темно, как ночью.

Летела горящая кора, пепел, дышать было невозможно. Буквально через наши головы клубы огня перекинулись на другой берег реки, и это было по-настоящему страшно, ощущение такое, будто смотришь фильм в формате 3D, только все это происходит с тобой. К счастью, никто не пострадал, и когда опасность миновала, пожарные команды продолжили работу. Нам удалось сохранить многие постройки, предотвратить проникновение огня в котельную турбазы, но самое главное - сохранить жизни людей. Пожарные не спали по трое суток, работали без перерывов, не щадя себя. За это я каждому лично пожму руку.

Игорь Офицеров, главный врач 8-й городской больницы:

- О том, что на больницу движется огонь, нам сообщил человек, который дежурил на крыше. Мы тут же известили об этом пожарных и по распоряжению Сергея Колиуха начали готовиться к эвакуации.

Огонь отрезал нас от трассы, и пожарные пробивались сквозь него. Когда спасателям удалось подъехать к больнице, больные и сотрудники уже были готовы к эвакуации. Реанимобили и машины «скорой помощи» вывозили тяжелых, лежачих больных, а пациенты, которые могли передвигаться самостоятельно, садились в автобусы. Пока шла эвакуация, пожарные автомобили выстроились по периметру больничной территории и «забивали» огонь, чтобы он не подошел ближе. Задымление было очень сильным, защитные маски почти не спасали. За полтора часа удалось эвакуировать 920 человек - всех пациентов и сотрудников, которые находились в лечебном учреждении.

Записала: Наталья Некрылова.

Источник: «Коммуна», № 119 (25550),17.08.10г.


Возврат к списку