Поиск по сайту:
29.11.2024
Регистрация права собственности Воронежской области
28.11.2024
Регулирование рекламной деятельности.
27.11.2024
Мониторинг эффективного использования имущества Воронежской области
26.11.2024
Государственный кадастровый учет
25.11.2024
Проведение мероприятий по определению фактических границ территорий
Оправятся ли от него воронежские леса? Всего лишь за несколько дней многие обитатели леса, как и люди, лишились своих исконных «домов». В бушующем пламени сгорело более 2500 гектаров воронежских лесов, на восстановление которых теперь уйдут десятилетия.
Мы побывали в Усманском бору, который располагается за посёлками Боровое и Сомово и является частью природного заказника «Воронежский».
А нашим проводником по уничтоженному пожаром лесу стал орнитолог Александр Мануковский.
– Вчера вот нашёл на окраине леса мёртвого ежа, – рассказывает Александр. – Если хорошенько пройтись по гарям, то можно увидеть тушки птиц, погибших в огне. Несчастные животные не смогли вовремя спастись.
Но, к счастью, когда в лесу начался пожар, пернатые уже успели выкормить птенцов и закончить свои гнездовые дела. Загорись лес на несколько недель раньше, пожар бы погубил очень много птичьего потомства. Меньше повезло змеям, ящерицам и различным грызунам. Они вряд ли могли убежать от надвигающегося пламени...
Вид горелого леса вызывает скорбные чувства. Лесной пожар не пощадил никого. Однако даже среди гарей нет-нет, да и найдётся уцелевший участок. Тут уж, как повезло. Направлением пламени руководил коварный ветер.
Вот и получилось, что где-то лес горел сплошняком, а где-то выгорал кусками.
Виной столь разрушительных последствий стало чрезмерно засушливое лето. Июльский солнцепёк настолько иссушил траву и лесную подстилку, что те приобрели свойство легковоспламеняющегося горючего материала. Достаточно было всего лишь одной искры, чтобы сушняк вспыхнул и разошёлся пожарищем во все стороны.
Хвойные леса менее устойчивы к пожарам, чем лиственные. Связано это с тем, что сухая хвоя очень хорошо горит. Гораздо лучше, чем подстилка лиственных лесов. А просмоленные сосны вспыхивают от огня, словно гигантские факелы.
Особо разрушительным оказался верховой пожар. Охватив огнём огромную часть леса, пламя поднималось всё выше и выше, пока не достигло сосновых крон, после чего огненным вихрем понеслось от одного дерева к другому. Огненная лавина выжигала на своём пути деревья, кустарники, убивала птиц и зверей. Лес стонал криками своих обитателей… В огне погибли не только надземные части растений, но и их корни. Выгорела моховая и лишайниковая подстилка, погибли почвенные животные и грибницы.
– Во время лесных пожаров гибнет множество древесных и кустарниковых пород. Но ещё большее их количество в результате нанесённых огнём повреждений становится менее устойчивым к грибным поражениям, – рассказывает воронежский миколог (специалист по грибам) Гавриил Мелькумов. – Некоторые вредоносные грибы довершают уничтожение пострадавших в огне деревьев.
Того же мнения придерживается старший научный сотрудник кафедры энтомологии Санкт-Петербургского госуниверситета Дмитрий Мусолин, который рассказывает, что повреждённое, то есть ослабленное, но не убитое огнём дерево становится привлекательной кормовой базой для жуков-короедов. И велика вероятность того, что ослабленные пожарами деревья в ближайшие годы спровоцируют вспышки массового размножения этих лесных вредителей в воронежских лесах.
Поэтому сейчас очень важно узнать, как быстро лес сможет оправиться и чем ему в этом можно помочь. Ведь для раненых деревьев начинается череда новых испытаний – угнетённые огнём, они становятся потенциальными жертвами различных вредителей и болезней. Потерявший свои густые кроны лес теперь пропускает под свой полог чрезмерно много солнечных лучей, которые постепенно иссушают почву. Всё это может навести на грустные мысли о том, что лес продолжает умирать, но это не так.
Комментируя эту ситуацию, сотрудник Института биологии внутренних вод РАН, микробиолог Михаил Леонов говорит, что, возможно, многие удивятся, но лесные пожары приводят не только к разрушающим последствиям, они же дают возможность лесу возродиться.
После пожаров в лесу складывается такая ситуация, которая оказывает стимулирующее воздействие на микробные сообщества в почвенном слое, чем способствует повышению плодородности почв. Горящие под Воронежем сосновые леса (в частности, Усманский бор) стоят на песчаных почвах, которые сами по себе характеризуются низкими показателями плодородности и бедностью микрофлоры. Конечно, сиюминутное воздействие низового пожара приведёт к ещё большему уменьшению (в 2-4 раза) численности и биомассы почвенных организмов. Однако восстановление микрофлоры происходит очень быстро – в течение двух лет.
Более того, обогащение почвы микроэлементами, входящими в состав золы, создаёт благоприятные питательные условия для новых растений. Это способствует всплеску развития полезных бактерий-азотфиксаторов, которые обеспечат для будущих растений необходимый уровень питания. Поэтому после лесных пожаров отмечается в целом улучшение условий роста леса, и выражается это в последующие годы в более активном лесовозобновлении.
Кроме того, после пожара вполне могут сохраниться те виды растений, у которых подземные органы располагаются на достаточной глубине – огонь не смог им навредить. В первую очередь, это папоротники, хвощи, таволга. Этим растениям будет суждено первыми возродиться на лесных гарях. Их будет не так много, но в этом и заключается для них огромная выгода – им не надо будет соперничать за питательные элементы почвы.
Вскоре к ним будут присоединяться всё новые и новые виды растений. Ветер и животные будут способствовать распространению семян – так на местах бывших пожарищ будут оказываться растения-пионеры. Вместе со спорами мхов и лишайников, этим растениям-первопроходцам уготована судьба творцов нового леса.
Как утверждают ботаники, уже через 10-15 лет на гарях начнёт формироваться молодой древесный ярус. Со временем молодые деревца вытеснят травы и станут доминирующими видами. А уже спустя 70-80 лет полноценный лес будет восстановлен. Хотя специалисты также отмечают, что новый лес может оказаться не совсем таким, каким был до пожара. Иногда бывает, что в результате лесных пожаров происходит смена господствующих деревьев. Так на месте сосняка может сформироваться березняк. Но, скорее всего, это всё-таки будут сосны, ведь это они так любят произрастать на песчаной почве Усманского бора.
Ну а по мере того, как молодой лес будет обогащаться растениями, в него начнут возвращаться животные: насекомые, рептилии, птицы и звери.
А для того, чтобы ускорить процесс возрождения леса, мы, люди, должны ему непременно помочь – засадить его молодыми деревцами, очистить от мусора и всячески его оберегать. Во многом масштабы этой катастрофы, в результате которой была утрачена столь огромная площадь лесов в окрестностях Воронежа, связана с безответственным отношением человека к окружающей среде.
Автор: Евгений Аксёненко. Фото автора.
Источник: «Коммуна», № 119 (25550),17.08.10г.