Управление природных ресурсов Воронежской области



Есть вопрос?




Владимир Эйтингон: Настоящее нужно видеть из будущего

17.08.2010

Наука | У Воронежской области есть свои уникальные возможности развития, и выпускники ВГУ активно включаются в эту работу

Экономика и менеджмент продолжают оставаться едва ли не самыми популярными науками у абитуриентов. Хотя известны суждения, что вузы «навыпускали» излишек дипломированных специалистов, которым и на работу трудно устроиться. Но у заведующего кафедрой экономики труда и основ управления Воронежского государственного университета профессора, Заслуженного экономиста РФ Владимира ЭЙТИНГОНА на этот счет свое мнение. В Воронежской области насчитывается примерно 55 тысяч предприятий и учреждений. Не каждому необходим, например, свой конструктор или технолог. А вот экономист, тот же бухгалтер, быть обязан.

Экономический факультет Воронежского государственного университета по праву заметен в области и в стране. Здесь 11 кафедр, среди преподавателей два с половиной десятка профессоров, докторов наук.

В этом году факультету исполняется 50 лет. Как подчеркнул профессор Эйтингон, «этого времени достаточно, чтобы сложилась привычка считать факультет школой, способной оперативно воспринимать изменения в мире». В числе прочего он имел в виду и переход – одними из первых в стране и, естественно, в Воронеже – на многоуровневое обучение студентов. Так случилось, что в большинстве вузов всерьез заговорили о подготовке бакалавров и магистров всего пару лет назад, а университетские студенты-экономисты начали обучение по программам бакалавров в 1992 году. Программы подготовки магистров были открыты в 1996 году, сейчас в направлениях «Экономика» и «Менеджмент» их 28.

То время, действительно, не было простым. Директив, методических подсказок из министерства не поступало.

- Это было нашим решением, - подчеркнул Владимир Наумович, - мы и отвечали за него. Просто не было желания жить по-старому. Мы вглядывались в будущее.

В обществе нет единодушного отношения к многоуровневой системе высшего образования. Одни считают, что в эпоху глобализации благо – не отставать от университетов других стран. Другим именно это – «погоня за Западом» – не нравится.

Владимир Наумович, анализируя 18-летний опыт, считает, что переход на двухуровневое обучение уничтожил некую «клочковатость» в обучении студентов: «Мы готовили экономистов (иногда инженеров-экономистов) по великому множеству локальных специальностей: отдельно для металлургии, отдельно для химии, отдельно для каждой из отраслей пищевой или легкой промышленности и так далее.

Сегодня из стен университета выходят фундаментально подготовленные «универсалы» в области экономики и менеджмента, востребованные на рынке труда. Факультет стал базой формирования подразделений университета, реализующих крупные программы дополнительного профессионального образования: Бизнес-школы (программа МВА), Центра подготовки управленческих кадров (по Президентской программе), Учебно-методического центра для переподготовки бухгалтеров и финансистов.

Что отличает современных выпускников от их сверстников, скажем, вышедших из университета лет 20 назад? Экономика – наука живая, меняющаяся. Для России, стремящейся к модернизации, требования времени особенно значимы. Современный специалист должен обладать способностью к стратегическому мышлению, не зависеть от прошлого, видеть, как стало модным говорить, «настоящее из будущего». Способность к обновлению, к изменениям – другая важнейшая черта. Такой специалист сердцем воспринимает модернизацию, готов к ней. Наконец, выпускник должен получить глубокие профессиональные знания, обладать различными компетенциями, отличаться высоким уровнем культуры.

Конечно, студенты изменились. Они, пожалуй, более прагматичны. Но в отношении к делу, к учебе остались теми же. Одним обучение в радость. Другие, к сожалению, ленивы и безответственны. Поэтому привитие навыков обучения (готовность к обучению, обновлению в течение всей жизни), повышение общей культуры – это одна из самых важных из стоящих перед школой и родителями задач.

Экономический факультет активно сотрудничает с ведущими университетами и научными учреждениями страны. А приступив в начале 90-х годов минувшего столетия к обучению по новым программам, что вполне закономерно, стал укреплять и международные связи. В Воронеж, в адрес экономистов ВГУ, шли приглашения из Европы и Америки на участие в проектах по таким известным программам, как европейские Tacis, Tempus, Copernicus, фондов Всемирного банка развития и «Содействие» и другие. Преподаватели факультета работали по грантам совместно с коллегами из Германии, Ирландии, США, Испании, Греции и других стран, стажировались в них.

Завязались контакты, нацеленные на долговременное сотрудничество.

Стала привычной зарубежная практика и для студентов. В помощь продвинутым ребятам, всерьез занявшимся наукой, поступают гранты различных фондов.

Наука – понятие общечеловеческое, ее развитие не должны сдерживать пограничные барьеры (да, и междисциплинарные, кстати).

Экономический факультет много лет выпускает собственный научный журнал и не только для себя. В нем публикуют статьи москвичи, петербуржцы, ученые многих российских регионов, коллеги из Германии, США, Таджикистана и др. государств.

Область научных интересов факультетских ученых необычайно широка.

Многие проекты имеют прикладной характер, направлены на развитие областной и городской экономики. Только что завершена разработка «Стратегии развития Воронежа до 2020 года».

В этом большом проекте участвовали преподаватели и аспиранты нескольких кафедр, сотрудники межфакультетской лаборатории экономики и управления, к работе были привлечены молодые исследователи других воронежских вузов. Начинается новый проект (в рамках программы Международных исследований по общественным наукам) – развитие так называемых монопрофильных городов (моногородов). В области - это Нововоронеж, Павловск, Россошь, Семилуки.

Любой город, как и регион, должен стоять на своих «столпах». Если иметь в виду Воронежскую область, это развитие конкурентоспособного наукоемкого производства (во всех отраслях), эффективное использование научно-образовательного пространства, формирование транспортно-логистического центра, развитие социальной среды, опирающейся на собственную историю и культуру, и на новые решения.

Надо бы всерьез помочь развитию малого бизнеса. Преимущества МБ – в способности к реализации новшеств, мобильности, высокой стартовой скорости. Еще одно преимущество, зачастую, и в «близости к дому». А у нас в области 80 процентов МБ «крутятся» в Воронеже. Из оставшихся 20 процентов львиная доля сосредоточена в одной трети районных центров. Есть законы, поощряющие малый бизнес.

Но любое предложение, даже вполне доступная помощь службы занятости в развитии собственного дела, к примеру, нередко сталкивается с нежеланием людей брать на себя ответственность.

Переломить отношение к новым реалиям, как видно, не просто. Процесс это сложный, но необходимый.

Привычно утверждают, что для многих препятствие в развитии - денежные тяготы. Но факты говорят, что это не всегда так. Разумеется, у нас есть малообеспеченные люди. Велик и ничем не оправдан разрыв между богатыми и бедными. Но надо видеть и другую сторону дела, не всегда отражаемую в статистических сводках.

Остатки вкладов населения области в банках по итогам прошлого года составили больше 114 миллиардов рублей. За первый квартал нынешнего года прибыло еще шесть миллиардов.

Сравните с доходной частью консолидированного бюджета области. По удельному значению обеспеченности населения автомобилями Воронеж занимает в России второе место после Одинцова (Москва). Давно известно, что какая-то часть финансовых потоков – и в том числе доходы населения – пребывают в тени. Это к тому же и удар по бюджетным возможностям области, по той же социальной сфере.

Надо предоставлять людям возможности для заработка, оказывать нуждающимся помощь из бюджета.

Но главное – убедить изменить отношение к жизни, самим быть активнее. Кстати, студенты воспринимают новые реалии быстрее.

Автор: Евгения Лежанина.

Фото: Елены Зеликовой.

Источник: «Коммуна», № 118 (25549),14.08.10г.


Возврат к списку