Поиск по сайту:
22.11.2024
Регистрация права собственности Воронежской области
21.11.2024
Мониторинг эффективного использования имущества Воронежской области
20.11.2024
Государственный кадастровый учет
19.11.2024
Проведение мероприятий по определению фактических границ территорий
15.11.2024
Кто-то приспособился, научился абстрагироваться от проблем. Другие держатся на пределе сил. А третьи и вовсе не сумели вписаться в окружающий мир. Страдают тревожными расстройствами, навязчивыми воспоминаниями, вегетативными кризами, пытаются расслабиться с помощью алкоголя, сигарет... От этих напастей можно и нужно избавляться.
Центр терапии зависимостей – ООО «Лион- мед» появился в Воронеже тринадцать лет назад. Сегодня это современная клиника, работающая с пациентами по передовым медицинским технологиям и методикам, доказавшим эффективность клинической практикой. Главный врач клиники, кандидат медицинских наук Николай Петров рассказал о результатах комплексной помощи пациентам – с использованием психотерапевтического и медикаментозного подхода.
- Николай Анатольевич, почему так тяжело отказаться от, казалось бы, простой зависимости – курения?
- Все просто. Кто курит, считает, что получает удовольствие. Он не хочет лишаться этой «радости», хотя и понимает, что вред себе наносит колоссальный. Но эту мысль старается «спрятать» подальше.
- Специалисты вашего центра в состоянии им помочь?
- Да. У нас и профиль такой – избавление людей от разных зависимостей, связанных с игроманией, курением, алкоголизмом, с реакцией на заболевание свое или родных. Мы помогаем также больным с психическими расстройствами, нарушениями пищевого поведения, тревожно-депрессивными состояниями и так далее. Беда в том, что россияне еще не привыкли обращаться с проблемами такого рода к психиатрам, психологам, наркологам. Меж тем только специалисты способны грамотно провести диагностику и лечение.
К примеру, муж пьет, а у жены постепенно формируется заболевание – созависимость. Это целый комплекс психических и поведенческих расстройств, который формируется как реакция на заболевание близкого человека. У нее постоянная тревога на душе, бессонница, депрессия. Женщина, конечно, может их чем-то компенсировать, сгладить, но качество жизни уже далеко не то, что в нормальных семьях. В заболевание женщины втягиваются невольно и незаметно. Причина в том, что они, по сути, давно живут на пределе возможностей. А это – почва для гипертонии, язвенных заболеваний, сердечных недугов, тревожных состояний.
- Менталитет у россиянок такой – искренне сопереживать, когда близкому плохо. Не случайно же легенды ходят по всему миру о душевности наших женщин.
- А вы знаете, что эта традиция сформирована с помощью христианской заповеди: «Возлюби ближнего своего…»? Чаще всего невротическая депрессия возникает после сорока лет у тех женщин, у которых сильно стремление во что бы то ни стало сохранить семью, домашний уют. Чаще всего эта борьба заканчивается победой хранительницы очага. Но победа эта - пиррова. Муж в итоге бросает пить, а женщина начинает осознавать, что лучшие годы пролетели в борьбе, а все ее титанические жертвенные усилия как бы никому и не нужны. У каждого из членов семьи - своя жизнь. Возникают отчуждение и одиночество. Так называемое одиночество в толпе.
- Что предлагает медицина в таких случаях?
- Нужно помочь осознать, что происходит. В чем суть заболевания, его причины, особенности. Подобные расстройства лечатся не один день и систематически, требуют усилий и от врача, и от пациента. В первую очередь я бы посоветовал женщине изменить внешний вид – сделать новую прическу, макияж, посетить SPA-салон. В общем, вернуть обаяние, уверенность в себе и интерес к жизни. Тогда выздоровление пойдет быстрее.
Был у меня и такой случай. В семье пьет сын. Мать постепенно тоже втянулась в пьянство, но нашла силы обратиться к доктору. Упорная работа психотерапевта и желание больной избавиться от зависимости привели к стойкой ремиссии. Она не пьет уже 13 лет. Такие случаи из практики, не скрою, дают огромное удовлетворение от работы.
Кстати, у нас в клинике очень хороший коллектив, все – единомышленники. Мы – профессионалы и привыкли добиваться результата. Многие, в том числе и я, прошли через кафедру психиатрии с наркологией ВГМА. У нас работает доктор медицинских наук Олег Ширяев, чья известность перешагнула границы Воронежской области. Прием пациентов, кроме него, ведут три кандидата медицинских наук. Это гарантия профессионализма и эффективности работы как с болезненными зависимостями, так и с поведенческими расстройствами пациентов.
- Ваша клиника на особом счету уже потому, что в числе немногих в стране участвует в клинических исследованиях новых препаратов и технологий. Работа проходит под контролем Росздравнадзора РФ. Планка взята очень высокая. Применительно к пациентам, можно ли окончательно и бесповоротно излечить тот же алкоголизм?
- В числе коллег из 11 стран мира участвуем в исследовании действия одного из препаратов, который на ранних этапах зависимости от алкоголя позволяет получить у пациентов стойкую ремиссию. Прошу учесть главное: к особенностям современного подхода к лечению алкогольной зависимости относится не запрет на употребление как метод воздействия, а изменение психологической и физиологической реакции на алкоголь. Достигаются они медикаментозным и психотерапевтическим подкреплением. Результат - потрясающий: человек перестает напиваться, у него появляется самоконтроль за ситуацией и за количеством потребляемого алкоголя. А это и есть краеугольный камень проблемы пьющих людей – отсутствие контроля. И когда человек начинает сам себя останавливать – значит, лед тронулся! Механизмы срабатывают интереснейшие! Человек еще может выпить, но – не хочет. Не видит в этом смысла. Разумеется, эта технология лечения показана не всем.
- Николай Анатольевич, вы – психиатр с огромным опытом. 35 лет проработали в областной психиатрической больнице. Как вы расцениваете итог усилий психиатров в лечении психических расстройств?
- Только как позитивный. Мы помогаем сложным больным. Люди возвращаются к активной жизни, изменяют отношение к окружающему миру. Но как часто бывает, у пациентов после периода улучшения самочувствия могут быть обострения заболевания, и наша задача подготовить их к подобному варианту, чтобы они не теряли присутствия духа. Правильная оценка больным своего состояния позволит нам провести коррекцию и не допустить, чтобы человек «выпал из ритма жизни».
- То же самое, похоже, происходит при лечении неврозов. Врачи не считают заболевание приговором, но оно часто протекает с обострениями. Как быть?
- Это одна из закономерностей в течении болезни. Но не повод прекращать лечение и сотрудничество с врачами. Пациенту надо быть готовым обсудить изменение состояния с доктором. Возможно, оно связано с несистемным приемом лекарств или с особенностями течения болезни.
Еще хочу обратить внимание родителей, чьи дети неумеренно увлечены компьютерными играми. Не надо радоваться тому, что ребенок занят. Игры у дисплея далеко не безобидны. Постепенно появляется зависимость, уход из реальности. Это – патология. Строго дозированное общение с компьютером минимизирует опасность.
Автор: Евгения Лежанина.
Источник: «Коммуна», № 35 (25466), 12.03.10г.