19.08.2010
Драма в Грибановском районе закончилась смертью одних и искалеченными судьбами других. Кто в этом виноват?
Точку в любом деле, связанном с гибелью граждан, должен ставить суд. Он на основе множества представленных документов тщательно разбирается в происшествии, вскрывает переплетения человеческих судеб, взвешивает все «за» и «против». Тогда и становится ясным, почему возникла кровавая драма, кто в ней действительно виновен и какого наказания заслуживает.
Поэтому автор этих строк, в отличие от большинства торопливых журналистов, не стремится первым протрубить об очередной беде. Не гонюсь за лаврами глашатая несчастий. Но в данном случае вынужден хотя бы штрихами сказать об этой истории, потому что случившееся выходит за рамки обычного криминального убийства. О драме в Грибановском районе говорят сегодня тысячи жителей Воронежской области. Увы, желая сообщить о ЧП первыми, пресса нагородила массу вранья и отсебятины.
Возле придорожного столбика, обозначающего 433-й километр федеральной трассы Курск - Саратов, лежит букет цветов. Ими, как правило, обозначают место, где произошло ДТП, и пострадали люди. Ночью 8 августа здесь действительно погибли двое молодых мужчин и тяжело ранен третий.
Но погибли они не в дорожной аварии, хотя поводом для страшной развязки явилось ДТП. Причины оказались гораздо серьёзнее и глубже.
Официальная версия ГУВД по Воронежской области
Поздним вечером 8 августа сотрудники Верхнекарачанского отделения милиции ОВД по Грибановскому району Алексей Селезнев, Алексей Щербаков, Сергей Фетисов возвращались в райотдел после проведения оперативно-розыскных мероприятий.
Все они были в штатской одежде, и машина «УАЗ» тоже не имела опознавательных знаков, говорящих о её принадлежности к органам правопорядка.
На 435-м км дороги Курск – Саратов милиционеры заметили гужевую повозку, в которой находились шесть человек. Стражи порядка решили проверить у них документы. После того, как повозка остановилась, один из сидящих в ней мужчин достал нож, и без видимых причин начал наносить милиционерам удары. Для двоих сотрудников милиции ранения оказались не совместимыми с жизнью, и они скончались на месте.
Третий получил колото-резаную рану грудной клетки и сейчас находится в больнице. Нападавший был задержан по горячим следам. Им оказался ранее судимый местный житель, 1982 года рождения. Возбуждено уголовное дело по ч.2 ст.105 УК РФ («Убийство двух и более лиц»).
Что написали об этом ЧП воронежские газеты и Интернет
«Двое сотрудников милиции находясь в состоянии сильного алкогольного опьянения избили беременную женщину. В результате будущая мама потеряла ребенка. Разъяренный муж достал нож и пырнул обидчиков».
«…А перед ними еле тащилась по дороге телега. Водитель попытался обогнать её по обочине, но его «УАЗик» перевернулся. Никто не пострадал. Милиционеры вышли из машины и стали резонно возмущаться. Шестеро мужиков из телеги в долгу не остались. Началась драка, и один из пассажиров повозки выхватил нож… Убийца хладнокровно зарезал двоих и серьезно ранил третьего».
Газетная заметка под заголовком «В Грибановском районе совершено нападение на милиционеров»: «После того как повозка остановилась, один из сидящих в ней мужчин достал нож и сразу начал наносить им удары сотрудникам милиции».
«В Грибановском районе пострадали трое милиционеров в ходе рядовой, казалось бы, проверки документов у шестерых неизвестных… После аварии между милиционерами и пассажирами повозки завязалась драка. По горячим следам задержали одного нападавшего».
«Когда стражи порядка на дороге увидели телегу с людьми, которая как выяснилось позже, была нагружена соломой, решили её остановить и проверить у пассажиров документы. Неожиданно из неё выскочил мужчина и набросился с ножом на милиционеров».
«Мы выбрались из машины, поставили её на колеса, догнали телегу, - говорит раненый. - Никто не ожидал, что у них будут ножи…»
И дальше – всё в таком же духе.
Одна из газет придумала оригинальный заголовок: «Попасть под телегу». Кто попал под неё, не понятно. Может быть, по мнению газеты, под этой хохмой подразумеваются погибшие?
Вот сообщается, что милиционеры находились в состоянии «сильного алкогольного опьянения». Есть неопровержимые доказательства этого, есть анализы наркологической экспертизы? Где она проводились, кем и когда? Или документы расследуемого Следственным управлением Воронежской области уголовного дела уже попали в руки журналиста? А если нет документов, достойно ли делать столь безапелляционные заявления?
Или откуда, например, взялась пикантная подробность о беременной женщине? Медицинских документов журналисты не видели, с врачами никто из них не говорил. Придумали, чтобы показать злобность нашей милиции? Но злобы в этой истории и без того хватает.
Откуда взялись в телеге «шестеро мужиков», если ехали в ней один мужчина, трое женщин и двое малолетних детей? С какой целью запускаются столь фантастические измышления?
«Убийца ХЛАДНОКРОВНО зарезал двоих» - сообщает молодая журналистка популярного издания. Но разве она лично наблюдала это хладнокровное убийство? Нет. Тогда зачем столь выразительная подробность? Чтобы вызвать гнев читателей и до суда настроить их на соответствующий лад?
Заголовок другого издания гласит, что произошло «НАПАДЕНИЕ на милиционеров». Есть доказательства этому? Пока нет. Может быть, милиционеры первыми напали на подозреваемого, а он защищал жену и себя? Истинную картину представит только следствие. Тогда на каком основании молодой газетчик делает столь решительное заключение?
Мать о сыне
Дом Кулешовых – на окраине Грибановки. Старая крестьянская изба и обычное подворье с сараюшками и загородками для скотины. Татьяна Николаевна не походит на мать, в семью которой пришло такое горе.
Спокойно рассказывает о сыне, его детстве и юности, показывает фотографии. На них симпатичный парень, худощавый, невысокого роста. «Он у меня щуплый, всего 64 килограмма, может быть, из-за травмы не вырос крупным», - говорит мать.
Судьба у 28-летнего Александра Кулешова вышла не слишком счастливой. Окончил Борисоглебское ПТУ, работал в совхозе, но хозяйство развалилось. Бывшие рабочие стали тащить из него всё, что только можно.
Александр тоже нагрузил «ненужные железяки», но если другим всё сходило с рук, то его задержали. Суд наказал годом лишения свободы - хорошо хоть условно. Полюбил девушку, поженились, а через год разошлись. Осталась лишь фотография, на которой он стоит сияющий. Долго переживал неудачу, мыкался без дела, перебиваясь случайными заработками. Не так давно повезло: устроился в охрану зарыбленного водоема.
А потом пришло новое счастье: встретил Татьяну Ларину. Она была старше почти на четыре года, за плечами два неудачных гражданских брака, на руках пятилетний сынишка Илья.
Но, видимо, и молодой женщине полюбился спокойный, рассудительный парень: стали жить вместе. На улице, где живут родители, наискосок от их старой избы, сияет на солнце светло-зеленым сайдингом веселая хатка-теремок. Это Александр с радостным энтузиазмом приготовил к свадьбе семейное гнездышко. «Они как голубки друг с другом ворковали», - вспоминает сегодня мать.
Версия Татьяны Лариной
Сегодня она в травматологическом отделении Грибановской ЦРБ. Привезли её утром, 9 августа, после допроса в милиции. Удивительно, как она осталась жива после удара в правый висок. Крепкий милицейский кулак может переломить мужчину пополам, а не то что лицо хрупкой женщины.
Татьяна только что закончила лечебную процедуру, сидит на кровати и рассказывает:
- В воскресенье, часов около восьми вечера, мы решили вывезти со двора накопившийся мусор, а заодно и накосить травы для скотины. Саша запряг лошадь в телегу, все сели и поехали.
Все – это Александр с Татьяной, её сынишка Илья, мать Ольга Алексеевна, сестра Виктория и её сын четырехлетний Ян. Пока выбросили мусор на свалку, пока собрали траву, припозднились. Обратно в Грибановку возвращались уже затемно. Телега неторопливо катилась по обочине федеральной трассы. Мимо, в обоих направлениях, с резким гулом проносились машины.
Сзади приблизилась огромная фура и медленно пошла за повозкой, выжидая, когда встречная машина пройдет мимо. И вдруг из-за фуры выскочил «УАЗ», водитель которого, вероятно, рассчитывал после обгона занять место впереди грузовика. Откуда ему было знать, что место уже занято конной повозкой. Лихач-нарушитель заметался по встречной полосе перед летящей на него машиной, уклоняясь от удара, резко рванул влево, едва не слетев при этом в кювет, рванул вправо и перевернулся посредине шоссе. Движение приостановилось.
Водители подошедших машин приподняли упавший вездеход, поставили на колеса. Пассажиры повозки сидели молча и наблюдали за происходящим. Когда все машины разъехались, они опять тронулись в путь.
Однако едва поравнялись с перевернувшейся машиной, раздался грубый окрик, требующий остановиться.
К повозке подошли трое мужчин, стоявших возле «УАЗа». Они были в штатском и сразу стали орать на Сашу, обвиняя его в том, что он стал виновником аварии. Муж передал Татьяне вожжи, соскочил с телеги на землю, спросил – почему они так считают, и тут же вместо ответа получил удар кулаком в лицо. Подошли двое других и тоже стали его бить. От испуга громко закричали мать и сестра Татьяны, заплакали дети.
Через несколько секунд муж упал на землю, его стали пинать ногами.
Татьяна бросила вожжи, соскочила с повозки, подбежала к одному из мужчин, силой рванула его на себя. Неизвестный обернулся к ней, и она крикнула: «Я тебя запомню!» В ту же минуту получила страшный удар в правый висок и, потеряв сознание, рухнула на землю. Пришла в себя от легкой тряски: она лежала на телеге и повозка куда-то ехала.
После ей расскажут, что произошло в течение тех 2-3 минут, пока лежала без памяти.
Когда дочь упала, Ольга Алексеевна громко закричала: «Таню убили!» До этого момента Александр лежал на дороге и молча терпел удары озлобленных людей, бивших его ногами. Но едва прозвучал крик матери, он вскочил на ноги, рванул закрепленный на поясе нож и с размаху вогнал его в грудь находившегося рядом мужчины. Потом бросился к другому, третьему…
Татьяна держится мужественно и не хочет думать о том, какое наказание ждет её любимого. Он с ней по-прежнему рядом: даже сейчас, в больничной палате, она чувствует его, вспоминает каждый эпизод их совместной жизни, каждый штрих их недолгой любви. Она достает мобильный телефон и читает SMS-ки, которые муж посылал ей, когда дежурил ночью или уходил ранним утром на службу: «Доброй ночи и сладких снов тебе, лапулька», «Солнышко моё, удачной тебе работы. Не скучай, я люблю тебя», «Удачного тебе дня, моя милая. Люблю, целую, скучаю».
Татьяна перечитывает электронные записочки и едва сдерживает слёзы. Они хотели жить долго и счастливо, хотели иметь детей. Свадьбу за неимением денег наметили только для близких.
Вчера, 18 августа, должна были идти в загс «расписываться».
Как могло такое случиться?
В Грибановке разговаривал с самыми разными людьми, и многие с недоумением задавали этот вопрос. Одни не находили ответа, другие говорили, что беда в распущенности и бесконтрольности органов правопорядка.
К сожалению, примеров тому масса и в сельских районах, и областном центре, и столице. Беда приняла столь огромные масштабы, что Президент страны решил реформировать всю милицию.
Меры нужны кардинальные. Ведь приходят на службу честные, принципиальные, желающие очистить нашу землю от нечисти юноши и девушки.
В кого они превращаются через несколько лет? Нынешний редактор грибановской районной газеты, а в прошлом – учительница истории средней школы, Людмила Можаева преподавала в классе, где учился будущий старший лейтенант милиции Алексей Щербаков. Помнит она этого юношу «добросовестным, прилежным, любознательным, заряженным на положительные дела». Не хочется верить бывшей учительнице, что он мог превратиться в изверга, избивающего ногами беззащитного человека.
Может быть, разгадка этой драмы в том, что милиция привыкла «воевать» с беззащитными людьми и в данном случае не ожидала столь жесткого и жестокого отпора? Почему у нас заламывают руки и волокут в участок тех, кто стоит в мирном пикете? Почему дубинками лупцуют участников мирной демонстрации? Почему выкручивают руки слегка выпившему человеку, который никого не трогает и спокойно идет домой? Разве не позор органам правопорядка, когда не выдержав пыток, из окон следовательских кабинетов выпрыгивают на асфальт люди? Почему за это никто не несет ответственности, почему начальство пытается скрыть негатив?
Вот и в этом случае начали юлить и рассказывать басни о проверке документов у «пассажиров повозки», о том, что конная упряжка нарушила правила дорожного движения, потому и «УАЗ» перевернулся. А после этого возница «без видимых причин кинулся с ножом на трех милиционеров».
Оба погибших грибановских милиционера Алексей Щербаков и Сергей Фетисов награждены медалями «За отличие в службе». Возможно, в прежние годы, в каких-то операциях оперативники, действительно, проявили себя честно и достойно. Жаль, что в последнем деле своей жизни они показали не лучшие качества «защитников народа».
Автор: Борис Ваулин.
Источник: «Коммуна», № 120 (25551),19.08.10г.