Поиск по сайту:
29.11.2024
Регистрация права собственности Воронежской области
28.11.2024
Регулирование рекламной деятельности.
27.11.2024
Мониторинг эффективного использования имущества Воронежской области
26.11.2024
Государственный кадастровый учет
25.11.2024
Проведение мероприятий по определению фактических границ территорий
Его творческая судьба - феноменальна. Сочинять музыку Вячеслав Овчинников начал в девятилетнем возрасте. Но этот опыт оказался настолько удачным, что к мелодиям созданным в отроческие годы, он будет возвращаться и в более зрелые годы.
К своей альма-матер - Воронежской музыкальной школе № 1 - он испытывает едва ли не родственные чувства.
Выпускник Московской консерватории, скрипач Володарь Петрович Бронин, ученик великого Давида Ойстраха, каким-то особым чутьём «вычислил» в натуре воронежского школьника задатки будущего талантливого композитора и дирижера. Но это потом, а пока вундеркинд с улицы Урицкого учится терпеливо выполнять все наставления своего педагога - Николая Васильевича Потапова.
С тех пор прошло много лет, но Вячеслав Овчинников и по сей день бережно хранит в копилке собственной памяти название своих детских произведений: «Грезы», «Вальс», «Мазурка». Примечательно и то, что первые музыкальные опусы воронежского школьника не только не оказались сиюминутной удачей, но вскоре получили высокую оценку композиторов из числа первого ряда. Кстати сказать, третья серия «Войны и мира» открывается «Мазуркой», созданной Славой Овчинниковым в Воронеже.
Приятно отметить и то обстоятельство, что посвящается этот опус школьному другу, известному воронежскому композитору Льву Чернышову, который, несмотря на почтенный возраст, учит секретам композиторского мастерства юные дарования в школе №1, где когда-то он учился сам. На правах земляка и друга Вячеслав Овчинников искренне сокрушается, что опера Льва Чернышова «Иван Никитин» до сих пор не увидела огней рампы Воронежского театра оперы и балета.
В дружеских беседах Овчинников всегда подчеркивает свое особое расположение к двум замечательным личностям, к тому же соседям по дому, – создателю Воронежского академического русского народного хора Константину Ираклиевичу Массалитинову и его супруге, многолетнему директору прославленного коллектива Галине Болеславовне Рогинской.
Слова признательности он всякий раз адресует и дочери знаменитых родителей Наталье Массалитиновой за ее подвижнический и бескорыстный труд по сохранению певческих традиций родного края.
После окончания музыкального училища Овчинников был принят в Московскую консерваторию в класс профессора С.С. Богатырева, ставшего впоследствии для молодого композитора наставником на всю оставшуюся жизнь. В студенческие годы Вячеслав работает одержимо, ярко, самозабвенно. Написанные им три симфонии, музыкальная поэма «Фестиваль», увертюра «Русский праздник», рапсодия для симфонического оркестра «Русские песни», хоровые и инструментальные произведения вошли в Золотой фонд отечественной музыки.
Его первая симфония, исполненная в 1961 году Большим симфоническим оркестром Всесоюзного радио под управлением профессора А. Гаука, имела огромный успех. Позже это произведение исполняли прославленные дирижеры Геннадий Рождественский и Альгис Жюрайтис.
Помимо симфоний, хоровых и камерных сочинений, композитор нашел для себя еще одну творческую тропу в большой мир искусства, «важнейшего» в то время, – кино. Эта работа буквально захватила Овчинникова. Четырнадцать часов вдохновенной музыки к киноэпопее кинорежиссёра Сергея Бондарчука «Война и мир» стали убедительным подспорьем признания мировой значимости одного из великих кинопроизведений ХХ века, увенчанного премией «Оскар» национальной Академии кино США.
После окончания многолетней работы над фильмом «Война и мир» восхищенный Сергей Бондарчук скажет: «На мой взгляд, Овчинников необыкновенно, уникально талантливый музыкант и сочинитель… Когда я думаю о музыке Вячеслава Овчинникова, меня всегда преследует образ о неистребимости жизни. Это образ силы жизни».
Овчинников написал музыку к сорока кинокартинам.
Помимо музыки к «Войне и миру», он является автором музыкальных иллюстраций к выдающимся фильмам, поставленным Сергеем Бондарчуком по роману М.А.Шолохова «Они сражались за Родину», повести А.П.Чехова «Степь», трагедии А.С.Пушкина «Борис Годунов», Андрея Михалкова-Кончаловского «Дворянское гнездо, Андрея Тарковского «Иваново детство», «Андрей Рублев»…
Но было бы неверно представлять композитора лишь как иллюстратора выдающихся произведений киноискусства. Он и в этом виде искусства остался симфонистом.
Вместе с тем, сегодня широко известна и вторая сторона творческой деятельности Вячеслава Овчинникова – дирижерская.
В связи с выходом его первой пластинки японские музыкальные критики писали: «Взошла новая звезда – Вячеслав Овчинников. Исполнение демонстрирует неукротимую жизненную мощь его таланта, которая не может оставить равнодушным слушателя. Это как взрыв энергии, ошеломляющий шквал музыки. Ощущаешь лишь величие – без мелочи, мощь, жизненность, одухотворенность – это хочется отметить особо, оркестр звучит с глубинной затаенной силой. У Овчинникова выдающийся талант управлять оркестром, он удивительно точно чувствует каждый инструмент».
Публичный дирижерский дебют Овчинникова состоялся в апреле 1973 года, в концерте, посвященном 100-летию со дня рождения Сергея Рахманинова. Успех был грандиозным. Выдающиеся музыканты, писатели, актеры восторженно приветствовали нашего земляка.
Кроме собственных сочинений, он включил в свой репертуар произведения Баха, Бетховена, Брамса, Вагнера, Глинки, Чайковского, Рахманинова, Штрауса, Сибелиуса, Дворжака.
Овчинников, безусловно, композитор органически русский по духу.Более того, говоря словами шолоховского героя Андрея Соколова, – «природный, воронежский».
«Воронеж и Овчинников, - отмечает в своем очерке замечательная московская писательница Елена Черникова, – это высокая тема. Все уроженцы Воронежа, волею судеб переместившиеся в другие города, при каждом удобном случае едут сюда, потому что здесь дышится по-другому. И дело не в ностальгии, а в духе земли».
Размышляя о притяжении отчего края, вспоминаю работу Вячеслава Александровича над оперой «Алексей Кольцов» в середине семидесятых годов ушедшего ХХ века. Тогда руководство Воронежской области сделало всё для того, чтобы творческая работа у музыканта шла успешно. В Листопадовку Грибановского района, где ему плодотворно работалось, из Воронежа композитору отвезли на грузовике рояль, за которым и рождалась у него музыка о печальной судьбе народного поэта Алексея Васильевича Кольцова.
Овчинников работал, как всегда, вдохновенно, напористо. И хранительницей дум и чаяний, помощницей ему в этом, воистину богоугодном деле, была его мама Александра Григорьевна. Когда Вячеслав стал знаменитым, она никогда не ходила на его концерты, а «оставалась дома и плакала от счастья, что мечта ее сбылась, а присутствовать и участвовать не могла»…
«Слава Овчинников – один из самых лучших наших композиторов, - сказал в свое время патриарх отечественной музыки Тихон Николаевич Хренников. – Он удивительно одаренный мелодист и человек чрезвычайной скромности. К сожалению, сейчас таких мастеров как Слава, стараются отодвинуть, но народ все поставит на свои места».
Хочется верить, что Воронеж и воронежская земля, подарившая миру Овчинникова, достойно оценит творчество своего земляка и назовёт его имя в числе Почетных людей, прославивших родной край. Имя блистательного музыканта, народного артиста России, кавалера орденов Трудового Красного Знамени и «За заслуги перед Отечеством», общественного деятеля, лауреата многочисленных премий – Вячеслава Овчинникова.
Автор: Александр ГОЛУБЕВ, член Союза писателей России, заслуженный работник культуры РФ
Источник: «Коммуна», № 122 (25553),21.08.10г.