Поиск по сайту:
29.11.2024
Регистрация права собственности Воронежской области
28.11.2024
Регулирование рекламной деятельности.
27.11.2024
Мониторинг эффективного использования имущества Воронежской области
26.11.2024
Государственный кадастровый учет
25.11.2024
Проведение мероприятий по определению фактических границ территорий
Муниципальное унитарное предприятие «Информационно-вычислительный центр» до недавнего времени было единственной организацией в Воронеже, которая для всех многоквартирных домов города осуществляла расчет коммунальных платежей.
На сегодняшний день ситуация меняется - некоторые управляющие компании расторгают договоры с МУП «МИВЦ» и берут его функции на себя. К чему это приводит на практике? Этот и многие другие вопросы мы задали генеральному директору МУП «МИВЦ» Александру Щепкину. |
- Александр Александрович, может быть, расторжение договоров с МИВЦ связано с тем, что управляющие компании недовольны качеством вашего обслуживания населения?
- Я не думаю, что причина в этом. Наше предприятие существенно улучшило качество обслуживания горожан. Прошла реконструкция восьми отделов по работе с населением, находящихся во всех районах города. У нас работают высококвалифицированные специалисты, наши филиалы оснащены самой современной оргтехникой. Организована электронная очередь. Удобные сидячие места ожидания в просторных светлых залах с кондиционерами. Кстати, среднее время ожидания составляет девять минут.
За счет современного оснащения каждого рабочего места по приему граждан и автоматизации «ручных» операций нам удалось существенно повысить производительность труда специалистов. Эти изменения заслужили немало устных и письменных благодарностей посетителей.
- Как строятся сегодня отношения МИВЦ с управляющими компаниями и ТСЖ?
- Жилищные организации – заказчики наших работ. МИВЦ выпускает квитанции для каждой квартиры и обслуживает граждан в паспортном столе, но договор от их лица с нашим предприятием заключают управляющие компании (УК) и ТСЖ. Чтобы построить прочные и «прозрачные» отношения с заказчиками, мы разработали новые формы договоров и в этом году занимаемся их заключением (перезаключением) с жилищными организациями.
Укрупненное разделение функций между УК и МИВЦ по платежам населения таково: жилищная организация определяет объем потребленной жилищной или коммунальной услуги на дом, а МИВЦ распределяет этот объем на каждого жителя в строгом соответствии с законодательством и поручениями УК, собирает и перечисляет поступившую от населения плату поставщикам услуг.
Кроме того, МИВЦ выполняет за жилищные организации функции, связанные с регистрацией граждан по месту их проживания.
- Есть ли жалобы от жилищных организаций на качество обслуживания граждан?
- Насколько мне известно, жалоб по качеству обслуживания нет. Но все, что связано со сферой денежного обращения в ЖКХ, начислением платежей и перерасчетов, довольно сложно для понимания обычных граждан. И проводимая разъяснительная работа МИВЦ не может оставить всех довольными. Значительная часть населения внутренне привыкла считать ЖКХ «природной» данностью. У многих не пропало желание бесплатного потребления, и никто не озадачивается тем, сколько такое потребление стоит для других. Эти психологические обстоятельства нельзя считать оправданием и поводом успокоенности и мы видим свои недоработки, прежде всего – в координации действий между МИВЦ и УК.
Поясню: у граждан отсутствует информация об общедомовых объемах потребления коммунальных услуг, расчетах, затратах и тарифах жилищных предприятий. Увидев сумму в квитанции, идет с вопросами в наш отдел. Специалист объясняет ему методику расчета, но гарантировать правильность определения объема не может, так как этим занимается жилищная организация. Он идет в УК. А жилищная организация знает объем, но проконтролировать правильность начисления платежа конкретному жителю, не обладая информационно-вычислительной базой, ей сложно.
Вопрос решается созданием информационных сетей, доступных как для жилищных организаций, так и для жителей. Мы работаем в этом направлении.
- Недавно поменялись цены на услуги МИВЦ. Расскажите, что произошло с вашими тарифами?
- Тарифы на услуги МИВЦ устанавливает городская администрация. С 1 апреля 2010 года утверждены новые тарифы. Ранее за свои услуги МИВЦ брал 1,8% с суммы платежей, поступающих по квитанциям от граждан. Сейчас тариф не привязан к сумме платежа. Стоимость связана с количеством строк в квитанции. Стандартный набор из пяти услуг – содержание и ремонт жилья, отопление, холодная вода, горячая вода, водоотведение – стоит 11 рублей на одну квитанцию, если квитанция содержит дополнительные строки: лифт, домофон и т.д., то каждая дополнительная строка стоит 1,72 рубля.
Давайте сравним с услугами банка. Если вы приходите в банк и не хотите заполнять строчки в какой-либо квитанции своей рукой, за вас это может сделать операционист банка, и вы заплатите 10 рублей. Перевод платежа обойдется вам в 2% от его суммы. Комиссия за оплату услуг через платежные терминалы колеблется в пределах от 3 до 10% в зависимости от компании-владельца терминала.
- То есть изменилась сама методика расчета стоимости. С чем это связано?
- С пожеланиями жилищных организаций. Мы не банковская организация, и стоимость наших услуг связана с реальными трудозатратами, а не с объемом платежей граждан, которые при переходе на 100-процентную оплату резко увеличились. Жилищные организации предложили городской администрации перейти к фиксированному тарифу на одну квитанцию. Тариф был разработан и обоснован совместно специалистами администрации города и нашего предприятия.
- Почему возросла цена на услуги по паспортному учету?
- Затраты на услуги паспортного стола всегда были выше получаемых за эту услугу доходов. Убытки перекрывались доходами, получаемыми за расчет коммунальных услуг и выпуск квитанций. В этом году решили перейти к справедливым рыночным ценам.
- А в целом стоимость ваших услуг увеличилась или уменьшилась?
- Давайте посчитаем. Условия задачи: средняя площадь квартиры за 2009 год составила 49 кв. метров средняя стоимость платежа за жилищно-коммунальные услуги – 1800 рублей, наши доходы – 32,4 рубля (1,8%).Среднее количество строк в квитанции – девять, наш доход по новому тарифу – 17,88 рубля, экономия -14,52 рубля.
Прежний тариф по подготовке документов для паспортного учета составлял 9,4 копейки на один квадратный метр. Одна поквартирная карточка стоила 4,61 рубля, новый тариф 11,7 рубля. Увеличение оплаты на 7,09 рубля.
Складываем полученные результаты и получаем общую экономию для потребителей 7,43 рубля, или 20 % от прежних затрат.
-Тогда с чем связано стремление к созданию своих расчетных центров?
– Эфемерным желанием сэкономить и политическим стремлением к самостоятельности (читай – бесконтрольности). Экономия, как видите, и у нас присутствует, а по поводу самостоятельности… Ответьте на вопрос: кому идет с претензиями население? К власти. И представьте, какие трудности предстоят при выборе жителями другой формы управления или другой управляющей компании…
- Вы назвали экономию эфемерной, но, может быть, существуют более эффективные формы организации или программы?
- В части программного обеспечения ни одна программа не работает сама по себе. Многие методики приходится дорабатывать и подстраивать при изменении законодательства к реальной ситуации, складывающейся в разных домах у разных поставщиков и жилищных организаций. Работать в плане настройки и доработки программного обеспечения приходится постоянно. У нас этим занимается целый отдел, состоящий из высококвалифицированных специалистов.
Наличие таких специалистов не может позволить себе небольшая организация, а накопление ошибок в учете платежей населения может завести предприятие в финансовый тупик.
Муниципальный единый расчетный центр – это профессиональная организация, несущая ответственность за правильность расчетов и своевременность перечислений, поступивших от населения денежных средств жилищным организациям и поставщикам ресурсов, не только перед жилищными организациями, но и перед гражданами, так как учредитель МИВЦ городская власть, избираемая воронежцами. |
В части паспортного учета один наш сотрудник, ведущий прием на автоматизированном рабочем месте, работает вдвое быстрее, чем паспортист в жилищной организации, и обслуживает 10,7 тысячи жителей вместо 6,5 тысячи жителей по нормативу.
Добавьте сюда полный рабочий день с 8.00 до 20.00 и субботнюю работу, и вы поймете, что на нашем предприятии экономию создает масштабный фактор, который не работает в небольшой организации. А если говорить об удобстве для граждан, то в городе нет ни одного центра обслуживания населения в жилищной организации, где были бы созданы такие условия, как у нас.
- Если на практике жилищным организациям не удается организовать паспортные услуги лучше, чем в МИВЦ, почему некоторые из них активно стремятся расторгнуть договоры с вами и выполнять эту работу самостоятельно?
– Стоимость некоторых услуг, как водоснабжение (при отсутствии поквартирных счетчиков), лифт, электроэнергия мест общего пользования, зависит от количества проживающих в квартире граждан. Невозможно провести правильный расчет квартплаты, если не известно, как менялось в течение месяца количество граждан в каждой квартире, то есть без данных регистрации.
Учетные записи по прописке, выписке отражаются в персональных карточках граждан. Картотека представляет особую ценность для жилищной организации, ведь тот, кто владеет этой картотекой, сможет вести расчеты с жителями по коммунальным и жилищным услугам. Карточки заводятся одновременно с заселением дома и в дальнейшем ведутся до тех пор, пока существует дом. Если житель выписывается и переезжает из дома, карточка не уничтожается, а переходит в архив, в котором хранится бессрочно.
Картотека – источник информации для граждан, судов, прокуратуры, адвокатов, государственных и муниципальных органов по вопросам, связанным с приватизацией жилья, правами на наследование квартир, правами на регистрацию и проживание в квартирах.
Картотеки создавались и велись раньше государственными, а затем муниципальными структурами ЖКХ, последние из которых, райДЕЗы, передали этот информационный фонд МИВЦ для более эффективного осуществления функций Единого расчетного центра. Предприятие дополнило картотеку электронной базой данных.
В настоящее время желающие расторгнуть с нами договоры жилищные организации приходят с требованиями передать им картотеку, некоторые хотят получить в придачу электронную базу данных. С некоторыми организациями дело дошло до судебных разбирательств. Однако суд признает, что картотека является собственностью нашего предприятия, и обязанностей по передаче картотеки у нас нет. Аналогичная судебная практика существует и в других городах России.
По данному вопросу есть решение Высшего арбитражного суда.
- Ваше предприятие напрямую работает с жителями, каково их мнение по вопросу передачи функций, выполняемых сегодня МИВЦ?
- Получив уведомления от ряда управляющих компаний о расторжении договора по паспортному столу, мы провели встречи со старшими домов, обслуживаемых этими компаниями. На всех собраниях мы услышали единодушное мнение о том, что жители не хотят, чтобы состоялась передача картотеки, находящейся в нашем муниципальном предприятии, в частные управляющие компании.
Жители не уверены в стабильности управляющих компаний. Далеко не идеальна ситуация и с ТСЖ. Бывает, в одном доме одна группа жителей создала одно ТСЖ, другая – другое ТСЖ, два председателя, считающие себя законно избранными и имеющие подписанные жителями протоколы. На пути сложного поиска эффективной формы управления важно сохранить создаваемую годами информационную базу данных, иначе начнется настоящая вакханалия с регистрацией граждан, заменой их паспортов.
В Воронеже уже были случаи потерь. Например, в ТСЖ «Уют – 98». Картотеку которого пришлось восстанавливать нашему предприятию. Отдаст ли управляющая компания карточки, в случае если жители предпочтут другую компанию или создадут ТСЖ? Решения судов о том, что у организации нет обязанности по передаче картотеки, распространяются не только на муниципальные предприятия, они относятся ко всем. Вот почему жители на наших собраниях выразили резкий протест против требований управляющих компаний.
Муниципальное предприятие – гарант сохранности картотеки.
По вопросу расчетов за жилищно-коммунальные услуги жители и старшие по домам так же, как и в случае с паспортным столом, резко возражают против того, чтобы расчет вели управляющие компании. Прежде всего, собственники не хотят, чтобы жилищные организации собирали на свои расчетные счета все деньги, включая платежи за коммунальные ресурсы: тепло, воду и прочее. Жители опасаются, что деньги перестанут своевременно поступать поставщикам, вследствие чего начнутся отключения или ограничения объемов поставок. Законодательство позволяет поставщикам в случае существования задолженности ограничивать поставки ресурсов.
Вторая причина нежелания жителей передавать функцию расчета обслуживающим организациям состоит в том, что обычно организации не предоставляют отчет об использовании денег или предоставляют в такой форме, которая не позволяет понять, куда и зачем потрачены деньги.
Муниципальный единый расчетный центр – это профессиональная организация, несущая ответственность за правильность расчетов и своевременность перечислений, поступивших от населения денежных средств жилищным организациям и поставщикам ресурсов, не только перед жилищными организациями, но и перед гражданами, так как учредитель МИВЦ городская власть, избираемая воронежцами.
- Как жители могут воспрепятствовать передаче расчета и паспортного стола из МУП МИВЦ жилищной организации?
- Самый лучший вариант – провести собрание собственников жилых помещений, решить путем голосования, в каком расчетном центре будет обслуживаться дом, оформить протокол и официально уведомить обслуживающую организацию о волеизъявлении граждан. Управляющей компании придется подчиниться.
Если сложно собрать большинство собственников, можно провести собрание опросным путем, то есть поставить подписи в опросном листе. К нам уже обращались инициативные группы с просьбой помочь подготовить документы на подпись жителям, протоколы собраний.
В каждом отделе МИВЦ по работе с населением есть образцы этих документов. Руководители отделов всегда готовы встретиться с представителями домов, проконсультировать или принять участие в собрании жителей.
Одна из задач отделов по работе с населением – установить тесные контакты со старшими по домам, инициативными группами, любыми уполномоченными представителями жителей.
Форма опросного листа есть также на нашем сайте www.mivc.ru. Заполнив ее, вы можете занести в ваш районный отдел или в центральный офис МИВЦ, отправить на наш почтовый адрес (394018, г. Воронеж, ул. Плехановская, д.17) или отсканировать заполненное заявление с подписью и отправить на электронный адрес mivc.vrn@gmail.com.
Источник: «Коммуна», № 122 (25553),21.08.10г.