Управление природных ресурсов Воронежской области



Есть вопрос?




Политический дневник. Жара как фактор политики

26.08.2010

Подходит к концу аномально жаркое лето 2010 года. Никогда ещё подобное обстоятельство не вызывало такого искреннего чувства облегчения как на этот раз.

И неудивительно: аномальные холода, при всех их неудобствах, всё-таки оставляют человеку возможность свободно дышать, тогда как жуткая жара, отягощённая задымлениями от массовых пожаров, лишает кислорода, делает положение совершенно безвыходным.

Не удивительно, что окончания жары и наступления осени люди ждут как избавления, как окончания войны природы с человеком. Глобальное потепление, в реальность которого не очень-то верили, явилось миру во всём своём грозном всеоружии. Российская версия о том, что мы – северная страна, и в потеплении нет ничего плохого, растаяла как прошлогодний снег.

Вспоминаю, что в 90-е годы какие-то шутники создали даже партию «Субтропическая Россия», выступавшую за резкое повышение температуры воздуха в стране. Похоже, что – накаркали. Экологи уже на протяжении ряда лет предупреждают власти всех уровней о серьёзных последствиях глобального потепления.

Согласно их прогнозам, которые, к сожалению, сбываются, юг России ожидает увеличение засушливости и засоления почв. В центре европейской части и на севере страны, наоборот, вероятно повышение грунтовых вод и подтопления. Реки станут более непостоянными, а дожди – более бурными, и повсеместно возрастёт опасность лесных пожаров.

Даже малярия может вернуться туда, где она когда-то была побеждена.

Нет необходимости говорить о том, насколько возрастает потребность в оперативной политике, нивелирующей риски этих новых природных вызовов.

Между тем, по прогнозам экспертов, каждое новое лето будет становиться всё более тяжёлым испытанием для России. Наша страна и так не слишком приспособлена для комфортной жизни, но жара и вовсе способна сделать эту жизнь невыносимой. Лето 2010 года сформировало новое – огненное – измерение России. В прокатившихся по стране пожарах погибли десятки людей, были уничтожены дома и имущество.

Жара и засуха уничтожили урожай зерновых на площади 10 мл. гектаров. Агропромышленный комплекс почти в 14 регионах России поставлен на грань выживания: его потери из-за жары составили 55 млрд.рублей.

Высокие температуры спровоцировали пожары торфяников в Подмосковье и отключение электроэнергии в городах на юге страны - линии электропередачи не выдерживают работу тысяч кондиционеров, охлаждающих воздух в квартирах и офисах, и просто выходят из строя.

Следствием экологического бедствия стали социально-психологические и экономические перемены. В России началось повсеместное повышение цен на основные продукты питания, вызванное ажиотажным спросом, спекуляциями и инфляционными ожиданиями. По мнению независимых экспертов, нынешняя ценовая паника поставила крест на правительственных планах снижения инфляции: вместо ожидавшихся 6- 7 процентов потребительские цены вырастут на 9-10.

Однако при всём объективном характере этих новых климатических вызовов очевидны и субъективные издержки принимаемых (либо, напротив, не принимаемых вовремя) решений. Экстремальная обстановка в стране показала слабость российской управленческой системы.

Заранее было понятно, что аномальная жара приведёт к многочисленным пожарам, однако планомерной подготовки к этому бедствию не велось. Государственный менеджмент носит в прямом смысле слова пожарный, а не превентивный характер. Очевидно, систему управления необходимо модернизировать и делать более эффективной.

Причина массовых пожаров и смертей – не только аномальная жара, но и прошедшая в 2006 - 2007 годах реформа лесной отрасли, введение в действие нового Лесного Кодекса. Новое законодательство фактически ликвидировало государственную лесную охрану и назначило ответственными за предотвращение лесных пожаров арендаторов лесов и региональные органы власти.

Противопожарное обустройство лесов, в том числе строительство противопожарных дорог, посадочных площадок для вертолётов, прокладка просек, содержание пожарной техники и запасов горюче-смазочных материалов, теперь отнесено к сфере ответственности арендаторов и местных бюджетов. Однако у последних далеко не всегда есть для этого необходимые ресурсы.

Но дело не только в децентрализации ответственности, но и в реформе служб лесной охраны.

По мнению специалистов, подразделения МЧС не готовы к тушению лесных пожаров в большом объёме, так как не обладают ни соответствующей техникой, ни средствами мониторинга, ни необходимыми знаниями.

Экономия на лесной охране обходится России чрезвычайно дорого. Ущерб от лесных пожаров, по самым скромным оценкам экологов, превысит 30 млрд.рублей. Смертность только в Москве, из-за задымления и жары, выросла вдвое, что признали столичные власти. Если раньше в Москве умирали 360-380 человек, то теперь – около 700. При этом неофициальные цифры ещё более пугающие.

Поэтому на недавнем заседании президиума Правительства планировалось решить вопрос выделения МЧС дополнительных финансовых и технических средств для тушения пожаров, поскольку, по действующему законодательству МЧС, и подразделения Государственной пожарной охраны не отвечают за тушение лесных и торфяных пожаров, пока те не начинают угрожать населённым пунктам…

Главное же требование экологов – восстановление государственной лесной охраны – до сих пор чиновниками игнорируется. Кроме того, само МЧС не поддерживает идею возрождения самостоятельной службы лесной охраны. Зто активно обсуждается необходимость дополнительного вливания в него бюджетных средств.

Похоже, что аппетиты лоббистов в очередной раз имеют приоритет перед решением реальной и неотложной проблемы.

«Государство, которое ушло из леса – это и есть доказательство безответственности, - считает известный российский эколог А.Яблоков. – Никогда в истории России на охрану лесов не тратилось так мало денег».

И действительно, согласно данным экологической организации «Гринпис» о финансировании борьбы с лесными пожарами, у нас на это выделяется гораздо меньше средств, чем в Белоруссии или в Казахстане. Вся та бюджетная экономия, которой Россия достигла после ликвидации государственной лесной охраны, в итоге обернулась колоссальными затратами на тушение лесных пожаров.

Поэтому сейчас основной мерой, по мнению экологов, должно стать восстановление специализированной лесной службы, а также единой системы авиационной охраны лесов. Иначе катастрофа повторится. Скупой действительно платит дважды. Если бы в России существовала эффективная и дееспособная государственная лесная охрана, ущерб от пожарной катастрофы 2010 года можно было бы сократить в 5-10 раз. И, самое главное, избежать человеческих жертв.

ет необходимости говорить о том, что жара становится национальным бедствием и требует соответствующего реагирования на неё. Каким оно может быть со стороны властей, показал недавний «пожарный» визит Владимира Путина в Нижегородскую область, где он общался с отчаявшимися погорельцами и был встречен ими не слишком любезно.

Пока правительство реагирует на последствия (утешает погорельцев, выплачивает им пособия, иногда меняет чиновников разных уровней и т.д.). Однако общественное мнение вряд ли удовольствуется только этими демаршами да заверениями в том, что Правительство сохраняет контроль над ситуацией.

В политическую повестку дня явно напрашивается превентивная экологическая политика. Темы контроля над выбросами парниковых газов в атмосферу, политический «климат - контроль» наверняка станут всё больше интересовать россиян в ближайшие годы. Причём этот интерес скорее всего станет частью политического и электорального процесса.

Новый шанс на политическую жизнь может получить «партия зелёных», а также различные экологические движения. Кто знает, возможно, именно новая экологическая стратегия и климатическая политика и станут для страны главной национальной идеей?

Автор: Александра Глухова, доктор политических наук, профессор ВГУ.

Источник: «Коммуна», № 124 (25555),26.08.10г.


Возврат к списку