Поиск по сайту:
29.11.2024
Регистрация права собственности Воронежской области
28.11.2024
Регулирование рекламной деятельности.
27.11.2024
Мониторинг эффективного использования имущества Воронежской области
26.11.2024
Государственный кадастровый учет
25.11.2024
Проведение мероприятий по определению фактических границ территорий
Он был перспективный начинающий ученый-филолог, которому прочили большое научное будущее. Университетским же аудиториям Леонид Шаповалов предпочел районную газету в неблизкой от Воронежа Кантемировке. Но и работая в газете, Леонид Шаповалов оставался поэтом. И не только потому, что продолжал писать стихи. В репортажах, зарисовках, очерках всегда чувствовался тонкий лирик.
Недавно Леонида Шаповалова не стало. Осталась единственная поэтическая книга «Теплые снеги», увидевшая свет несколько месяцев назад.
Темы у него все – из ряда вечных, по выражению Л.Гинзбурга, «бытийных». И всё это из жизни каждого из нас и тех, кто будет жить после нас.
Ценность лирики любого поэта – в самобытности переживания несамобытных тем. Леонид Шаповалов вовлекает нас в свой мир, где есть место горю и беде («в чаше слез на донышке – ни капли»), которые он не конкретизирует и тем самым говорит не только о себе, но и о нас: боль, беда, пусть иные, чем у лирического героя, не обойдут никого из живущих. И мужественно запрятать боль в глубь души, а не выставлять её напоказ поможет строка поэта: «Я снова беспечным прикинусь».
Но сердце, познавшее горечь, угадает её печать в глазах:
Может, потому они огромны,Пережить горе и жить дальше помогают и весна, и лето, и осень, и зима – чарующие и лечащие своей сутью:
Что успели горя зачерпнуть?
Я рассветом умою душу,И дело даже не в красоте природы («рассвет» и «заря» в цитате даны без оценивающих эпитетов), а в самом её существовании:
Как винца, отхлебну зари.
Какой ни маялся б ты хворью.Природа бесконечно разнообразна на страницах сборника. И есть в ней нечто шаповаловское: цветение весенних деревьев напоминает зимнюю красоту, осень – теплую весну; времена года все время взаимно перекликаются в словах-образах. Исцеляющая единосущность природы дорога поэту.
На все живая есть вода:
На белых кручах Белогорья
Совсем не давит плеч беда.
И меня поймет, я знаю, каждый,В природе-молитве так много деталей, на которые «отвлекается» глаз поэта: «верб золотые бровки», «пеньки в сапожищах», «слоновьи уши лопухов», «колкий силок ежевичника», «утра тишь, прошитая дроздами». Подробности очень авторские по характеру слова, но помогают читателю увидеть знакомое, просто ранее не замечаемое: «первый снег, как мокрый пух на подворье», «и сыты осенней похлёбкой и луг, и овражки, и лес», «и грызут березы семечки золотой лузгой пыля».
Кто в природу, как в молитву, вхож.
Ты в душу, как в рощу,Любовь – «блаженный ожог», «рук пожар», «жар среди льдов», «любовных горячек озноб», «свидания жажда», «поцелуев жаркие лавины», «горячий говорок любимой». В своей страстности плотское сокровенно и таимо:
Жар-птицей влети,
Лей пламя по венам…
Я ночь закрываю, как складень,Но если отношения мужчины и женщины разрушены, единая их плоть распалась, то:
От мира таимых икон.
…гложут фантомные болиСказано ярко и в самом хорошем смысле оригинально.
В изъятом когда-то ребре!
Тот шрам до сих пор не проходит.
И в том ли отрада, что хоть
По миру бездомная бродит
Моя отчужденная плоть?
Сонм сомнений, тьму тревогДа, такая она жизнь: то радость, то грусть, то усмешка, то неизбывное горе и тоска. Но это – жизнь. И она дорога лирическому герою, хотя ему кажется, что уже «душа седая», что «поехали страсти на спад», что его «скоро осень отпоет».
Полной чашей
Нам приносят на порог
Судьбы наши.
Автор: Надежда Копылова, доцент филологического факультета ВГУ.
Источник: «Коммуна», № 124 (25555),26.08.10г.