Управление природных ресурсов Воронежской области



Есть вопрос?




Продолжение темы. Всегда рядом с селянами

27.08.2010

Потребкооперация Воронежской области и в рыночных условиях продолжает оставаться социально ориентированной отраслью

Уголок магазина в Гремячьем. Фото Евгении Лежаниной
Уголок магазина в Гремячьем. Фото Евгении Лежаниной.

Переход в условиях рынка на новые формы хозяйствования, как известно, до сих пор проходит болезненно. Не стало коллективных сельских хозяйств, обанкротились многие большие и малые предприятия. Вот и рыночной по своей сути структуре потребительского общества области пришлось врастать в нарождающийся российский рынок. Перестраиваться, в буквальном смысле, на ходу. Непростой процесс потребовал немалых затрат и даже потерь. Но огромный опыт ведения хозяйства (потребкооперации России исполнилось 179 лет) позволил не только выжить, но и постепенно набирать темпы экономического развития.

Те, кто приезжает в село Гремячье Хохольского района, не минуют большого магазина у дороги. Это супермаркет. Большие проходы, аккуратный строй торговых рядов придают залу элегантность. Купить можно все, чего душа желает. На витринах много товаров, полуфабрикатов, произведенных в районном предприятии потребкооперации «Пищевик».

Выделен уголок со столиками и барной стойкой, где посетителям предлагаются мороженое, выпечка, напитки. Для детей поставлены этажерки с игрушками.

Через стену расположен другой магазин, где можно купить товары для дома - от гвоздей до мебели. Работает «стол заказов».

Всего в селе на четыре тысячи жителей – девять магазинов потребкооперации. Есть среди них «Мясная лавка», куда сдают излишки выращенного в личных подворьях жители окрестных сел и деревень.

«У нас в магазине есть все, что нужно, и отношение к нам уважительное», - говорят покупатели.

А заведующая Валентина Денисова показывает электромясорубку. На ней в присутствии заказчиков мясо прокручивают на фарш. Услуга – тоже из разряда городских.

Строится новый современный магазин на нижней улице села. Он так и называется – «У Дона».

Во все торговые точки подведена вода и работает канализация. Как подчеркивает председатель Хохольского райпо Раиса Грибанова, для села это большой прогресс.

Торговля под привычным брендом «КООП» идет сегодня, как и прежде, во всех селах и деревнях, и даже хуторах области. «Магнитам» и «Пятерочкам» в них работать неинтересно – населения недостаточно.

«А мы по-прежнему верны своим покупателям, И продолжаем содержать некоторые убыточные магазины, которые находятся в отдаленных селах и хуторах, за счет крупных супермаркетов и предприятий по переработке сельскохозяйственной продукции», - говорит председатель облпотребсоюза Николай Зеленев.

Он – опытный руководитель с сорокалетним стажем, и его слова отнюдь не бравада. В том и заключается задача потребкооперации – обеспечивать торговлю в сельской местности. Продавать людям экологически чистые продукты, закупленные у населения же, обеспечивать строительными материалами, мебелью, бытовой техникой, промышленными товарами. По ценам – доступным селянам, не имеющим, как известно, больших доходов.

Преимущество областной потребкооперации и в том, что ее предприятия и магазины были и остаются бюджетообразующими в своих районах. К слову, за минувший год сумма перечисленных налогов составила более семи миллионов рублей в Хохольском и более 180 миллионов – по области.

Но монополистами облпотребсоюз в селах уже перестал быть. Набирает силу частная торговля – мелкий и средний бизнес. И с этим приходится считаться. Снижать цены на товары, если у соседей они подешевели. Завозить продукцию с учетом конъюнктуры спроса.

В том же Хохольском в небольшом частном магазинчике ближе к центру нет яиц. Там в округе в каждом доме люди держат кур. А в километре от него, в, кооперативной лавке, этим товаром, как и молоком, вовсю торгуют. Потому что вокруг в основном живут пожилые люди. У них нет кур, и только две коровы на весь микрорайон.

Это весьма характерный штрих, подчеркивающий, на каких экономических расчетах строится торговля в селах. Главный принцип остается прежний – экономическая выгода. И не сиюминутная, а основанная на точном экономическом анализе, прогнозировании на несколько лет вперед.

К примеру, потребкооперация не оставила без внимания нарождающийся на селе класс предпринимателей. Больше становится крестьянско-фермерских хозяйств, индивидуалов, решивших увеличить домашнее стадо. Для них в селах открылась торговля фуражным зерном, комбикормами и всем необходимым, вплоть до ветеринарных препаратов.

И, тем не менее, система потребкооперации всегда была и есть социально ориентированной. К сожалению, нередки случаи, когда удаленные деревни приходят в упадок, люди переселяются ближе к городам. Закрываются учреждения здравоохранения, почта, школа. Как правило, продавец магазина покидает населенный пункт последним. Таково правило – быть рядом с людьми.

Большинство кооперативных предприятий районов работают стабильно, без убытков. Успешно развиваются. Реконструируются действующие магазины, предприятия общественного питания с внедрением прогрессивных форм и методов обслуживания населения. Использование возможностей рынка позволило строить далеко идущие планы по расширению количества предприятий и цехов по переработке сельхозпродукции, производству полуфабрикатов.

Появилась возможность открыть в каждом районе «Мясные лавки» и таким образом расширить торговлю и сеть услуг. Избавить жителей деревень от необходимости отвозить самим излишки выращенного в города. Покупатели Гремячьего, к примеру, несмотря на близость Воронежа, подчеркнули, что они не ездят за товаром в областной центр – всем нужным обеспечивают торговые точки райпо.

Руководители районных потребительских обществ, сотрудники облпотребсоюза постоянно повышают квалификацию – учатся современным методам управления и организации торговли. Школы передового опыта, выездные семинары в лучшие районы и другие формы методического обучения необходимы для внедрения современных технологий в торговле. Кстати, все больше магазинов предлагают покупателям самообслуживание, что приносит существенную прибыль.

С развитием рынка и насыщением его разнообразными товарами уже нет необходимости «вариться в собственном соку» - продавать только то, что производят предприятия самой кооперации. Раньше был дефицит товаров, и любая консервированная продукция, полуфабрикаты кооперации пользовались повышенным спросом у населения. А нынче, чтобы разнообразить ассортимент и полнее удовлетворять потребности покупателей, магазины «КООПа» охотно заключают договоры на поставку товаров с различными фирмами. В основном торгуют своим - хлебом, колбасами, полуфабрикатами, квасом и фруктовыми напитками, макаронными изделиями, пряниками и другим, но и приобретают товар других производителей. И это нормальный, экономически оправданный рыночный подход. Но, увы, не всем понятный.

Некоторые из пайщиков, в основном из бывших, склонны осуждать руководство облпотребсоюза не только за это, но и за то, что в минувшие годы распродали некоторые из предприятий переработки. Суть в том, что встраивание в структуру рыночной экономики страны потребовало реорганизовать, оптимизировать структуру самой потребкооперации. Отказ от убыточных, нерентабельных предприятий – тоже из числа рыночных реалий. Складывающаяся в стране и области ситуация вынуждала к тому.

Вспомните: колхозы один за другим объявляли о своей ликвидации, сырье (то же молоко) на переработку перестало поступать. В 2005 году, по данным мониторинга развития мясной промышленности, приводились цифры, что количество коров снизилось по сравнению с серединой 1980 года в 6,6 раза, свиней – в 15,5. В область шли импортное мясо, порошковое молоко и прочие товары. Так что, наоборот, продажа тех объектов, которые, кстати, невозможно было реконструировать и переоснастить новым технологическим оборудованием из-за отсутствия средств, стала спасительной. Благодаря этим действиям удалось избежать процедуры их банкротства. К слову, проданный Воронежский молокозавод вот уже семь лет так и простаивает уже у нового владельца.

Такой подход, по всей вероятности, трудно понять тем людям, кто привык мыслить старыми экономическими категориями. Недовольство некоторых лиц из числа бывших работников происходящими в системе потребительской кооперации процессами, породили их обращения в различные инстанции с критикой руководства облпотребсоюза и руководителей районных организаций. Кстати, вся хозяйственная и экономическая деятельность потребкооперации рассматривается и утверждается решением общего собрания представителей пайщиков области.

К слову, в тех районах, где была крепкая материальная база, предприятия остались и наращивают объемы. В целом облпотребсоюз со своей задачей неплохо справляется. По показателям 2009 года и первого квартала 2010-го занял второе место в Центральном федеральном округе. За минувший год совокупный объем деятельности составил четыре миллиарда рублей.

Советом и правлением разработана долгосрочная программа развития потребительской кооперации Воронежской области. Она также принята и утверждена общим собранием представителей пайщиков. Есть полная уверенность, что переходный период потребкооперации к рынку пройден. А дальше путь один – развитие.

Автор: Евгения Лежанина.

Источник: «Коммуна», № 125 (25556),27.08.10г.


Возврат к списку