Управление природных ресурсов Воронежской области



Есть вопрос?




Земляки. Воронеж помнит своего поэта

31.08.2010

Работая в «Коммуне», он сформировался как поэт-лирик и как переводчик стихов

Есть люди, открытые сердцем и душой, которые, как магнит, притягивают к себе других, и общение с которыми дарит только радость. Именно таким был поэт Константин Гусев.

Он привлекал к себе каждого, кто хоть единожды с ним встретился, и особенно – молодёжь. Другой поэт–»коммуновец» Олег Шевченко написал о нём так:

«Константин Михайлович всегда был окружен молодыми стихотворцами, с которыми нянчился, как заботливая старая нянька. Григорий Прессман, Анатолий Жигулин, Владимир Гордейчев, Геннадий Лутков, Павел Касаткин, Виктор Поляков, да и мало ли кто ещё из воронежских поэтов, многие из которых проявились потом маститыми, знаменитыми, стали на крыло с его доброй заботливой ладони».

В 1939 году Константин окончил ВГУ, а через два года с женой Людмилой они уехали в Архангельск, где Гусев работал в газетах «Северный комсомолец» и «Правда Севера». Он всячески стремился на воинскую службу, но высокая степень близорукости так же, как и в 1937 году, когда пытался ехать воевать в Испанию, восхищаясь этой гордой страной и её свободолюбивыми поэтами Ф.Лоркой и А.Мачадо, не позволила ему стать в строй. Тогда он переводил стихи любимых авторов, писал им: «Я тоже средь вас, средь горячих и чистых, кто в мелочах жизни души не истер».

Он знал множество языков, свободно владел испанским, но побывать в Мадриде ему довелось лишь в 1968 году в составе российской делегации эсперантистов. Он привез тогда в Испанию свои книги со стихами любимых революционных испанских поэтов и своими, посвященными им. Всего на эсперанто им было написано более 600 стихотворений. Он стал известнейшим во всем мире эсперантистом, в городе Бразилиа, где проводились их международные встречи. Его именем был назван зал заседаний.

Гусеву вообще легко давались переводы, он знал несколько иностранных языков, а эсперанто считал языком будущего.

…Из Архангельска Гусевы возвратились в Воронеж весной 1944 года. И, как все мы, кто вернулся тогда в наш почти уничтоженный город, были потрясены увиденным: «Позабыв обо всем, я шагал от развалин к развалинам и казалось, что время застыло, движенья шаги лишены… В этом каменном хаосе был я – из камня изваянным. Онемевшим, застывшим от каменной тишины…»

Но ростки жизни уже начали пробиваться. На заваленном камнями проспекте Революции стоял нотный пюпитр с серым листом газетной бумаги, и карандашом на нем была написана сводка Совинформбюро. Это вернувшаяся из эвакуации редакция «Коммуны», разместившаяся в уцелевшей части здания музыкального училища, как могла выдавала информацию о событиях тогда ещё скудному населению разгромленного города.

Гусев был принят на работу в книгоиздательство, а затем перешёл в «Коммуну». И именно в эти годы жизнь тесно связала его с поэтами, писателями. А в 1951 году его перевели в Москву, в «Правду», где он проработал 33 года. Но связи с Воронежем не терял. Здесь оставались и вернувшиеся из эвакуации его родные, и родные супруги Людмилы Ивановны, в девичестве – Липатниковой, о которой надо сказать особо.

Однокурсница Константина, очень красивая студентка, одаренная поэтесса и художница, предмет воздыханий многих соучеников, она разглядела в Косте его огромную светлую душу, его талант и… житейскую беспомощность. Целиком, без раздумья отдала себя служению мужу и сыну Виктору. Людмила Ивановна как-то сказала о муже: «Это был человек с душой мудреца и ребенка». И была совершенно права.

Константин Михайлович был именно таким. Вот и свои прекрасные, легкие, проникновенные стихи, которые он писал во множестве, беспечно раздавал друзьям. Нисколько он не заботился об их публикации. Так, сборник «Город дружбы» появился в 1961 году, вышел именно благодаря друзьям, правда, он поблагодарил их за это.

В 1973 году Гусева не стало. Ему было всего 64 года.

А через восемь лет одна из старейших воронежских писательниц Ольга Капитоновна Кретова поехала в Москву по делам и зашла в редакцию «Правды». Журналисты интересовались, помнят ли Гусева на его родине в Воронеже?

Вернувшись, Кретова рассказала об этом председателю Воронежского историко-культурного общества Олегу Ласунскому. Решено было провести в нашем городе вечер памяти Гусева. Вечер состоялся 10 октября 1981 года в актовом зале областной универсальной научной библиотеки имени И.С.Никитина при большом стечении народа. Из Москвы специальным автобусом прибыли Людмила Ивановна и сын Виктор, сотрудники «Правды», литераторы и эсперантисты из других городов. Много тёплых слов было сказано о Константине Михайловиче, читались его стихи.

У организаторов вечера тогда же возникла мысль о создании музея Гусева. Но, конечно, прежде всего надо было думать о помещении для него. И тут на помощь пришла присутствовавшая на вечере директор школы № 17 (ныне – гимназия № 3) Элеонора Ивановна Гришаева, предложившая открыть музей в их школе.

В оформлении музейного зала приняли вместе с ней активнейшее участие Олег Ласунский, Людмила Гусева, Галина Короленко. Большие усилия прилагали и педагоги школы и сама Э.И.Гришаева. Стенды с фотографиями и цитатами стихов, чудесные вышивки Людмилы Ивановны разместились на стенах, напротив входа появился большой портрет Константина Михайловича, написанный Василием Криворучко. А входную дверь украсила зеркальная доска: «Музей Константина Гусева». Открытие его состоялось 19 мая 1984 года. Присутствовали педагоги и учащиеся школы, гости из Москвы и других городов.

Стало традицией проводить в музее презентации новых книг воронежских литераторов, отмечать здесь их юбилеи. Весь цвет литературного сообщества Воронежа бывал в этих стенах. Ученик 9-го класса, а ныне – известный актер Слава Ещенко и Галина Короленко читали испанские стихи Константина Михайловича; один из ближайших друзей, его ученик, замечательный поэт Григорий Прессман сочинил текст гимна 17-й школы. Хранительница музея филолог Раиса Ефремова вот уже четверть века – главный организатор всех мероприятий.

Теперь музей Гусева имеет статус литературно-краеведческого, а не только мемориального. Продолжается обычная работа: подготовка экскурсоводов из числа учащихся, проходят конференции, заседания литературной гостиной, где читаются и обсуждаются произведения преимущественно воронежских корифеев литературы: Бунина и Кольцова, Троепольского и Исаева.

Выступала тут и Татьяна Русанова с рассказом о книге «Русановы из века в век». Сюда приезжают педагоги и методисты, учащиеся из сельских районов нашей области. Проводятся встречи с воронежскими поэтами. Музей известен и популярен. В «Правде» же появилась большая статья Раисы Ефремовой о деятельности Константина Гусева и о его музее. Она называлась «Город дружбы помнит».

Да, Воронеж помнит своего поэта! И чтит его!

Автор: Галина Коротких, г.Воронеж.

Источник: «Коммуна», № 126 (25557),31.08.10г.


Возврат к списку