Управление природных ресурсов Воронежской области



Есть вопрос?




Судьбы. Любовь с большой буквы

01.09.2010

Эта учительская династия учит воронежских детишек уже второе столетие

Во дворе обычной воронежской «сталинки» – шум, гам, детские голоса вперемежку со взрослыми, ленточки, бантики, цветы. Первое сентября!

- Любовь Нестеровна! Любовь Нестеровна!..

Любовь Нестеровна, поддерживаемая дочерью, спускается с пятого этажа и принимает поздравления от своих бывших учеников. Они пришли поздравить свою первую учительницу, хоть для неё теперь первое сентября и не начало учебного года. Не так давно, в 2007 году, Любовь Нестеровна выпустила свой последний класс.

Она ушла из школы, но школа не ушла от неё: до сих пор звонят родители; до сих пор она знает, у кого из её учеников какие оценки, с каким учителем надо поговорить, как собрать открытый урок. Без её помощи не обходится ни одно мероприятие маленького мира начальной школы Воронежской гимназии имени академика Н.Г.Басова.


Мыльцына Л. Н.

Это стало семейной традицией. Любовь Нестеровна – учитель в третьем поколении. И её дочь, Любовь Федоровна, тоже преподает в младших классах.

Практически вся их жизнь связана со школой, как и история семьи, которую, без сомнения, можно называть учительской династией. Сквозь революцию и мировую войну четыре поколения хрупких женщин смогли пронести любовь к детям, знаниям, добру и всему тому, что делает мир человечным.

Началось все в далеком 1910 году…

В начале века в воронежскую гимназию сестер Кожевниковых пришла преподавать молодая учительница Анна Александровна Савинова. Анна Александровна была творчески одарена, прекрасно разбиралась в литературе, играла на фортепьяно, восхитительно умела декламировать стихи. Одной из первых в Воронеже стала готовить музыкально-литературные композиции, чем прославила свою гимназию. После революции, с 1918 по 1922 год, она работает в ликбезе, после вновь возвращается к любимому делу – преподаванию. Во время Великой Отечественной войны Анна продолжала учить детей.

По воспоминаниям своей правнучки, она, будучи в совсем уже преклонном возрасте, практически ничего не помнила, зато стихи по-прежнему читала отменно и никогда не забывала ни строчки.

Анна Васильевна Мыльцына, дочь Анны Александровны, колесила по стране с мужем-военным. Всегда отличалась особенной активностью, ездила по заданиям руководства в разные города «поднимать» местные школы. Преподавала в младших классах, в поздние годы – работала директором пионерлагеря «Дружба».


Пионерский лагерь «Дружба», директор лагеря Мыльцына А.

Анна Васильевна представляла собой, вообще-то, нетипичный образ учительницы начальной школы: она всегда была очень серьезной, даже несколько суровой, курила папиросы «Казбек», залежи которых можно было найти в шкафу. В лихие девяностые, будучи уже на пенсии, работала охранником на заводе и никогда не позволяла в свою смену ничего с завода унести. На робкие увещевания своих родственников по поводу того, что людям тяжело и что, наверное, можно быть чуть помягче к ним, Анна Васильевна твердо отвечала: «Так можно и всю страну растащить!»

Мария Алексеевна Фурсова, мама Любови Нестеровны, единственная из всей учительской династии не была учительницей младших классов. Она преподавала уроки труда детям. Отлично шила и вязала, но в тяжелые послевоенные годы бросила школу и занималась собственными детьми. Обе её дочери стали учительницами начальной школы и Заслуженными учителями России – Юлия Нестеровна Некрасова и Любовь Нестеровна Мыльцына.

Трудно подсчитать, сколько первоклашек впервые открыли «Букварь» вместе со своей первой учительницей Любовью Нестеровной Мыльцыной. Свыше сорока лет она преподавала в младших классах гимназии имени академика Н.Г.Басова. За это время чего только не было в её учительских буднях: и в леса на военные игры с детьми каждый год выезжала, и открытые уроки давала (тут, конечно, без семейного учительского совета никогда не обходилось).

Любовь Нестеровна всегда отводила в своей работе особенное место развивающим играм, создала несколько авторских программ по математике для учеников начальных классов. И самое главное, по её словам, это сердечное отношение к ученикам. Хотя она уже несколько лет не преподает в школе, но каждый год 1 сентября во дворе её старого дома шумят дети, устраивается небольшое застолье со сластями и обсуждается грядущий учебный год.

Кроме того, немалый опыт Любовь Нестеровна передала своей дочери – Любови Федоровне, которая сама учит детей вот уже двадцать два года. Любовь Федоровна продолжает семейное дело. Она так же, как и мать, и обе бабушки, и прабабушка, - учитель. Говорит, что даже и мысли не было выбрать другую профессию, и что о своём выборе ни разу не пожалела. Все свои классы называет любимыми, хорошо помнит даже самых первых своих детей.

Как молодому преподавателю, Любови Федоровне достался класс детей, живущих в строительном общежитии. Ни читать, ни писать до школы они не умели, но, тем не менее, быстро учились всему. «Им было интересно абсолютно все», - вспоминает Любовь Федоровна.

Со смехом она рассказывает, как по утрам подкармливала бутербродами и поила чаем ученика, не успевавшего позавтракать дома. Как дети хвалились своими достижениями, своими обновками вроде первого в жизни нового пальто с капюшоном. Как посещала их комнаты в общежитии, и все наперебой звали её к себе. Как поначалу не доверяли совсем молодой учительнице родители.

Теперь Любовь Федоровна – весьма и весьма титулованный учитель: победительница Общероссийского конкурса «Учитель года – 2009», дипломант многих конкурсов, автор ряда публикаций по дошкольному образованию, программы «Знатоки родного края».

Но все это – дипломы, грамоты – только свидетельства того каждодневного труда, почти полной самоотдачи и настоящего умения понимать своих самых маленьких учеников. Ведь чего только не организует Любовь Федоровна вместе со своими учениками и их родителями: и «Фабрики звезд», и краеведческие занятия. Продолжая семейную традицию, она устраивает для детей каждую весну выезд в лес на военно-полевую игру «Звезда».

Любовь Федоровна считает, что главное – уметь понимать детей, не перегружать их, жалеть и любить. Как учитель с богатым опыт она отмечает, что отдавать в школу ребенка лучше с семи лет, а не с шести, как сейчас стремятся делать многие родители. Ведь все должно идти своим чередом.

Трудно переоценить важность работы преподавателя младших классов, ведь, как известно, то, что заложено в детстве, остаётся с нами на всю жизнь. Свою первую учительницу не забывает никто, и, если она вкладывает в детей душу, как делают из поколения в поколение учительницы этой династии, то получает самое главное – благодарность огромного количества учеников, которые взрослеют, создают семьи и приводят к первой учительнице уже своих детей, чтобы она открыла и для них огромный, разнообразный мир знаний.

Автор: Ирина Романова.

Источник: «Воронежская неделя», № 35 (1968),01.09.10г.


Возврат к списку