Поиск по сайту:
29.11.2024
Регистрация права собственности Воронежской области
28.11.2024
Регулирование рекламной деятельности.
27.11.2024
Мониторинг эффективного использования имущества Воронежской области
26.11.2024
Государственный кадастровый учет
25.11.2024
Проведение мероприятий по определению фактических границ территорий
Несмотря на усилия властей всех уровней, а также финансовые вливания из Центра, крайне неспокойной остается ситуация на Северном Кавказе. Даже в притихшей на время Чеченской республике, фактически отданной на откуп Рамзану Кадырову, в последнее время участились случаи дерзких нападений на милицейские блокпосты.
Становится очевидным, что ставка на туристический кластер как локомотив экономического развития региона, который вознамерился создать в Северо-Кавказском федеральном округе его новый полпред Александр Хлопонин, оказалась, как минимум, преждевременной. Успешные экономические проекты имеют все шансы на осуществление только при условии достижения политической стабильности. Проблема, однако, заключается в том, как именно ее достичь.
Самым заметным событием минувшей недели стал, на наш взгляд, продолжительный вояж премьер-министра России Владимира Путина по ряду регионов Сибири и Дальнего Востока. Никогда еще глава Правительства, в том числе и в бытность его Президентом страны, не отлучался из столицы на столь продолжительный срок. Очевидно, что для этого имелись серьезные основания, в том числе и те, о которых не было заявлено в официальном пресс-релизе.
В контексте приближающегося очередного осеннего тура выборов в законодательные собрания ряда регионов, а также обозначившихся на горизонте парламентских выборов 2011 года цели таких вояжей становятся более понятными. Особенно с учетом того, что социально-экономическая ситуация в России далека от благополучной, а скрытое до поры, до времени массовое недовольство населения имеет все основания при определенных условиях перерасти в открытый протест. Объектом его могут стать не только центральная и региональные власти, но и правящая партия, в ближайшие намерения которой входит сохранение имеющегося у нее большинства в региональных парламентах и в Государственной Думе.
В тех российских регионах, где 10 октября состоятся выборы, на минувшей неделе закончился важный этап избирательной кампании. В Республике Тыва, Белгородской, Костромской, Магаданской, Новосибирской и Челябинской областях подходят предельные сроки для представления списков кандидатов на регистрацию. После этого партиям, преодолевшим этот барьер, можно будет начинать предвыборную агитацию, т.е. приступать к созданию реальных условий для победы на выборах. Очевидно, что это также подогреет градус политической конкуренции.
С учетом всего сказанного дальневосточный вояж лидера «единороссов», главы Правительства и, очевидно, главного претендента на президентский пост 2012 года может иметь отчетливо выраженный терапевтический эффект: свою личную популярность Владимир Путин вновь приносит на партийный алтарь, пытаясь, насколько это возможно, укрепить партийные рейтинги.
О том, что для тревоги имеются определенные основания, свидетельствует ситуация в Калининградской области, стоившая губернаторского кресла Георгию Боосу, недавно вынужденно ушедшему в отставку в силу крайне низкого рейтинга популярности у населения.
Однако дело не только в недовольстве калининградцев его политикой, сводившейся, по их мнению, к секвестированию социальной сферы в угоду региональным мини-олигархам. На многотысячных митингах звучали и более радикальные политические требования, включая прекращение политической монополии «единороссов», гарантии честных выборов и возвращения института выборности губернаторов и глав местного самоуправления.
И хотя настроения в Калининграде, в силу его очевидной проевропейской ориентации, вряд ли можно считать типичными для всей России, однако определенную диагностику ситуации они все-таки дают. И власти, надо полагать, предпочитают к ней прислушиваться.
Однако вернемся к турне Владимира Путина. В Якутию он прилетел не только как глава Правительства, но и как президент Русского географического общества. Владимир Путин осмотрел государственный природный заповедник «Усть-Ленский», посетил базу российско-германской научной экспедиции «Лена», а также гидрометеорологической исследовательской обсерватории.
На следующий день на Камчатке состоялось совещание по проблемам развития рыбной отрасли, уровень капитализации которой остается самым низким, всего 80 млрд. рублей, что составляет 0,01% от стоимости основных фондов всех отраслей отечественной экономики.
Одним из центральных вопросов повестки дня стала стратегия импортзамещения тех иностранных морепродуктов, которые представлены сегодня на российском рынке. Российские рыбаки готовы хоть сейчас полностью удовлетворить спрос на рыбу, существующий в России. Однако позиции у импортеров настолько сильны, что не позволяют этого сделать. Отсюда выращенная в искусственных условиях норвежская семга сегодня представлена в ассортименте практически всех продуктовых магазинов, причем не только в обеих столицах, но и на Камчатке и в Приморском крае.
В Росрыболовстве такую ситуацию называют национальным позором и время от времени предпринимают попытки защитить внутренний рынок заградительными пошлинами. Прошлой осенью с подобным предложением выступил вице-премьер Виктор Зубков, курирующий в Правительстве рыбохозяйственный комплекс. Тогда эта инициатива не нашла государственной поддержки, однако на этот раз отрасль наконец-то может ее получить в виде доступных кредитов, субсидирования процентных ставок и т.д.
Дальнейший путь глава Правительства проделал по федеральной трассе М-58 «Амур» на автомобиле отечественного производства «Лада - калина». Перемещаясь с Дальнего Востока на запад, активно общаясь с населением, давая твердые обещания решить его проблемы (например, расселить из ветхого и аварийного жилья), обедая с журналистами, Владимир Путин подчеркивал, что доволен тем, что приехал и все увидел своими глазами. Грандиозные планы премьера о строительстве нового космодрома (арендовать у Казахстана стало крайне невыгодно), новой ГЭС, о создании вдоль федеральной трассы М-58 новых рабочих мест, освоении территорий и т.д. производили должный эффект на собравшихся пообщаться «с самим Путиным».
Правда, и вопросов было немало. В том числе и к качеству того образца «Лады - калины», на котором ехал премьер.
Между тем в Москве разгорелся конфликт по поводу строительства автодороги через Химкинский лес, вмешаться в который пришлось Президенту Дмитрию Медведеву. Вняв мнению не только экологов, озабоченных судьбой леса, но и, как ни странно, позиции «Единой России», Президент порекомендовал Правительству еще раз тщательно взвесить все доводы «за» и «против» строительства магистрали. Фактически это означало приостановление реализации проекта.
Но премьер-министр из «глубины сибирских руд» высказал другое, ровно противоположное, мнение: решение Правительства существует, и его нужно выполнять. Такого откровенного противостояния в тандеме еще не наблюдалось, что моментально стало предметом особого внимания наблюдателей. Правда, уже на следующий день Владимир Путин, соблюдая приличествующий случаю политес, поддержал решение Дмитрия Медведева, однако этот примирительный жест выглядел не слишком убедительно.
Трудно не согласиться с одним из известных российских публицистов А.Ципко в том, что «в новой России, которая рождается на наших глазах, где приобрел политическую значимость запрос на справедливость, на человеческое достоинство, старые механизмы укрепления рейтингов, все эти полеты на истребителях, опускание на глубину в подводной лодке, жесткие фразы о «сортире …» не работают. Население, новый средний класс в наиболее острой форме интересуют реальные шаги власти, направленные на очеловечивание, облагораживание новой, такой неудобной для жизни России».
Добавим, что и путешествие из Азии в Европу на «Лада - калине», приятное и полезное коллективу «АвтоВАЗа», даже и не мечтавшему о подобной рекламе, также из этого ряда старых механизмов.
Автор: Александра Глухова, доктор политических наук, профессор ВГУ.
Источник: «Коммуна», № 127 (25558),02.09.10г.