Управление природных ресурсов Воронежской области



Есть вопрос?




Он вышел из боя

03.09.2010

Как уже сообщалось, учрежденная в 2009 году редакцией газеты «Коммуна» Всероссийская литературная премия имени Андрея Платонова нашла первого лауреата. Авторитетное жюри во главе с председателем Союза писателей России Валерием Ганичевым присудило премию выдающемуся прозаику современности Юрию Бондареву

…Я, на ту пору девятиклассник, по нескольку раз в месяц наведывался в районную библиотеку с одной лишь целью: узнать - не пришел ли, – и, если вдруг повезёт, тут же взять очередной свежий толстый журнал «Знамя», в котором тогда, в 1969 году, печатался роман Юрия Бондарева «Горячий снег».

Но первым я ни разу так и не стал. Оказывается, в библиотеке задолго до того, как начали публиковать роман – а он неоднократно анонсировался, – в тетрадке в клеточку составили список желающих прочитать «Горячий снег». И список этот постоянно пополнялся.

Так что пришлось набраться терпения.

Но когда уже мне попали номера журнала, я не мог от них оторваться.

Вот и теперь, по прошествии сорока лет, то оглушительное, потрясающее впечатление, которое произвел «Горячий снег», никуда не улетучилось.

Юрия Бондарева мы знали по школьной программе. По его ранним книгам «Батальоны просят огня» и «Последние залпы» писали сочинения. Помнится, наш классный руководитель и литератор Таисия Дмитриевна Романовская, рассказывая о писателе, заметила: «Нам всем очень повезло, что Юрий Бондарев вышел из боя, остался жив, а то бы кто нам поведал правду о войне?»

В звании младшего лейтенанта летом сорок второго он попал на фронт. А в октябре уже был Сталинград, и Бондарев – командир минометного расчета 308-го полка 98-й стрелковой дивизии. Вот откуда в его памяти, а потом и на страницах книг, «сернистые ожоги стужи в сталинградских степях, ледяной холод орудий, так за ночь прокалённых морозом, что металл чувствовался сквозь рукавицы».

И до сих пор писатель чувствует «пороховую вонь стреляных гильз, жаркий газ от горячего казенника и пустынное безмолвие звёздного неба по ночам…, запах мёрзлого хлеба, твёрдого, как камень, ржаных солдатских сухарей, несказанный аромат солдатской «пшёнки» в застылой фиолетовости зимнего рассвета».

Юрий Бондарев и другой живой классик русской литературы, поэт и наш земляк Егор Исаев давно и крепко дружат. Как-то по нынешней весне, рассказывая о Бондареве, Егор Александрович заметил: «Вот говорят, что Юра человек закрытый, может даже в чём-то бука. Всё это – враки и досужие домыслы. Он – романтик, мыслитель и философ. Он просто сдержанный человек, умеет слушать людей и слышать их. Ты внимательно почитай его «Мгновения» – и всё поймёшь».

У них удивительно совпадающее ощущение войны – ведь Исаев тоже фронтовик, освобождал Прагу, участвовал в битве за Берлин:

Бетонный низкий лоб,
Свинцовых струй накал…
Ох, как он нас тогда,
Безусых, подсекал

И замертво валил
В траву перед собой.
И редко кто из нас
Про тот расскажет бой.
Судьбе и таланту было угодно, чтобы они оба поведали всем нам и нашим потомкам «про тот бой».

Поведали честно и жёстко, как и было всё на войне.

…А «Мгновения» Бондарева печатались и в воронежском «Подъеме». Три десятка лет ушло на то, чтобы сложилась книга. И вот только что она увидела свет. Как заметил Егор Исаев, «Мгновения» словно вырастают из главных книг Юрия Бондарева – из «Горячего снега», из «Выбора», из «Батальонов…» Всё та же глубина и правда о жизни и смерти, о любви и ненависти, о молодости и старости. И о войне…

«Я рад, что мой друг Юрий Бондарев удостоен премии имени моего земляка, классика мировой литературы Андрея Платонова, - сказал Егор Исаев. – При всей несхожести их литературных стилей, оба они считали, что человек рождается для любви, а не для ненависти. И всегда отстаивали это в своих книгах».

Автор: Виктор Силин.

Источник: «Коммуна», № 128 (25559),03.09.10г.


Возврат к списку