Поиск по сайту:
29.11.2024
Регистрация права собственности Воронежской области
28.11.2024
Регулирование рекламной деятельности.
27.11.2024
Мониторинг эффективного использования имущества Воронежской области
26.11.2024
Государственный кадастровый учет
25.11.2024
Проведение мероприятий по определению фактических границ территорий
И вчера же, где-то к полудню, артисты из Панино вместе со своим режиссёром Василием Золотарёвым (он, кстати, выпускник Тамбовского института искусств) приехали с декорациями и костюмами в Никольское. Благо, добираться им было не так уж далеко.
Панинцы приехали на фестиваль с «Трибуналом» Андрея Макаёнка. Пьеса известная, теперь уже, можно сказать, классического образца. Выбирая её в репертуар, Золотарёв руководствовался не только тем, что она своей военной темой наиболее вписывается в нынешний год 65-летия Победы. Она близка ему прежде всего как человеку, который в свои тридцать три года – возраст Христа! – уже многое для себя прояснил и поставил на свои места. Ну, например, то, что в жизни, когда даже кажется, что она до краёв наполнена горем горьким, есть и светлые стороны, и комическое. Иначе без такой отдушины человек просто бы морально не выдержал и не справился с бедой.
«Трибунал» как раз та пьеса, где есть и то, и другое. В общем, всё – как в жизни.
В принципе, панинцы будут играть в Никольском премьеру. Если, конечно, не считать два показа в Панино – первый раз в День Победы, прямо возле памятника Солдату-победителю, и второй раз, буквально на днях, – в районном Доме культуры. Но всё это больше походило на генеральные репетиции, потому что театралы знают: первые выходы на зрителя с готовым спектаклем – это и притирка, и привыкание к роли.
Для Василия Золотарёва «Трибунал» – первая режиссёрская работа. Но как актёр он реализовал себя в постановках Евгении Некрасовой, много и плодотворно работавшей здесь режиссёром.
Начиная обдумывать свою сценическую версию, Василий не мог пройти мимо теперь уже давнишней, но многим памятной постановки «Трибунала» в Московском театре на Малой Бронной с Народным артистом СССР Львом Дуровым в главной роли.
- Спектакль я не видел, да просто и не мог видеть, - говорит Василий, - по причине своего малолетства на тот момент, когда он шел на сцене. Но много о нём наслышан, особенно о том, как играл Лев Дуров. Естественно, что мне хотелось хоть как-то прикоснуться к постановке, и я перерыл кучу публикаций о спектакле и актёрских работах. В Интернете нашёл фотоснимки сцен из спектакля. Мне думается, что постановка у Золотарёва рождалась на стыке двух чувств – боли и вины. Боли за то, что, отстаивая родную землю, столько солдат полегло в сырую твердь. А вины – за то, что мы недодали и по-прежнему недодаём тем, кого гордо называем победителями: и душевного тепла, и внимания, да просто обычной заботы.
Работая над спектаклем – а постановка была осуществлена довольно быстро, – Золотарёв практически ничего не стал вымарывать и сокращать и тем самым подтягивать пьесу как бы под себя. Кроме что разве одной-двух фраз, которые никак не ложились в контекст его режиссерского видения. Такое бережное отношение к автору-драматургу он объясняет тем, что у Андрея Макаёнка в тексте нет ничего лишнего или растянутого: ни убавить, ни прибавить.
Хотя считает, что режиссёр вправе работать над текстом пьесы – и работать основательно! Примером тому – его любимый худрук Ленкома Марк Захаров, не чурающийся ножниц, которыми он вовсю орудует при чтении очередной пьесы.
Вопрос этот, лично для меня, – довольно спорный. Но будем уважать мнение оппонента.
Исполнитель главной роли, выведенный автором пьесы под фамилией Терешко и по прозвищу Колобок, Юрий Заздравных, напротив, ни под каким видом не желал что-то подсматривать в других постановках, у других исполнителей.
- Тогда б я оказался несвободным, - говорит Заздравных. - В любом случае, попал бы под влияние чьего-то артистического обаяния. Идти же на поводу, быть зависимым от чьей-то трактовки роли мне никак не хотелось.
Заздравных – тридцать лет в Панинском народном театре. Пришел еще тогда, когда режиссером был Михаил Григорьевич Орловцев – фигура для панинцев во многом знаковая. Именно в его бытность закладывалось многое из того, в чем панинцы преуспели и могут гордиться.
О том, что Терешко-Колобок никакой не ставленник фашистов – его новые оккупантские власти назначили старостой, а работает в тылу врага по заданию партизан, - знает только жена Полина, которую играет жена Юрия Заздравных Наталья.
- Не мешает вам подобная семейственность и в жизни, и на сцене? – спрашиваю Юрия Васильевича.
- Нам, нет – это точно, - отвечает, улыбаясь. – А вот зрителям – возможно. Ведь Панино посёлок небольшой, все друг друга знают. Как и то, что мы с Натальей по жизни идём рука об руку…
Для Юрия Заздравных определяющее в его роли, суть его мировосприятия заключается в словах, которые он произносит в монологе о власти. О том, что она, по определению, не может быть доброй, и корёжит, ломает человеческие судьбы.
У Василия Золотарёва – роль сына Терешко. Парень не знает, что его отец никакой не староста, не фашистский прихвостень, а партизанский ставленник, добывающий нужную нашим информацию, и оттого страдает, мучается. Образ складывается глубоко трагический.
…Никто не застрахован от случайности. Так вышло, что Михаил Животенко, у которого роль немецкого коменданта, сломал ногу. И, естественно, он какое-то время не мог выходить на сцену. Заменить его, наверное, можно, но тогда бы нарушилась ансамблевость, а значит, и атмосфера, которая существует в постановке Василия Золотарёва. И если б Михаил Животенко не поправился к нынешнему сроку, то панинцы, скорее всего, отказались от участия в нынешнем фестивале «Театральные встречи в Никольском».
К счастью, всё обошлось. И Михаил Животенко вновь на сцене.
р.п. Панино
Автор: Виктор Силин.
Источник: «Коммуна», № 129 (25560),04.09.10г.