Поиск по сайту:
29.11.2024
Регистрация права собственности Воронежской области
28.11.2024
Регулирование рекламной деятельности.
27.11.2024
Мониторинг эффективного использования имущества Воронежской области
26.11.2024
Государственный кадастровый учет
25.11.2024
Проведение мероприятий по определению фактических границ территорий
Он, родившийся в трагическом 1937 году, принадлежал к поколению «детей войны». Его отец ушёл на фронт, сам он пятилетним мальчишкой вместе с матерью познал войну: обстрелы, голод, холод, нищету военных и послевоенных лет. Но именно в эти годы всеобщего горя и подвига обозначилась и зазвучала во весь голос человеческая доброта, открытость, готовность поддержать и помочь в трудную минуту – те качества, которые вошли с малолетства в сознание ребёнка, став сущностью Хильченко – человека и поэта.
Он создал и был много лет руководителем поэтического клуба «Родничок» в Каменке. Он же стал инициатором основания фестиваля «Воронцовая Русь». И для всех членов этого клуба счастливым открытием стали его стихотворения. Но при жизни у него не был издан ни один солидный сборник. Лишь в Каменской типографии вышли сборнички-коротышки «У серебряных ключей», «Воронцовая Русь», «Неподкупная лира моя».
И с этой горечью в душе ушёл Анатолий Хильченко из жизни 19 августа 2004 года…
Но вот я держу в руках его книгу «Ещё горит моя лампада», только что увидевшую свет в издательстве имени Болховитинова, составленную поэтом, членом Союза журналистов, подвижницей Кларой Дроздовой, принявшей руководство клубом «Родничок» после Хильченко, в поэзию которого она влюблена всей душой. На ее плечи легли и все заботы по изданию сборника.
Все цвета и звуки природы поэт передаёт с такой достоверностью и любовью, что возникает ощущение личного присутствия, когда его глазами видишь и травы, и цветы, и облака, его слухом ловишь и трели соловья, и шорканье кос на лугу, и песню девушек, и переливы дальней гармошки. Но трепетная, чуткая душа поэта пребывает не только в ликующем плену у радости искристой.И несмело, и негромко
Я войду в весенний храм.
За спиной моей котомка,
Шита далью по краям.
Обопрусь на прут дорожный,
Постою один в глуши,
Всё, что можно и не можно,
Соберу в тайник души.
В час малиновый закатаАнатолий Хильченко – не безоблачный певец природы. Его лирика всеохватна – от красоты и гармонии окружающего мира до пронзительного трагизма воспоминаний о войне, где Память цепкая рисует Забытый ужас детских лет.
Я поил своих коней,
А вдали, за перекатом
Пели сельские девчата
Песню грустную полей.
И от песни той унылой
Вдруг мою стеснило грудь,
Вспомнил я о том, что было
И чего уж не вернуть.
А море весело урчалоНо всё же чаще стихи поэта светлы, солнечны, улыбчивы. Он весь в стихии поэзии, и стихия эта живёт в нём, в каждой его строке.
И будто тешило дитя,
И на волне меня качало,
И гребни пенило, шутя.
Оно игралось, как котёнок,
Прихлынув к берегу волной,
И плавал мёртвый тюленёнок
С разбитой плоской головой.
Неоглядный простор,И каждое его стихотворение – это гимн любви родному краю. Определяя для себя ощущение счастья, поэт писал: «Для меня нет большей радости, чем пробежаться по утренней росе босиком, полюбоваться рассветом, вдохнуть полной грудью степного воздуха. В такие минуты я счастлив. На лице появляется улыбка, душа умиротворяется, суета жизни и проблемы отдаляются. Ну, а если по большому счету, то лично для меня счастье – быть нужным людям и стране. Чтобы у меня не отнимали понятие «Родина», чтобы я мог гордиться тем, что я русский».
перемешанный край:
Малороссия, Русь и казаки.
Здесь по-русски бегут,
По-казачьи рычат,
По-украински брешут собаки.
Когда друзья, не отдаляясь,Целый раздел книги посвящён любовной лирике. В наше время, когда в моде любовь показная, скандальная - стареющих и молодых поп-звезд ради сохранения популярности, когда она мозолит глаза, растиражированная «желтой» прессой, стихи Анатолия Хильченко сохранили любовь искреннюю, трепетную, сокровенную, боящуюся огласки любовь земных девчат с натруженными руками и лицами, смуглыми от степного солнца, но с такой чистотой чувств и мыслей, с такой естественностью и обаянием, что она кажется потерянным раем в суете и корысти тусовочной и продажной любви.
Заметно станут далеки
И, на пути твоём встречаясь,
Не захотят подать руки.
Когда любимая при встрече
Тебе, как прежде, не кивнёт,
Не огорчайся, человече,
Не так уж плохо всё идёт.
Но если только боль людская
Не будет сердце бередить
– Тогда уж всё, я утверждаю,
Тогда, мой друг, не стоит жить…
Я бежала к горе меловойТворчество Анатолия Хильченко многопланово, разнообразно. И всё же он, прежде всего, лирик во всём, будь то пейзажная зарисовка, признание в любви или думы о своём предназначении. Даже нелестное выражение «Куда Макар телят гонял» поэт обращает в улыбчивую шутку:
И тебя не нашла там, - о, Боже!
На тебя так всё это похоже,
Мой любимый, хороший, родной,
Я ждала у развилки дорог
Долго-долго. Тебя не дождалась.
Наболелась душой, настрадалась –
Сделать так только ты это мог.
Я ушла, я рыдала, и вот
Сколько счастья вдруг мне привалило,
Всё ж прислал ты мне весточку, милый,
Но уже, но уже через год.
Ты писал, что сошелся с другой,
Что я очень пропахла посёлком,
Что я есть деревенская «тёлка»…
Ну, дай Бог тебе счастья, родной!
Как-нибудь без тебя проживу.
Я не очень, любимый, страдаю,
Я подчас и себя забываю,
Видя дочери глаз синеву.
- Ты скажи, Макарушка,Как это свойственно каждому подлинному поэту, Анатолий Хильченко пребывал в постоянном сомнении относительно уровня и значимости своего творчества. Здесь, на мой взгляд, недоработка творческих союзов, мало интересующихся творческим потенциалом российской глубинки.
Куда телят гонял?
Там ли ты сударушку
Для себя сыскал?
- Я вам, православные,
Это не скажу,
Эки вы забавные,
Лучше погожу.
А нальёте чарочку
– И пошлю я вас,
Где сыскал сударушку
И теляток пас!
Может, вспомнят, что жил-былКонечно, поэзию Анатолия Хильченко ценили многие. И прежде всего – собратья по перу, которых он собирал в поэтическом клубе «Родничок» в Каменке. Вся Воронцовая Русь знала и любила его – поэта и человека. Поэты из райцентров - Кантемировки, Ольховатки, Россоши, Новой Калитвы, Острогожска и сёл Евдаково, Тимирязево, Дегтярное посвящали ему тёплые дружеские послания, помещённые в четвёртом разделе этого сборника. Но всё же, всё же, всё же…
он – Толька,
Самодельный, «подпольный» поэт.
Автор: Михаил Каменецкий, член Союза российских писателей.
Источник: «Воронежская неделя», № 36 (1969),08.09.10г.