Управление природных ресурсов Воронежской области



Есть вопрос?




Кашу заварили. Как её расхлебаем?

14.09.2010

Экспертиза «Коммуны» | Ценам на продукты в Воронежской области и во всем Черноземье, судя по всему, назад дороги нет

Воронежский «Птичий рынок» в сентябре обычно расползается далеко за свои границы: грузовики, старенькие «Москвичи» и «Жигули» с прицепами с раннего утра по выходным забивают придорожные окрестности сетками с картошкой, луком, капустой и морковкой, и народ до самого вечера тащит отсюда большие сумки. Сентябрь – время закупок на зиму. Но не в этот раз…

Упаковку лука мы успели купить в августе по 15 рублей за кило, а в розницу он стоит 20-22 рубля. А с картошкой – «пролетели»: 40-килограммовая упаковка ее уже стоит тысячу, а в розницу – 30-35 рублей за килограмм (в прошлом году и в начале этого лета – 12-15 рублей). Рынок «похудел» и уже не доставляет таких хлопот гаишникам, как прежде.

Телевизионный сюжет о том, как Президент Медведев выкопал в воронежском черноземе картофельный куст и обозвал народный продукт «горохом», стал пророческим: запастись картошкой на зиму удастся не всем. А дефицит обещает дальнейший рост цен.

Ситуация напоминает 2006 год, когда народ сметал с прилавков соль и загнал ее цену в разы - до 50 рублей за пачку.

Память о дефиците стала генетической, неистребимой и неподвластной заклинаниям.

Заявления, что гречихи – полно, и новый ее урожай скоро привезут с Поволжья, с Алтая и даже из Китая (с закупочной ценой 36 рублей), на рост цен не повлияли.

Одно чуть-чуть согревает душу: не одни мы, воронежцы, страдаем от цен. У наших соседей – та же ситуация.

Власти всех областей Черноземья во всем винят спекулянтов, но имен и явок их не называют. А вопрос, почему очень железная «вертикаль» беспомощна перед спекулянтами, не возникает – иначе вопрос станет политическим.

С хлебом тоже ситуация тревожна: ценам приказано стоять, а они не хотят. В Орле, например, власть объявила, что никакого дефицита зерна нет. И заключила договор с торговцами и производителями муки и хлеба – для пресечения спекуляций и «обеспечения населения качественным хлебом», хотя известно, что дешевому трудно быть качественным.

Губернатор Орловской области Александр Козлов подписал распоряжение о введении в региональном АПК с 18 августа режима чрезвычайной ситуации. Тем не менее, мука здесь за август подорожала в 1,5-2 раза, поэтому предельная цена «народной буханки», определенная сверху в 11 рублей, в тех местах, куда не дотягивается административный ресурс, достигает 18-19 рублей.

И гречка с августа (40-45 руб.) уже поднялась к 75.

Одновременно, как во всем Черноземье, дорожают все крупы, макароны, рис, молоко, сахар, масло, яйца, мясо.

Прокуратура и антимонопольщики трудятся, как грузчики, мониторят торговлю и плодят грозные предписания, но пока – без особого успеха. Орловская межведомственная рабочая группа по контролю за ростом цен на продукты тоже мониторит вся и всех – с тем же результатом.

В Воронеже даже Центр стандартизации и сертификации «Халяль» Совета муфтиев РФ озаботился ростом цен и объявил о проведении аудита халяль-продукции крупнейшего в области производителя курятины «Лиско-Бройлер».

Они выросли на четверть - с 64 рублей за кило до 80. «Халяль» тоже клеймит спекулянтов, на которых никто не может найти управу, несмотря на мониторинг со всех сторон и опасность политических последствий.

В Липецке сахар стоит уже 40 рублей, яйца выросли на 12-15%, а рост цен на группу бакалейных товаров бьет все рекорды. Гречка исчезла из ряда крупных сетей (пенсионеры скупают пшено и геркулес), а на рынках «пробила» отметку в 60 рублей

УФАС по этому поводу вызывает торговцев на ковер, заслушивает объяснения, не верит им и штрафует. Обладминистрация обнаружила нехорошее поведение торговцев продуктами первой необходимости, разница в цене которых достигает 20%. В крупных сетях наценку на них держат практически нулевой, но нехватка кормов и снижение надоев обещают дальнейший рост цен на молочную продукцию.

А фермеры вдруг спрогнозировали падение осенью цен на мясо: скотину от безысходности порежут… По той же причине могут порезать и кур. Как бы то ни было, молоко, как и гречка, неотвратимо движется в группу дефицитных товаров.

На многие продукты цены еще как-то удерживаются благодаря прошлогодним запасам. С их исчерпанием наступит новая реальность, против которой административные меры будут бессильны.

В Курске губернатор Александр Михайлов объявил, что зерна в регионе достаточно, и поставил задачу перед руководителями областных комитетов и главами муниципалитетов: взять под личный контроль ценообразование на предприятиях переработки и в торговле, а также – кровь из носу! - не допустить неуправляемого скачка цен на хлеб и муку. Прокуратура и УФАС тоже строго бдят за ценами «социально значимых товаров».

В помощь региональным властям, аналитики объясняют по центральным телеканалам, что никакого дефицита нет, и цены расти не должны, однако от вопросов, упадут ли они, уклоняются.

Это не в российской традиции, чтобы цены поднимались, а потом – возвращались на старое место.

Автор: Александр Ягодкин.

Источник: «Коммуна», № 134 (25565), 14.09.10г.



Возврат к списку