Поиск по сайту:
29.11.2024
Регистрация права собственности Воронежской области
28.11.2024
Регулирование рекламной деятельности.
27.11.2024
Мониторинг эффективного использования имущества Воронежской области
26.11.2024
Государственный кадастровый учет
25.11.2024
Проведение мероприятий по определению фактических границ территорий
Правда, на правобережье Дона, в меловых горах, заросших сплошь орешником да ежевикой, издавна встречаются так называемые медянки - небольшие змейки с коричневатой кожей, похожей на медную кольчугу. Идешь, бывало, собираешь ягоду, а она пригреется на солнышке, на камне и пялит на тебя свои глазки-пуговички… Тут главное – не испугаться, не дернуться, но еще главнее, не тронуть ее…
Это правило – первым не лезть к змее – относится ко всем их породам, в том числе и особо опасным.
Говорят, что даже такие злыдни, как гадюка, кобра и им подобные твари, не бросятся на человека, если тот первый каким-то образом не пойдет в ополчение. А если, не дай бог, нарушить этот негласный «договор», - жди беду! Свидетелем такого случая стали недавно и мы с женой.
Июль, перегрев к выходным дням воздух сверх всяких привычных норм, одних людей загнал в свои убежища-жилища, в тенек, других заставил искать спасение от пекла где-нибудь в уютных природных уголках, коих много в нашем родном Придонье.
К числу последних примкнули и мы, прихватив с собой внуков да кульки с провизией.
Решили поехать чуть подальше от привычных пригородных берегов. Так романтичнее, да и места те несколько необычные - дивные, словно в сказке. То ли жара несусветная, то ли выходной, или и впрямь неописуемая природа (а может, все это вместе), собрали на донской берег много народу – и взрослых, и детей, и горожан и жителей окрестных сел.
Места тут на всех хватит – песчаная полоса, изредка прерываемая кустами густого зеленого ивняка, протянулась чуть ли ни на целый километр – купайся, лежи-загорай на отмытом до блеска, похожем на золотую россыпь песке, а нет – располагайся под густыми зеленолистными шатрами могучих деревьев, в теньке, да и отдыхай спокойненько. А заодно красотами местными любуйся – вон чудеса какие вокруг!
Голубая лента Дона манит к себе прохладной водицей, играет легкой волной – идите, мол, все сюда – обласкаю, остужу каждого от зноя, будто заново на свет народитесь! На противоположном берегу - горы меловые. Высокие, неприступные в вековой могучести своей! Белые, отвесные стены их густо испещрены трещинами-морщинами, буграми да выемками, - присмотрись, и при желании такие загадочные рисунки увидишь, будто полотно рисованное разглядываешь…
А вот картинка, как говорится, «в натуре» - у самого берега, зацепившись якорем за дерево, качается на волнах деревянный плот. Сразу видно, не случайные люди мастерили его, добротно сделан, надежно, да и оборудован неплохо.
На одной стороне – вместительная палатка желтыми боками отсвечивает, на другой – холодильничек пристроился, это надо же! От чего работает-то? Э-э-э, у них же мобильная электростанция установлена – вон, на столбиках-мачтах даже электролампочки висят. Солидная экспедиция, видно, издалека плывут, а здесь на отдых остановились.
И люди серьезные – и по внешнему виду, и по разговору то ли на исследователей каких похожи, то ли любителей-природоведов.
Купается народ в Дону – степенно, борясь с течением, кто подальше, кто поближе, плавают взрослые.
Верещит – пищит детвора, взбивая пенные брызги у бережка… Давно заметил, как бы далеко от дома ни уезжал, в какой, казалось бы, захолустный угол ни забивался, все равно знакомых встретишь. Вот и тут, не успев, как следует, расположиться, встречаем знакомую, приехавшую отдохнуть после рабочей недели. А главное – сыну удовольствие доставить: соскучился парень за время армейской службы по родным местам. Только что возвратился – и сразу на Дон потянуло… Ишь, из воды-то почти не выходит, наскучал видать!
Вдоволь наполоскавшись в донской водице, стелим в теньке под деревом скатерть-самобранку. На свежем воздухе перекус - удовольствие особое, а после купания аппетит всегда просыпается со страшной силой. Даже надоедливые оводы да мухи не помеха, хотя лучше было бы, конечно, без них. Одним словом, глаза наши полностью пленены предстоящими кушаньями, разложенными на скатерке. И вдруг…
- Змея! Это змея, не трогайте ее!.. - громко кричала с плота молодая женщина, предупреждая купающихся у берега людей.
Как она распознала в плывущей поверх воды головке опасную тварь, – не известно, то ли специалистом была по этому делу, то ли просто за время долгих путешествий научилась различать змей от привычных всем ужей. Голос ее хоть и был звучным, однако услышали его далеко не все, кто находился в этот момент в воде – ребятня, плескаясь и играя, визжала-шумела так, что забивала все остальные звуки. А вот на берегу он привлек внимание отдыхающих, потому-то и вскочили сразу со своих мест, кто где был, уставив взгляды в направлении вытянутой женщиной руки.
Не нужно было особо напрягаться, чтобы увидеть эту, поднявшуюся над водой, будто миниатюрный перископ подводной лодки, шейку с небольшой, в кулачок, головкой.
«Перископчик», видимо, спустившись в воду с берега, быстро удалялся от него буквально меж плавающими в воде людьми. Судя по скорости, змея не думала ни на кого нападать, скорее, даже стремилась быстрее покинуть это заполненное людьми шумное место.
- Колька! – раздался неподалеку от нас тревожный голос нашей знакомой, с которой недавно тут встретились. – Колька! Змея! Змея рядом!.. - кричала она плывущему чуть дальше других сыну.
А тот, забыв обо всем на свете, разгребал мускулистыми руками тугие потоки воды и плыл, плыл по речному простору. Мать снова окликнула Кольку, предупреждая об опасности. Кричала ему и женщина с плота, первая заметившая змею… Видимо, парень все-таки услышал эти крики, потому что резко остановился и начал оглядывать окружающее его водное пространство. Колька заметил движущуюся неподалеку змеиную головку и тут же нырнул в воду.
- Под водой хочет уйти, тихо, чтобы не спугнуть, - проговорил кто-то из стоящих на берегу. – Молодец, солдат!
Но вдруг, неожиданно для всех, Колькина голова появилась рядом с… плывущей змей.
- Коля! Не трогай, Коля! – истошно закричала мать.
Но было поздно.Парень схватил рукой плывущий «перископ» и потянул его вверх. Над водой показалась часть довольно-таки объемного черного тела змеи, после чего Колька вдруг с остервенением откинул ее от себя и забарахтался в воде…
К берегу он подплыл бледный, заметно испуганный, а выйдя из воды, обхватил правое запястье пальцами левой руки. Мать первая кинулась к сыну, следом поспешили и другие. С плота бежала поднявшая тревогу женщина, держа в руках медицинскую аптечку.
- Что, Коля? Укусила? Зачем же ты ее трогал, сынок? – плача приговаривала Колькина мать, норовя рассмотреть место укуса.
- Давай сюда руку! – жестко скомандовала Кольке женщина с плота. И когда тот разжал пальцы, все увидели небольшое красненькое пятнышко, опоясанное ровной белой окаемкой. Она ловко затянула на раненой руке жгут, потом поднесла Колькину ладонь к своим губам и начала высасывать яд из ранки. Делала она это умело, неторопливо, периодически выплевывая изо рта смертоносную смесь…
Продолжалась эта операция недолго, после чего «целительница» посмотрела на место змеиного укуса и так же твердо приказала:
- Везите срочно в больницу, боюсь без нее не обойтись.
Быстро собрав вещи, мать с Колькой, благо приехали на своем «Жигулёнке», тут же покинули берег, оставив на нем густую струю выхлопного газа да сковавшее всех оцепенение. Сразу стало как-то неуютно, тревожно, куда делись нестерпимые еще недавно желания перекусить да наслаждаться прохладной донской водой.
Вскоре берег Дона опустел совсем, и только неподалеку от старой ветлы все также покачивался на волнах деревянный плот со своими обитателями… Как узнали позже, Колька долго лежал в больнице, сначала в реанимации, потом в палате.
Состояние его изначально было настолько тяжелым, что пришлось вызывать помощь из области. Только чудом парня удалось спасти, да и то, как сказали врачи, благодаря грамотным действиям той женщины с плота.
Вместе с матерью они пытались потом найти спасительницу, но не получилось – никто ничего о путешественниках не знал.
Уже потом, у оклемавшегося от происшедшего несчастья Кольки, долго спрашивали, зачем он трогал змею, но тот ничего внятного так и не сказал. Видимо, желание покрасоваться на публике, еще не покинувшее парня мальчишество взяли верх над рассудком. Да и цены такого безумства Колька тогда не знал, а она оказалась не такой уж и малой.
Серьезное осложнение на сердце и группа инвалидности отодвинули напрочь его давнюю мечту стать военным летчиком. Хотя, как сказали доктора, со временем молодой организм может одолеть эти болячки.
Только когда это будет-то? Говорят, недавно Колька был в местной школе и встречался там с сельской ребятней. Много собралось несмотря на каникулы.
Сначала бывший солдат об армии рассказывал, а потом – о том незабываемом купании на Дону. И о змее, что чуть не отправила его в мир иной. А в конце встречи подарил школе нарисованный им собственноручно плакат, где была изображена огромная гадюка с выпученными глазами, и рядом крупным шрифтом выведено всего три слова: «Не лезь – убьёт!»
Автор: Валерий Тихонов, член Союза писателей России, г.Лиски
Источник: «Коммуна», № 134 (25565), 14.09.10г.