Управление природных ресурсов Воронежской области



Есть вопрос?




Год Учителя. С верой в талант

16.03.2010

Когда деятельность педагогов и учащихся направлена на изучение истории и культурных ценностей родного края, то обязательно проявится одарённость каждого

На научно-практическую конференцию «Понятие нравственности в современном обществе» директор острогожской средней школы № 2 Светлана Миронова собрала представителей учительства практически из всех образовательных учреждений района. Говорили о вещах конкретных и применительно к реальной жизни. Вот, например, в Шубинской школе есть клуб «Солнышко», в котором ребята заняты краеведческой, патриотической работой.

И в Хохол-Тростянской школе действует свой клуб под названием «Истоки». Вот что рассказала заместитель директора по воспитательной работе Ольга Воробьева: «Свои первостепенные задачи мы видим в том, чтобы на занятиях клуба нести ученикам знания о родной земле, приобщать их к исконно русской православной культуре. Деятельность «Истоков» - и в изучении православного народного календаря, в экскурсиях по святым местам и местам боевой славы».

И хотя для ребят из сельской глубинки и их учителей подобные поездки – дорогое удовольствие, но они уже смогли побывать в Дивногорье, в Задонском монастыре, в городах Золотого кольца России, в Москве и Волгограде.

Краеведческое направление - и у другого школьного объединения «Поиск», действующего в Нижнем Ольшане. Руководит «Поиском» учитель начальных классов Лидия Боева.

Было о чём рассказать и что представить организаторам конференции – педагогам острогожской школы № 2. Отсчёт своей биографии учебное заведение берет с 1 сентября 1913 года, когда классы, залы и кабинеты заполнили 360 радостных юных гимназисток.

Участникам конференции «Понятие нравственности в современном обществе» была представлена книга «Это нашей истории строки…», изданная в 2009 году. Собственно, по большому счёту, в ней как раз и собран опыт нескольких поколений педагогов острогожской школы № 2 по воспитанию в детях духовных и нравственных начал.

Глубоко убеждён, что есть одна непоколебимая истина: личность учителя, мера его педагогического таланта и есть ключевой, определяющий момент и в образовательном процессе, и в воспитательном.

Приходится только удивляться, как под безудержным натиском очередных (в перманентном режиме!) нововведений и новаций, спускаемых сверху и облеченных в наукообразную словесную эквилибристику, школа остаётся живой. Хотя, казалось бы, разрушительная сила этих новаций должна привести к невосполнимым потерям.

Если же школа и выстаивает под этим натиском, то только благодаря тем учительским кадрам, которые при любых обстоятельствах способны донести (и доносят!) детям всю силу слова и знаний.

И эта сила – в лучших традициях, хранимых и передаваемых учительским корпусом из поколения в поколение. Традиции эти в острогожской школе № 2 закладывались педагогами ещё в дореволюционную пору. Здесь помнят о Марии Алексеевне Филипповской, Юлии Романовне Скляровой, Анне Степановне Косенковой, Леониде Прокофьевиче Кобозеве, Надежде Владимировне Ивановой.

Алексей Дмитриевич Халиманов, возглавивший коллектив школы в 1935 году, вспоминал: «Более чем полусотенный коллектив учителей состоял из опытных педагогов, многие из которых работали в дореволюционных средних учебных заведениях, учительской семинарии, двухклассном училище. Учащихся в нашей школе было свыше полутора тысяч человек».

К ним примыкает и внучатая племянника великого русского поэта А.С.Пушкина Нина Иосифовна Панэ, которая в середине тридцатых годов не по своей воле оказалась в Острогожске (по сути, была ссыльной) и вела в школе немецкий язык. Натура высокообразованная, деятельная – это именно она взвалила на свои плечи работу по подготовке и проведению в городе разнообразных мероприятий, приуроченных к 100-летию смерти А.С.Пушкина.

То был печально памятный 1937 год.

В книге «Это нашей истории строки…» её авторам – а это практически весь нынешний педколлектив школы во главе с директором Светланой Мироновой и учеными Воронежского института повышения квалификации и переподготовки работников образования – удалось членораздельно ответить на вопрос: как им всё-таки удается развивать творческую и познавательную активность своих подопечных?

Доцент кафедры педагогики и психологии ВОИПКРО Анатолий Доровской считает, что для острогожских учителей «системообразующим ядром самых благоприятных условий стала творческая среда как естественная среда развития одарённости». И далее он отмечает: «Развитие творчества, одарённости учащихся происходит во многом на базе краеведческого материала. Именно краеведение с его эмоционально-вдохновляющим зарядом малой родины стимулирует идеи творческого обучения как обучения «без образца», предполагающего собственную активность учащихся по поиску проблем и осмысления их решения».

Если бы существовала единица измерения педагогического таланта, то я бы предложил принять за неё уроко-час, который вели учителя Острогожской школы № 2 Таисия Дмитриевна Романовская, Александр Иванович Шубин, Нина Матвеевна Бабичева, Юлия Ивановна Копытина, Виталий Васильевич Чикризов, Павел Андреевич Бессмельцев, Зоя Васильевна Чернова, Людмила Петровна Денисова, Сергей Иванович Стукалин, Эмма Павловна Лузан.

Уроки литературы и русского языка, классные часы той же Т.Д.Романовской, отметившей недавно свой восьмидесятилетний юбилей, гармонично, абсолютно естественно сочетались, были увязаны с произведениями писателей-классиков и очерками публицистов современности. Она могла так соотнести и сопоставить, например, «Преступление и наказание» Ф.М.Достоевского с очерками на моральные темы воронежских журналисток Эммы Худяковой и Елены Пашневой, что ученикам становилось понятно и ясно: классические произведения - не просто «красивая» проза, но и правда жизни.

Людмила Петровна Денисова – тогда только начинавшая свой педагогический путь – первой из местных учителей откликнулась на новые разработки ученых-лингвистов ВГУ. На её уроках немецкого языка ни слова не произносили по-русски. Хоть на час, но ребята погружались в иную языковую стихию. Звучала чужая речь с пластинок и магнитофонной ленты. Частенько приходила в класс и коллега Л.П.Денисовой Людмила Ивановна Миляева. И тогда ребята слышали живой диалог разговорной речи на немецком языке.

Увлекательные путешествия по странам и континентам, которые устраивала, не выходя из класса, географ и орденоносец Зоя Васильевна Чернова, неожиданно могли привести на малую родину, в Острогожск, который ещё с девятнадцатого века носил и другое имя – «воронежские Афины» за большое число духовно богатых земляков, прославивших этот край.

Учитель истории с 27-летним педагогическим стажем Виктор Стрелкин. Фото Михаила Вязового.
Учитель истории с 27-летним педагогическим стажем Виктор Стрелкин.
Фото Михаила Вязового.

Нынешний историк школы Виктор Стрелкин, думаю, прошлое Острогожского района знает не хуже, чем автор книги «Острогожск» Заслуженный учитель РСФСР Алексей Дмитриевич Халиманов. Его стараниями близ хутора Пахолок были установлены кресты и мемориальные плиты в память о том, что здесь располагались четыре концлагеря советских военнопленных. В каждом из них находилось около четырех тысяч заключённых, прошедших через все ужасы фашистских застенков.

Организовал с ребятами Виктор Стрелкин по этим местам и историко-краеведческую экспедицию. Виктор Васильевич вынашивает идею и об установке ещё одного памятного знака. Он связан с формированием южных границ Российского государства, которые проходили в этих местах более четырёхсот лет назад.

Ученикам острогожской школы № 2 не нужно далеко ходить в поисках интересных тем для сочинений на свободные темы, творческих работ. Здесь учились поэт Василий Кубанёв, дважды Герой Советского Союза, лётчик-космонавт Анатолий Филипченко, литературовед Юрий Сурма, герой-подводник, лауреат Государственной премии Николай Щербаков, разведчица подруга Зои Космодемьянской Клавдия Милорадова, писатель Яков Кравченко. С ребятами дружил и вёл переписку выдающийся поэт и наш земляк Самуил Маршак.

Поэтому не случайно в книге «Это нашей истории строки…» отведено немало страниц практическим разработкам, урокам, классным часам, литературным праздникам, познавательным мероприятиям, связанным с именами тех, кто прославил школу далеко за пределами Острогожского района.

Показательны в этом плане разработка урока учителя начальных классов Галины Щербаковой «Наш земляк – писатель Самуил Маршак», проект учителя русского языка и литературы Светланы Мироновой, посвященный тому, какое отражение нашла поэзия Серебряного века в стихах острогожской поэтессы Юлии Шелистовой. А ещё работы учащихся Валерии Крейденой, Оксаны Есаковой и Дмитрия Литвинова, посвящённые книге Юрия Сурмы «Слово в бою», исторический материал Максима Таравкова «Город-крепость».

Одна из экспозиций школы посвящена летчику-космонавту А.Н.Филипченко. Фото Михаила Вязового
Учитель математики Елена Шубина – из педагогической династии.
Фото Михаила Вязового.

Уже пятый год острогожская школа № 2 является экспериментальной площадкой кафедры педагогики, психологии, литературы, русского и иностранных языков Института повышения квалификации работников образования. В течение всего этого времени педагоги работали по внедрению в образовательный процесс проектно-исследовательской технологии. И как считают воронежские ученые, небезуспешно. Опыт работы острогожских учителей доказал большую отдачу такой технологии в плане развития интеллектуальной одарённости ребят и творческого потенциала учителя.

А самый последний пример, подтверждающий этот тезис, недавнее лауреатство на конкурсе «Учитель года - 2009» молодого учителя математики острогожской школы № 2 Евгении Зябкиной.

город Острогожск

Автор: Виктор Силин.

Источник: «Коммуна», № 37 (25468), 16.03.10г.


Возврат к списку