Поиск по сайту:
22.11.2024
Регистрация права собственности Воронежской области
21.11.2024
Мониторинг эффективного использования имущества Воронежской области
20.11.2024
Государственный кадастровый учет
19.11.2024
Проведение мероприятий по определению фактических границ территорий
15.11.2024
Когда три года назад Владимира Спирина пригласили в Управу Центрального района Воронежа, то он долго и мучительно гадал, по какому же поводу. И был приятно удивлён, получая от военного атташе Посольства Кубы медаль «Воин-интернационалист» первой степени. Ведь прошло больше сорока лет с той поры, когда осенью 1962 года четыре советские дизельные подводные лодки пришли в тропические моря, чтобы прикрывать переброску наших ракет на Кубу. Волею судьбы, Спирину пришлось стать участником тех трагических событий, находясь на борту одной из подводных лодок в должности старшины группы ОСНАЗ (радиоразведка).
Шёл четвёртый год службы старшины первой статьи Спирина в разведотряде Балтийского флота, когда стало известно, что набирается команда для отправки на Север. А началось всё с того, что летом 1962 года на Северном флоте организовывалась 20-я эскадра дизельных ракетных подводных лодок, которая, по плану, должна была дислоцироваться на Кубе. В неё входило семь лодок 629-го проекта. На одну из них – «К-153» – и был распределён «осназовец» старшина первой статьи Владимир Спирин.
В конце сентября в базу Ягельная из Полярного прибыли четыре дизельные лодки 641-го проекта 69-й бригады – Б-4, Б-36, Б-59 и Б-130, «букашки», как называли их моряки по литере «Буки». В НАТО им присвоили название «Foxtrot». На этих лодках не было групп ОСНАЗ, поэтому с четырёх подводных лодок 629-го проекта подразделения особого назначения были переведены на «Буки».
Так Спирин оказался на Б-4 «Челябинский комсомолец», которой командовал капитан второго ранга Рюрик Кетов. «Звёздные» начальники решили, что именно эти субмарины лучше всего готовы к реальным боевым действиям. А то, что это возможно, у министра обороны, главкома ВМФ сомнения не было. Недаром на каждую лодку, помимо обычного штатного вооружения, перед походом загрузили по одной торпеде с ядерной боеголовкой. В случае перехвата советских судов подводники должны были нанести по американским кораблям удар из-под воды.
Решение направить подводные лодки, построенные для северных широт и умеренного климата в жаркие тропические моря, граничило с безрассудством. Это всё равно, что белого медведя отправить для выживания в Африку! Ведь на «букашках» отсутствовала система кондиционирования, а температура в отсеках, даже на глубине 200 метров, приближалась к 30 градусам. К тому же они были аккумуляторные, а значит, мы должны регулярно «выползать» на поверхность и подзаряжать аккумуляторные батареи.
Так получилось, но руководство страной и даже министр обороны были уверены: в зону конфликта ушли атомные подводные лодки. Поэтому звёздные маршалы долго не могли понять, почему американцам удалось поднять советские субмарины. Когда начальник штаба 69-й бригады капитан второго ранга Василий Архипов объяснил им о конструктивной особенности этих лодок, заместитель министра обороны, маршал Гречко всё равно остался недоволен действиями «североморцев».
- Я бы на их месте, - мрачно заявил он, - вообще не всплывал.
Но это будет потом, после возвращения, а тогда подводников бросили под американские авианосцы, и никто не брался сказать утвердительно, вернутся ли они.
- Сборы были по-особому секретны. Несмотря на это, мы уже знали, что идём на Кубу, – рассказывает Спирин. – Но официально командир лодки, вскрыв пакет с грифом «Совершенно секретно», объявил экипажу об этом т олько когда вышли в Атлантику. Вслед за нами должен был выйти транспорт, на который нам приказали сдать тёплые вещи - шинели, бушлаты и другие, - чтобы они не «мешались». С трёх лодок сдали, а мы схитрили, разместив их в аккумуляторных ямах. И как же мы потом вспоминали добрым того, кто ослушался приказа!..
Первого октября 1962 года четыре дизельные подводные лодки вышли в море. На Б-4 находился командир бригады, капитан первого ранга Виталий Агафонов и несколько флагманских специалистов. За островом Кильдин «букашки» погрузились и двинулись на запад походным строем.
И пошли корабельные лаги отсчитывать мили и моря - Баренцево, Норвежское, Исландское, Северная Атлантика. Весь переход до Кубы «североморцев» терзали осенние шторма и ураганы. Волны обрушивались с такой силой, что сдирали стальные листы легкого корпуса, гнули леера. Швыряло так, что в аккумуляторных ямах выплескивался электролит, спящих выбрасывало из коек. Чтобы не смыло за борт, верхняя вахта на ходовом мостике привязывалась к перископу.
При форсировании Фареро-Исландского рубежа из четвертого отсека доложили: «Слышу скрежет за бортом!» Каждый подумал: «Вот и приплыли!.. Видимо, зацепились за минреп. Сейчас рванёт!» Из центрального отсека прибежал командир – ухом к борту. Скрежет есть, но он не перемещается на корму. Кто-то догадался, что это, вероятно, оторванный штормом леер трётся о борт. Вздохнули облегчённо: «Слава Богу!» - пошли дальше.
Чем ближе советские моряки подходили к тропикам, тем жарче становилось в отсеках. Даже глубина не охлаждала перегретые корпуса лодок. Температура в отсеках стояла под 55 градусов Цельсия, а в дизельном - все 60. Пришлось ввести новую форму одежды для личного состава: голый торс и трусы. Пот лился ручьями, не переставая, как в бане. Люди падали в обмороки, приходили в себя - и снова становильсь на вахту. Были люди, которым за весь 90-суточный поход не удалось сделать и глотка свежего воздуха.
- Вот в таких нечеловеческих условиях мы находились больше месяца, - продолжает вспоминать Спирин. – К тому же дистилляционных установок как таковых не было на лодках. Вода шла только на приготовление пищи. Говорить о том, чтобы умыться или побриться, - исключено. Личный состав как гигиену соблюдал? Доктор ходил со стаканом спирта, смачивал тампон и выдавал каждому для того, чтобы дезинфицировать кожу. Мы были всё время потные, теряли много в весе - до 50 процентов. Происходило обезвоживание организма.
ВМС США прочно заблокировали подход к острову Свободы. 183 корабля - против четырёх советских субмарин. Мало того, в воздухе постоянно несли боевое дежурство самолёты базовой патрульной и противолодочной авиации. Прорваться сквозь строй такой армады было делом безнадёжным. Подводные лодки, заняв свои позиции, ждали указаний из Москвы. Американцы устроили настоящую охоту на советские субмарины, стараясь всеми дозволенными и недозволенными способами поднять их с глубины на поверхность.
Владимир Спирин из радиоперехвата узнает, что все три советские «букашки» по разным причинам вынуждены были всплыть. И только Б-4 ни разу не показала «натовцам» свою рубку. Хотя и ей тоже порядком досталось.
- Мы шли в надводном положении, когда вдруг верхняя вахта увидела американский самолёт, - вспоминает Спирин. – Он летел с выключенной РЛС, потому мы его своевременно и не обнаружили. Срочно погрузились, а вскоре услышали взрывы. Это американцы швыряли в воду сигнальные гранаты: три взрыва, по международному коду, - приказ немедленно всплыть. Но наша лодка стремительно погружалась. Уходили мы сутки. За это время акустики насчитали 98 взрывов.
Через две недели нас снова обнаружили: напоролись на их гидроакустические буи, которые были разбросаны в районах нашего пребывания. Откуда было знать, что нас в Саргассовом море подстерегает мощная и разветвленная система подводного целеуказания «СОСУС»? Отрывались суток пять. Нам повезло – аккумуляторы были полностью заряжены, и нам удалось уйти от американцев. За эти пять суток насчитали около 300 взрывов. Взрывы глубинной гранатой были настолько близкие и сильные, что лопались плафоны, а однажды выбило сальник в боевой рубке. Устранять прорыв воды взялся сверхсрочник Костенюк. И он спас лодку от затопления. Его вытащили в полуобморочном состоянии, отходили компотом из персиков. Другого душа просто не принимала.
За тот мужественный поступок командир корабля представил Костенюка к ордену Красной Звезды. Но он и весь личный состав субмарин ничем не были отмечены за этот поход. Командиров вообще грозили наказать за то, что они нарушили скрытность. Но в ситуацию вмешался главком ВМФ, и всё было «спущено на тормозах». А для моряка не наказание - лучший вид поощрения.
Охота на русские дизельные подводные лодки продолжалась больше месяца. 17 ноября пришёл приказ возвращаться домой. В середине декабря увидели моряки родные сопки, укутанные снегом. Вот тогда и пригодились тёплые вещи, спрятанные в аккумуляторных ямах. А экипажи трёх лодок остались в робах и тропической форме – транспорт с тёплыми вещами не вернулся с Кубы. Пришлось в срочном порядке на базе подыскивать морякам зимнюю форму одежды.
Шёл пятый год службы старшины первой статьи Спирина. От поездки в дом отдыха, полагающейся после дальнего похода, он отказался. Хотелось Новый, 1963-й, год встретить дома. 31 декабря Владимир добрался до родной деревни Большие Ясырки, что в Аннинском районе Воронежской области.
После службы устроился работать в Воронежское конструкторское бюро химавтоматики( КБХА). Восемь лет трудился на горизонтально-расточном станке. Окончил Воронежский политехнический институт, сейчас работает в должности ведущего конструктора.
19 марта Спирин неизменно вспоминает своих братишек-«североморцев». Ведь День моряка-подводника – это и его день.
Автор: Валерий Казанов.
Источник: «Коммуна», № 39 (25470), 19.03.10г.