Управление природных ресурсов Воронежской области



Есть вопрос?




Высшее образование. Требуется элитный инженер!

23.03.2010

Содружество Воронежского государственного технического университета и Воронежского авиационного самолётостроительного общества даёт уникальные плоды

Декан факультета автоматизации и роботизации машиностроения ВГТУ В.Пачевский.Владимир Морицович Пачевский родился в 1936 году. Закончил семь классов в школе № 25 Воронежа. Затем – авиационный техникум имtyb В.П.Чкалова.

Работал на Воронежском механическом заводе. В 1963 году поступил в аспирантуру Воронежского политехнического института, и с той поры – в этом вузе.

Декан факультета автоматизации и роботизации машиностроения (ФАРМ). Заведующий кафедрой, академик Академии космонавтики имtyb Циолковского Российской Федерации.

Заслуженный работник высшей школы РФ.

Самый большой факультет в Воронежском государственном техническом университете - факультет автоматизации и роботизации машиностроения. Причём большой не только числом здесь преподающих и обучающихся, но и в плане перспектив, которые открываются в связи с сотрудничеством с Воронежским авиазаводом.

О сегодняшнем дне будущих инженеров, об элитных специальностях и зарубежных партнёрах мы беседуем с деканом факультета автоматизации и роботизации машиностроения Владимиром Пачевским.

- Владимир Морицович, вырастить инженера нового поколения – задача не из лёгких. Сложная техника совершенствуется буквально на глазах. Угнаться за прогрессом и даже заглянуть в будущее вначале должен тот, кто обучает инженера. Есть ли у вашего факультета сегодня такие возможности?

- Искать и находить возможности, заглянуть в будущее – постоянная наша забота. Взять две самые важные на данный момент для нас специальности - «Металлообрабатывающие станки и комплексы», «Машины и технология обработки металлов давлением». Особый интерес к ним возник в связи с необходимостью наладить на ВАСО производство самолёта «Ан-148». В числе лиц, заинтересованных в том, чтобы это произошло в кратчайшие сроки, - премьер-министр Владимир Путин. Так, во время недавнего визита в Воронеж премьер высказал пожелание ускорить подготовку линии, выпускающей «Ан-148», для чего нашим инженерам необходимо в первую очередь повысить производительность труда. В итоге перед нашим авиазаводом в полный рост встала кадровая проблема.

На крупных машиностроительных заводах большинства стран имеет место одно и то же явление. Несмотря на постоянное обновление основного оборудования, замедляется или вовсе прекращается рост экономических показателей предприятия. Несмотря ни на что, завод как бы продолжает устаревать.
Причина проста: обновляется оборудование, разнообразнее и сложнее становится продукция, а технология и организация производства остаются без изменений.
Процесс устаревания происходит медленно и незаметно. Часто новые станки становятся только фасадом, прикрывающим устаревшую технологию производства. В частности? в тех случаях, когда организация производства не обеспечивает их эффективного использования.

Повысить производительность труда – значит, приобрести новое сложное оборудование, современные технологии и, наконец, подготовить людей, которые смогут со всем этим управляться. В России с кадрами, которые могли бы работать на современном авиастроительном производстве, - беда. Их практически нет.

- Даже в московских вузах?

- Представьте себе – даже там. Я сравнивал наши дипломные проекты и дипломные проекты ведущего московского вуза, МВТУ, – они примерно на одном и том же уровне. Скажу по секрету: наши даже лучше. Но для работы на новых станках ВАСО нужны совершенно другие специалисты. Авиационный завод быстро это понял - и нашёл верный путь к решению проблемы.

- Помог в деле подготовки специалистов?

- Для начала нам помогли с учебно-производственными помещениями: завод открыл у себя филиал нашей кафедры. Затем специально под нужды этого филиала закупил оборудование: самые лучшие компьютеры, системы управления производством компании «Siemens». Далее ВАСО выделил нашим студентам один из тринадцати приобретённых для модернизации завода станков (цена одного станка - 25 миллионов рублей). Это настоящее оборудование XXI века! Можно сказать, вставил в станок заготовку – получаешь изготовленную с совершенством деталь.

- Похоже, на таком оборудовании можно работать, вообще не обладая инженерными навыками…

- Если бы! Для того, чтобы на нём работать, необходимо принадлежать к инженерной элите. Именно таких специалистов мы и начали готовить по специальности «Металлообрабатывающие станки и комплексы». Для того, чтобы поднять уровень подготовки выпускников, мы ввели дополнительные дисциплины. Даже те, которые учебный план не предусматривает. Авиазавод снова пошёл нам навстречу: финансово поддержал преподавателей, которые будут читать студентам дополнительные дисциплины. Благодаря этому, в учебной сетке будущей элиты появилось десять новых предметов: примерно по одному - два в семестр.

- И всё это для тех, кто осваивает специальность «Металлообрабатывающие станки и комплексы»?

- И для них, и для ребят, которые обучаются по специальности «Машины и технология обработки металлов давлением». Для подготовки по этой специальности закуплены новые прессы великолепного уровня, какого ещё нет в мировой практике. Станки - последнего поколения. В реализации проекта принимают активное участие ректор ВГТУ Владимир Петренко, технический директор ВАСО Александр Ткачёв, начальник механосборочного производства предприятия Михаил Рощупкин. Понимаете, на какой уровень мы поднимаем подготовку специалистов! Начиная с первого курса, студенты будут учиться по-новому.

- Готовы ли по-новому преподавать ваши педагогические кадры?

- На сегодняшний день есть всё для того, чтобы мы готовили специалистов элитного класса. Это требует от вуза огромных затрат - и финансовых, и физических. Но ВАСО нам помогает. Летом 2009 года предприятие посылало преподавателей кафедры на обучение в Германию. Наши аспиранты и студенты прошли переподготовку на базе МВТУ имени Баумана.

- Пора, наверное, коротко рассказать в целом о вашем факультете…

- Сегодня у нас обучается больше 1500 студентов, преподают 10 академиков различных академий, 30 докторов, профессоров, - не скрывая гордости, начинает разговор Владимир Морицович. - На факультете с- емь выпускающих специальностей: «Технология машиностроения», «Металлообрабатывающие станки и комплексы», «Машины и технология обработки металлов давлением», «Оборудование и технология сварочного производства», «Роботы и робототехнические системы», «Системы автоматизированного проектирования», «Информационные технологии в образовании».

- Владимир Морицович, интерес авиастроителей к выпускникам вашего факультета понятен. Но, даже с учётом расширения производства самолётов, количество рабочих мест на предприятии ограничено. Будут ли востребованы все молодые специалисты, получившие элитные специальности?

- Знаете, уже сегодня от желающих заполучить элитных специалистов, у вуза отбоя нет. Телефон на моём столе буквально разрывается. Но, как это ни парадоксально, тех, кто хочет обучаться новым востребованным специальностям, пока не так много.

- В чём причины? Недостаток информации?

- И скудость информации, и ряд стереотипов, которые засели в некоторых головах. Многие плохо представляют себе особенности работы на современных станках. Часто люди полагают, что это тяжкий физический труд и замусоленная фуфайка. Однако возле тех станков, о которых мы с вами говорим, можно стоять в белоснежной рубашке с «бабочкой». В той же Германии на аналогичном оборудовании трудятся специалисты, одетые как офисные менеджеры. Но главное - не это. Их труд переместился от рабочего места к компьютеру. Специалисты, которых мы готовим, не стоят у станка, а пишут для него программы. Такая программа закладываются в компьютерную базу данных в офисе, автоматически передаётся в цех, где, прочитав её, станок начинает работать над выпуском конкретной заданной детали.

- А как оплачивается труд специалиста по созданию программ?

- Оплачивается вполне достойно. Наш вчерашний выпускник может рассчитывать на заработную плату от 15 тысяч и выше. Для инженера это достаточно высокий уровень. И вместе с тем - тот минимум, с которого, как правило, начинает расти его зарплата. Перспективы у наших выпускников хорошие. В том числе не только в России.

- Есть планы по международному сотрудничеству?

- Сама жизнь направляет нас в это русло. Так, с предложением создать совместную лабораторию к нам обратилось итальянское посольство. Итальянцы заинтересованы в том, чтобы мы приобрели у них современное оборудование. Нам необходим их производственный опыт. Предполагается, что финансировать этот совместный проект будет также ВАСО. Хочу подчеркнуть: ни одному из наших вузов не оказывалась такая помощь. Здесь случай уникальный – интересы завода и интересы университета пересеклись сразу в нескольких важных точках.

- Владимир Морицович, те студенты, которые уже начали подготовку по новой программе, отдают себе отчёт, какие надежды на них возложены?

- Студенты старших курсов, безусловно, осознают, какая на них лежит ответственность, но вместе с тем понимают, какие перед ними открываются возможности. Начиная с третьего курса, они трудились на заводе на полставки. Занимались написанием программ для станков. Внедрением новых технологий на этом производстве занимаются выпускники вуза Михаил Киянов, Андрей Егорченков, Андрей Иммель и другие.

Очень плодотворно в плане освоения новых станков работают наши преподаватели: профессор Михаил Чижов, старший преподаватель Михаил Кондратьев. Над новым проектом трудится «треугольник» -: наш институт, авиационный институт и московский холдинг «Станкоинструмент», который в лице главного инженера предприятия Александра Лисицына проявляет особую заинтересованность в нашем общем успехе.


Возврат к списку