Поиск по сайту:
22.11.2024
Регистрация права собственности Воронежской области
21.11.2024
Мониторинг эффективного использования имущества Воронежской области
20.11.2024
Государственный кадастровый учет
19.11.2024
Проведение мероприятий по определению фактических границ территорий
15.11.2024
Так начался международный фестиваль «Музэнерго» - второй в городе Воронеже и восьмой от рождения. Для тех, кто еще не знает: это единственный отечественный фестиваль, ориентированный на музыку - а) современную, б) интересную, в) высокопрофессиональную.
Затеяли его три года назад, и он был моментально подхвачен в десятках городов и стал передвижным. Воронеж не миновала чаша сия – и слава богу. Первый местный опыт год назад показал: в мире полным-полно оригинальных музыкантов, композиторов и музыкальных идей, которые не стыдно слушать. Было бы желание. Фестиваль не зациклен на стилях и направлениях и живет под девизом «Только честная музыка!».
Скажем, воронежский проект «Happy55» давно считается своего рода «константой» и «музыкальным достоянием». Слышали - знаем их как талантливых и молодых людей, сочиняющих абсолютно ни на что не похожую музыку: где-то между эйсид-джазом, академическим авангардом и музыкой для театра. Но это - для знатоков. А простым смертным просто здорово было услышать «счастливую» музыку - загадочную, умную, нескучную и немного театральную. С чем нас, воронежцев, лишний раз и поздравляю, ибо иметь такого уровня группу в культурном багаже отдельно взятого города – очень хорошо.
Событием стал и литовский квартет «In Searh». Совсем юные ребята, студенты вильнюсской консерватории, неплохо себя показали на литовских джазовых фестивалях, но теперь пришло время повторить успех в России. Зрители, в привычки которых входит посещать «Джазовую провинцию» (таких на «Музэнерго» было немало), знают, что литовский джаз - явление настолько самобытное, что вполне может противостоять всем натискам «джазовой глобализации».
Парень в профессорских очочках и с взъерошенными волосами, итальянец Борис Саволделли, был одной из «звезд» фестиваля, если уместно говорить о «звездности» на столь неформатном мероприятии. Вообще, несколько главных лиц на фестивале не бывает, но «Музэнерго» и тут стал исключением. Борис, однажды появившись в России в 2009 году, стал любимцем публики, и в этот приезд ему приходится совершать длительный тур. Он и сейчас в пути, чему весьма рад, ибо с нашей публикой у него сложилось завидная любовь.
Бориса моментально нарекли «итальянским Бобби Макферрином», и доля правды в этом есть. Его выступление - это роскошное многоголосье в единственном числе. Он поет а’ капелла, но, используя электронику, прямо на месте творит «оркестр». Добавим, что музыка его умна, чуть иронична, итальянской энергии действительно хватит на целый оркестр – вот тебе и секрет взаимной любви с публикой. И через пять минут зал уже пел вместе с Борисом, презрев все законы вокального искусства.
И наконец, этнического вокалиста Сергея Старостина в Воронеже заждались... Это легендарный человек: исследователь фольклора, певец и композитор, делающий для сохранения народных песен столь много, как никто другой. Он дает русскому фольклору вторую жизнь. И делает это иногда в самых немыслимых составах: с авангардно-джазовыми музыкантами, в электронных проектах или в союзе с этномузыкантами других стран.
Вот на сцене Дед, с седой бородой и ярко-голубыми молодыми глазами. Волшебным образом появляются гусли, жалейки, калюка. Немного о фольклорных экспедициях - и полились негромкие, распевные песни... Будь ты хоть десять раз городским человеком, невозможно сопротивляться той чистоте и нежности, которая есть в этих песнях. Честно, я не одна такая была, у кого слезы наворачивались под «Колыбельную». «Я становлюсь ребенком, - сказал Старостин потом, - и за это ценю возможность выступлений. Я думаю, и старики в деревнях, которые поют их, испытывают то же самое…»
Вот такая она, честная музыка. Уже после фестиваля воронежские организаторы (тоже авантюристы в лучшем смысле слова) сказали: «Этот фестиваль и есть своего рода лампочка Ильича для России. Так сказать, освещает музыкальное мировое пространство и дает возможность увидеть новое. Именно поэтому у него есть шанс стать одним из самых крупных и полезных в культурном отношении фестивалей».
Да будет свет и энергия честной музыки!
Автор: Татьяна Юрина.
Источник: «Коммуна», № 42 (25473), 25.03.10г.