Управление природных ресурсов Воронежской области



Есть вопрос?




Фестиваль. Энергия честной музыки

25.03.2010

«Организаторы фестиваля выражают благодарность гражданину Бельгии, господину Жобару, гражданину Англии, господину Деларю, гражданину Германии Генриху Гёбелю, а также нашему соотечественнику господину Александру Николаевичу Ладыгину. Также мы хотели бы поблагодарить Георга Симона Ома, гражданина Германии, и гражданина США Томаса Эдисона - за изобретение электрической лампы. Вас приветствует музыкальный аналог лампочки Ильича – фестиваль «Музэнерго».

Так начался международный фестиваль «Музэнерго» - второй в городе Воронеже и восьмой от рождения. Для тех, кто еще не знает: это единственный отечественный фестиваль, ориентированный на музыку - а) современную, б) интересную, в) высокопрофессиональную.

Затеяли его три года назад, и он был моментально подхвачен в десятках городов и стал передвижным. Воронеж не миновала чаша сия – и слава богу. Первый местный опыт год назад показал: в мире полным-полно оригинальных музыкантов, композиторов и музыкальных идей, которые не стыдно слушать. Было бы желание. Фестиваль не зациклен на стилях и направлениях и живет под девизом «Только честная музыка!».

Скажем, воронежский проект «Happy55» давно считается своего рода «константой» и «музыкальным достоянием». Слышали - знаем их как талантливых и молодых людей, сочиняющих абсолютно ни на что не похожую музыку: где-то между эйсид-джазом, академическим авангардом и музыкой для театра. Но это - для знатоков. А простым смертным просто здорово было услышать «счастливую» музыку - загадочную, умную, нескучную и немного театральную. С чем нас, воронежцев, лишний раз и поздравляю, ибо иметь такого уровня группу в культурном багаже отдельно взятого города – очень хорошо.

Событием стал и литовский квартет «In Searh». Совсем юные ребята, студенты вильнюсской консерватории, неплохо себя показали на литовских джазовых фестивалях, но теперь пришло время повторить успех в России. Зрители, в привычки которых входит посещать «Джазовую провинцию» (таких на «Музэнерго» было немало), знают, что литовский джаз - явление настолько самобытное, что вполне может противостоять всем натискам «джазовой глобализации».

Парень в профессорских очочках и с взъерошенными волосами, итальянец Борис Саволделли, был одной из «звезд» фестиваля, если уместно говорить о «звездности» на столь неформатном мероприятии. Вообще, несколько главных лиц на фестивале не бывает, но «Музэнерго» и тут стал исключением. Борис, однажды появившись в России в 2009 году, стал любимцем публики, и в этот приезд ему приходится совершать длительный тур. Он и сейчас в пути, чему весьма рад, ибо с нашей публикой у него сложилось завидная любовь.

Бориса моментально нарекли «итальянским Бобби Макферрином», и доля правды в этом есть. Его выступление - это роскошное многоголосье в единственном числе. Он поет а’ капелла, но, используя электронику, прямо на месте творит «оркестр». Добавим, что музыка его умна, чуть иронична, итальянской энергии действительно хватит на целый оркестр – вот тебе и секрет взаимной любви с публикой. И через пять минут зал уже пел вместе с Борисом, презрев все законы вокального искусства.

И наконец, этнического вокалиста Сергея Старостина в Воронеже заждались... Это легендарный человек: исследователь фольклора, певец и композитор, делающий для сохранения народных песен столь много, как никто другой. Он дает русскому фольклору вторую жизнь. И делает это иногда в самых немыслимых составах: с авангардно-джазовыми музыкантами, в электронных проектах или в союзе с этномузыкантами других стран.

Этнический вокалист Сергей Старостин. Фото Татьяны Чеботарёвой.
Этнический вокалист Сергей Старостин. Фото Татьяны Чеботарёвой.

Вот на сцене Дед, с седой бородой и ярко-голубыми молодыми глазами. Волшебным образом появляются гусли, жалейки, калюка. Немного о фольклорных экспедициях - и полились негромкие, распевные песни... Будь ты хоть десять раз городским человеком, невозможно сопротивляться той чистоте и нежности, которая есть в этих песнях. Честно, я не одна такая была, у кого слезы наворачивались под «Колыбельную». «Я становлюсь ребенком, - сказал Старостин потом, - и за это ценю возможность выступлений. Я думаю, и старики в деревнях, которые поют их, испытывают то же самое…»

Вот такая она, честная музыка. Уже после фестиваля воронежские организаторы (тоже авантюристы в лучшем смысле слова) сказали: «Этот фестиваль и есть своего рода лампочка Ильича для России. Так сказать, освещает музыкальное мировое пространство и дает возможность увидеть новое. Именно поэтому у него есть шанс стать одним из самых крупных и полезных в культурном отношении фестивалей».

Да будет свет и энергия честной музыки!

Автор: Татьяна Юрина.

Источник: «Коммуна», № 42 (25473), 25.03.10г.


Возврат к списку