Поиск по сайту:
22.11.2024
Регистрация права собственности Воронежской области
21.11.2024
Мониторинг эффективного использования имущества Воронежской области
20.11.2024
Государственный кадастровый учет
19.11.2024
Проведение мероприятий по определению фактических границ территорий
15.11.2024
«На память в суровые дни Отечественной войны милой мамочке от дочери Лидии. Ноябрь 1943 г.», - читаю надпись на фотографии военных лет. На ней - симпатичная круглолицая девушка прижимает к груди букет полевых ромашек и чему-то беззаботно улыбаясь, смотрит куда-то вдаль. И в мыслях почему-то невольно возникают строчки стихотворения известного советского поэта Ярослава Смелякова про «хорошую девочку Лиду».
Всматриваясь в это открытое лицо, словно в лицо Джоконды Леонардо да Винчи, можно было бы долго гадать, чему же всё-таки улыбается эта девушка в военной форме с погонами сержанта? Но я решил всё узнать от самой Лидии Ивановны.
Жизнь, по словам бывшей воздушной разведчицы, не баловала её. Рано осталась сиротой - мать умерла, когда нашей героине не было и двух лет. А отец, женившись на другой, вскоре ушёл из семьи, бросив своих четырех детей на попечение мачехи. Она-то и поставила их на ноги.
Девочка Лида Кодякова превратилась в привлекательную и смышлёную девушку, за плечами у которой уже были школа, радостная неопределённость выпускного бала и горячее воодушевление первой комсомольской работы. Но впереди уже маячила война.
…Воронеж. Апрель 42-го. Весна. В воздухе пьяняще пахло распаренной на солнце землёй, в высоких, сквозящих синевой небесах весело звенели птичьи голоса, и казалось, что всё ещё будет так, как грезилось и мечталось. Закончится война, в города и сёла вернётся мирная, размеренная вёрстами и километрами пройденных солдатскими сапогами дорог жизнь, и где-то там, в бесконечной голубой дали, встретится тот, кто уже никогда и никуда от себя не отпустит. Но это всё было, то ли в полуреальности, то ли в полусне, а наяву - серая мешковатая шинель, такого же неброского цвета берет с алой яркой звездой и бередящие пылкое воображение слова «воздушная разведка».
Вскоре в жизни Лиды появилась и некоторая определённость. В сформированный в Воронеже 4-й полк воздушного наблюдения, оповещения и связи - сокращённо ВНОС, что звучит довольно угрожающе! - 3-й дивизии ПВО поступило около двух тысяч девушек-комсомолок из Воронежской области, в числе которых оказалась и семнадцатилетняя Лида Кодякова. Она была одной из многих, кто добровольно откликнулся на призыв командования заменить погибших мужчин на их боевых постах. Потом были короткие месяцы «учебки», в которой повзрослевшие сразу девушки познавали нелёгкую науку определения по силуэтам и звукам моторов своих и чужих самолётов; такие же короткие проводы без тянущего душу «Прощания славянки» и распределение по боевым местам, вслед за изменчивой линией движущегося фронта.
Западная Украина. Апрель 44-го. Ночь. Пост наблюдения. Через семь-восемь километров – другой пост, и так - дальше, насколько хватает взгляда в вязкой, таящей опасность темноте.
Начальник поста Лидия Кодякова всматривалась в сырую мглу зоркими «глазами» военного бинокля. Где-то там распростерлись просторы Румынии, шаг за шагом освобождаемой советскими солдатами, а значит, где-то там и фашистские самолёты, приближение которых нельзя пропустить. Страх холодной змеёй подползал к сердцу, ведь в такой темноте свирепствующим здесь бендеровцам ничего не стоит подкрасться незамеченными и вырезать весь пост, а значит, надо быть постоянно начеку. Мысль о тесной, но тёплой землянке успокаивала и навевала сон, но спать нельзя, иначе - смерть. «Не спать, не спать!» - приказывала себе Лида.
Победу Лида и её однополчане (а точнее, однополчанки) встретили в Житомирской области Украины. Девушки, обхватив друг друга (каждый мужчина - на вес золота!) за узкие талии, крепко перехваченные широкими солдатскими ремнями, кружили друг друга под звуки подзабытого уже довоенного вальса.
В августе 45-го (ждали, когда обучат прибывшее пополнение) Лидия Кодякова вернулась в родные Пески, широко раскинувшиеся на берегу причудливо извивающейся реки Хопёр. Встретила здесь любимого и единственного, суженого своего, родила ему сына Виктора и дочь Зинаиду.
Сейчас, когда Лидией Ивановной пройден жизненный рубеж в 85 лет, для её большой семьи, в которой уже есть и четыре правнучки, 9 Мая является самым главным праздником.
- Вот только жаль, что эту «радость со слезами на глазах» не может уже разделить со мной мой драгоценный супруг, офицер и ветеран Великой Отечественной войны Фёдор Петрович Кодяков, - с заметной дрожью в голосе сетует не привыкшая жаловаться на превратности судьбы женщина, которая так беззаботно улыбается на той фронтовой фотографии…
Поворинский район.
Автор: Андрей Монастырный.
Источник: «Коммуна», № 43 (25474), 26.03.10г.