Управление природных ресурсов Воронежской области



Есть вопрос?




Соблазны сцены

27.03.2010

Корреспондент «Коммуны» выяснил, как живётся борисоглебским служителям Мельпомены

Сначала – об истоках. История театра в Борисоглебске началась гораздо раньше официальной даты основания драматического театра имени Н.Г.Чернышевского. Ещё в 1884 году «Тамбовские губернские ведомости» рассказывали об идущих в городе спектаклях. Постоянной труппы здесь не было, каждый летний сезон съезжались сюда артисты и играли до осени.

«Ещё так недавно посещение театра считалось здесь страшным грехом, и люди богатого и среднего класса, посещавшие театр, подвергались общественному порицанию. Теперь же искусство театральное многими уважается, и театр посещает не одна молодёжь, но и люди, убелённые сединами, находят в нём высокое и приятное удовольствие», - с удовлетворением констатировал на страницах газеты некто, скрывшийся под псевдонимом «Горожанин».

Строительство Народного дома, где сейчас живёт театр, началось в 1909 года усилиями купца Е.Д.Мягкова. Многое помнят эти стены, но особенно бурными оказались, конечно, послереволюционные годы. Живший в Борисоглебске виднейший деятель русского театра князь С.М.Волконский организовал в Народном доме выставку, посвящённую декабристам, здесь же он готовил спектакль в пользу земских служащих, изгнанных большевиками с работы. Спустя несколько лет в Народном доме выступал перед горожанами председатель ВЦИК М.И.Калинин.

Официальная дата рождения театра имени Н.Г.Чернышевского – сентябрь 1937 года, хотя в чудом уцелевших номерах местных газет можно найти информацию о премьерах не только 1935-го, но и даже 1929-го.

Да, о прошлом театра нам известно пока не всё. Побывав здесь на днях, я попытался побольше выяснить, чем живут люди, создающие его нынешние спектакли.

Каждое утро начинается с планёрки. Директор – Заслуженный работник культуры РФ Владимир Мальшин - собирает техническую службу, чтобы подвести итоги сделанного накануне и спланировать начинающийся день. В театре, где проходит большинство общегородских мероприятий, одно из предприятий отмечает юбилей. Началась подготовка к фестивалю «Радуга талантов», приедут участники из пяти районов - а значит, грядут не только работа над оформлением сцены, но и репетиции.

Тем временем и театр готовит новый спектакль, и необходимо правильно распределить время на сцене, чтобы премьера состоялась в назначенный срок. К тому же на подступах Международный День театра, и надо бы подумать, как отпразднуют его борисоглебские служители Мельпомены.

Управлять таким сложным и кажущимся вполне живым и своенравным организмом, как театр, ох как непросто! Владимир Мальшин работает здесь с 1974 года, о каждом уголке есть что вспомнить.

Первым делом заглянули мы в художественно-бутафорский цех, что буквально в нескольких шагах от служебного входа в театр. Здесь изготавливаются чертежи и макеты декораций не только к спектаклям, но и для многих городских мероприятий. Отвечающий заодно за создание афиш, а в случае необходимости – и за покраску театрального фасада, главный художник Владимир Гаврилов показал мне макет декораций, созданный для будущего спектакля «А зори здесь тихие» - главный режиссёр труппы Анна Бондаренко готовит его ко Дню Победы. Лес, изуродованное взрывом дерево, болото, в котором суждено погибнуть одной из героинь…

- Мы читаем пьесу с режиссёром. Она делится своим видением оформления, даёт мне какие-то точки опоры, я создаю черновой набросок, а после согласования с режиссёром – уже вариант в цвете. Эскизы обсуждаются на техническом совете. На основе наших чертежей в поделочном цехе изготавливаются декорации, а затем я с помощницами их расписываю, - рассказывает Владимир Иванович.

Пока писался этот материал, стало известно, что технический совет состоялся. Макет, эскизы костюмов и реквизита получили одобрение. Предварительно премьера обойдётся в 12 тысяч рублей. Иногда в Борисоглебске ухитряются сделать спектакль и за две-три.

Владимир Мальшин повёл меня в поделочно-строительный цех. Вдоль стены – доски, которые со временем станут декорациями или реквизитом. Владимир Ильич обращает моё внимание на приютившиеся у голой стены колёса: они тоже, оказывается, из спектакля, который называется «Ночной мотоциклист» Лишнее доказательство того, насколько непросто иногда, оказавшись в театре, различить, где реквизит, а где – подлинная вещь.

Кипела работа и в пошивочном цеху. Именно здесь шьются костюмы по эскизам.

- Обычно работа над костюмами начинается за месяц-полтора до премьеры, - рассказывает заведующая цехом Нина Смольникова. – А ещё постоянно приходится ремонтировать их. Сейчас у меня на столе костюм из «Лунного цветка». Его только два раза показали, но там актёры много дерутся, пуговицы отлетают, приходится подшивать.

Мало того: костюмер Марина Матвеева ездит на все выездные спектакли, чтобы и подшить, и погладить в случае необходимости.

На складе цеха хранится 6300 костюмов. Камзолы, шинели, пальто… «Был у нас когда-то спектакль о декабристах, костюмы из него тоже сохранились. Есть и подлинная военная форма Великой Отечественной. Шинели и гимнастёрки дарили нам бывшие фронтовики, вдовы», - рассказывает Нина Смольникова. Наверняка, они будут использованы и в будущем спектакле «А зори здесь тихие».

Комната, где работает заведующая парикмахерским цехом Галина Свободина, – совсем рядом с пока ещё пустующими гримёрками (проходя мимо, замечаю на входе в одну из них табличку «Ремонт»). Галина Николаевна рассказывает о том, как делает парики и сложный грим для актёров. «А какой – самый сложный?» - спрашиваю я. Оказывается, в сказках. В наш разговор вступает Владимир Ильич – он говорит о том, что во время традиционной недели «Театр – детям и юношеству» в фойе разворачивается выставка париков и бород.

И вот мы снова на первом этаже, в кабинете администратора. Самое место - рассказать о работе со зрителем. У театра налажен теснейший контакт с предприятиями и учебными заведениями Борисоглебска. Рекламой в газетах и расположенными в восемнадцати самых людных местах города рекламными щитами работа, конечно, не ограничивается.

- У театра есть в учебных заведениях и на предприятиях 18 уполномоченных, реализующих билеты. В школах это главным образом завучи или пионервожатые. А в двух – даже директора! Они получают 15 процентов от реализации билетов. Каков механизм работы? Уполномоченный приходит к администратору и забирает билеты, потом реализует билеты и сдаёт выручку в бухгалтерию. Некоторые, кстати, принципиально отказываются брать заработанные проценты. А мы им за это, например, с удовольствием предоставляем бесплатно зал для репетиций, если возникает такая необходимость, - рассказывает директор театра.

На сегодняшний день основной зритель театра – молодёжь. «За эффективную творческую работу с молодыми актёрами и постановку пьес молодёжной проблематики» - с такой формулировкой была награждена на прошлогоднем конкурсе «Итоги сезона» главный режиссёр театра имени Н.Г. Чернышевского Анна Бондаренко. И сейчас понятно, что это направление не было случайным. После «Дорогой Елены Сергеевны» и «Романа и Юльки» актриса и режиссёр Бондаренко поставила «Девочку и апрель» Тамары Ян. Обязательное наличие школьной пьесы – такова репертуарная политика.

- Пьесы всё-таки старенькие, - признаёт Анна Бондаренко, - и мы их пытаемся немного осовременить. Современные пьесы ищу постоянно, но уж очень много пошлятины. И ещё – часто материал очень мрачный. А хочется чего-то светлого: о взаимопонимании, о душе...

Третий год работает при театре студия. Приходят в неё студенты и школьники. В новом спектакле по старой пьесе большинство ролей достались им. Для Максима Гуренко, Алисы Вединяпиной, Анатолия Долбилова участие в «Девочке и апреле» стало дебютом. Рядом на сцене – их учителя Дарья Шевелько и Каринэ Асланян. Конечно, главный плюс студии – она открывает в городе таланты. Вряд ли все эти ребята станут профессиональными актёрами. Но так или иначе они уже поддались соблазну сцены. Лауреат прошлогоднего конкурса «Итоги сезона» юная Надежда Блукаченко сейчас – студентка академии искусств.

Хотя всё-таки хочется надеяться и на то, что в труппе появится побольше артистов-профессионалов, иначе велик риск превратиться в самодеятельность. Это, конечно, вполне осознают руководители театра. Наверняка, уже начались поиски тех, кому предстоит блистать на сцене в будущем сезоне. Вечная проблема провинциального театра – перспективные актёры, поработав немного, уезжают в более «хлебные» места. Кстати, Анна Бондаренко до сих пор живёт в общежитии. Однако Владимир Мальшин пытается обеспечить труппе хорошие условия для работы: организовано, в частности, бесплатное питание.

Спектакли о молодых – всё-таки не единственная грань нынешнего театра имени Н.Г.Чернышевского. Не забывают здесь и о классике. Своим любимым спектаклем назвала Анна Бондаренко недавнюю «Даму с собачкой». А ещё в этом сезоне режиссёр Сергей Шувалов обратился к гоголевской «Женитьбе». Воронежские критики отметили артиста Андрея Коновалова в роли Яичницы.

Сергея Шувалова мы застали в Большом зале на репетиции нового спектакля «Лунный цветок». Он наблюдал за игрой актёров, то сидя среди накрытых зелёной материей кресел, то вскакивая с места и подбегая прямо к сцене. Эту восточную притчу о любви девушки и чудовища режиссёр хотел поставить ещё в девяностые, работая в Орехово-Зуево.

«Автор Джора Худыйбердыев плохо говорил по-русски, и это очень чувствуется, когда читаешь текст. Но что-то было в этой пьесе, какой-то задор, что ли… Мне этот спектакль очень дорог», - признаётся Шувалов.

Ещё одна премьера. Станет ли она событием для борисоглебских зрителей? Владимир Мальшин, кстати, упомянул во время нашей экскурсии о том, что весной подумывает показать последние работы театра и воронежцам.

Борисоглебск

Автор: Виталий Черников.

Источник: «Коммуна», № 44 (25475), 27.03.10г.


Возврат к списку