Управление природных ресурсов Воронежской области



Есть вопрос?




Душевный разговор

31.03.2010

Валентина Толкунова бывала с концертами и в Воронеже. На одном из них довелось побывать автору этих строк. Впечатления об увиденном и услышанном сохранились до сих пор, хотя с того времени прошло более двадцати лет. Остались записи, сделанные сразу после концерта…

За короткий срок её имя узнали все. Что-то неподдельное, очень мягкое, лирическое привлекало в ней. Манера исполнения, обаяние, голос делали эту артистку своеобразной, неповторимой. И песни в её репертуаре необычные. Это песни-рассказы, песни-разговоры. Валентина Толкунова как бы вела со слушателями разговор.

Вот она запела о «серебряных свадьба»х - и заставила призадуматься. «Дожить бы…» – подумали одни. «О нас поет!» – сказали другие, те, кому за пятьдесят. Но и те, и другие поняли песню. Она дошла до них, заглянула в их души, коснулась там невидимых струн, задела их – и зритель как бы запел вместе с ней.

Приятный, мелодичный голос то звенел, то затихал, то был протяжен. Толкунова играла голосом, играла свободно, легко. Она то замолкала на минуту, то начинала вновь, и голос лился, журчал весенним ручьем.

«Стою на полустаночке…» Эта песня - о судьбах девчонок: ткачих, мотальщиц, об их ушедшей молодости. Песни–раздумья, песни–судьбы, в них - сама жизнь. В одной рассказывается о неудачной любви, в другой – воспоминания о детстве. Певица заставляет сопереживать, сочувствовать.

«Как по морю, по морю…» – пела певица русскую народную песню без аккомпанемента. В зале все замерло. Колышется, словно волны, голубой занавес. Воображение живо рисует качающуюся лодку, а по берегу ходит девушка, простая, русская, поет грустную, берущую за душу песню. …

Вот померкли лучи прожектора в зале, лишь один освещает певицу. Полумрак. «Поговори со мною, мама…» Я представила нашу крестьянскую избу, вяжет мать… У кого-то воображение нарисовало другое, но у всех одинаково был близкий и родной образ матери. Грусть, нежность переплелись в этой песне. Тихий задушевный голос, полумрак сделали обстановку интимной, песню - трогательной.

У кого-то на глазах появились слезы. Ему некому сказать: «Поговори со мною, мама…» - а так иногда хочется поговорить! Грустные песни сменялись веселыми, то детски-наивными, но и в них были та присущие исполнительнице лирическая грусть и нежность.

Отзвучала последняя песня. Зрители долго не отпускали Валентину Толкунову. Они хотели знать о ней все: и то, как начинала петь, и кто открыл в ней талант. Все восхищались, радовались, гордились. Люди были довольны встречей с талантливой певицей.

Автор:Мария Мельникова.

Источник: «Воронежская неделя», №13 (1946), 31.03.10г.


Возврат к списку