Поиск по сайту:
22.11.2024
Регистрация права собственности Воронежской области
21.11.2024
Мониторинг эффективного использования имущества Воронежской области
20.11.2024
Государственный кадастровый учет
19.11.2024
Проведение мероприятий по определению фактических границ территорий
15.11.2024
А их накопилось немало. Что нужно сделать, чтобы успешно реализовать национальную инициативу «Наша новая школа»? Нужен ли новой школе молодой учитель? Можно ли усовершенствовать подготовку будущего учителя через сотрудничество с сельской школой? Нужна ли студентам педагогическая практика, и какой она должна быть? Но больше всего волновал вопрос - к чему приведёт модернизация педагогических вузов, о которой в последнее время так много говорится? Его обсуждали и на открытии педагогического форума, и продолжая работу по секциям.
- Неслучайно обсуждение самых насущных проблем педобразования проходит именно в нашем вузе, - сказал, открывая встречу педагогов, ректор Воронежского государственного педагогического университета Александр Потапов. - В школах области работают более 70 процентов наших выпускников. На совещании ректоров педвузов страны высказывалось опасение, что с объединением вузов педагогическое образование может просто исчезнуть. У нас в области планируется присоединить к ВГУ два педагогических вуза – Воронежский и Борисоглебский. Пока окончательное решение не принято. В Министерстве образования готовы выслушать предложения регионов. Поэтому мы вынесли этот вопрос на форум - хотим получить вашу поддержку, чтобы дальше обратиться к губернатору, в Правительство, Думу. Мы предлагаем сделать центр педобразования на базе нашего вуза, точнее - на базе регионального округа непрерывного педагогического образования, который уже существует с 2004 года. В него входят оба педвуза, ряд педучилищ, педагогический лицей.
Мнение директоров школ озвучила директор гимназии имени Андрея Платонова Татьяна Бондарева. Она считает, что при слиянии вузов неизбежно пострадает качество подготовки будущих педагогов.
- У нас проходят практику студенты из ВГУ и ВГПУ, часть из них приходит к нам работать, - отметила Татьяна Ярославовна. - Те, кто окончил педагогический, имеют меньше трудностей и в воспитательном плане, и в педагогическом. В педвузе, в отличие от классического университета, уделяется много внимания не только изучению предметных дисциплин, но и возрастной физиологии, психологии, педагогике, методике преподавания, без чего работа в школе просто немыслима.
Учителей в основном должен готовить специальный вуз, хотя в школу приходят и выпускники классического университета, но это явление не частое. Теперь немного цифр. Как стало известно, по заданию Министерства образования и науки РФ Федеральное агентство по образованию подготовило проект программы развития профессионального образования. Согласно этому проекту, из 344 вузов, подведомственных Минобрнауки, останется 230-250. Сотня вузов «уйдет», из них около 60 вузов – педагогические. Порядка десяти педвузов останутся как самостоятельные центры подготовки педагогических кадров.
К сожалению, среди них нет Воронежского педагогического. Советник ректора Вячеслав Подколзин отметил, что вуз имеет все основания стать межрегиональным центром подготовки педкадров. Он на протяжении практически 80 лет является ведущим профильным вузом Центрального Черноземья. И сегодня, когда другие обсуждают и рассуждают о смысле перехода на многоуровневую подготовку специалистов, университет не первый год готовит бакалавров и магистров по всем семи направлениям педагогического образования, применяет балльно-рейтинговую, кредитно-модульную системы организации учебного процесса. В числе ведущих вузов вступил в сетевой консорциум педвузов, созданный по инициативе Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена - победителя в конкурсе инновационных вузов России. Всем понятно, что объединение вузов преследует одну цель - экономию бюджетных средств. Их можно и нужно экономить, четко определив, чего мы ждем от школы, учителя в будущем.
Ни один год обсуждали идею 12-летнего обучения. Разрабатывали учебные планы, учебники, методические пособия. Чем закончилось - известно. Ввели предпрофильную, профильную подготовку. Дело это - тоже затратное. Но параллельное введение ЕГЭ сводит на нет смысл профильной подготовки. При приеме в вуз главное - балл сертификата ЕГЭ, а не портфолио школьника и другие его достижения. Список можно продолжить.
В адрес педвузов часто звучит упрек, что их выпускники не работают по специальности. Впервые руководитель государства в своем Послании Федеральному собранию назвал причины этого – низкая заработная плата, такой же социальный статус. Складывается парадоксальная ситуация – родители отговаривают детей поступать в педвузы, потому что это профессия не обеспечивает в будущем достойного положения в обществе. А страна связывает свое будущее с учителями и школой. Эта мысль красной нитью проходила в выступлениях участников форума.
– Лоббировать интересы педагогического сообщества нам довольно сложно, - считает председатель комиссии по образованию Общественной палаты Воронежской облсти Ольга Картавцева. - В отличие от представителей бизнеса, разных партий, мы не имеем единой профессиональной организации, но, с точки зрения защиты права работника и работодателя, для этого есть профсоюзы. Нужна педагогическая палата, ассоциация, союзы - как хотите называйте.
Подводя итоги, участники форума просят Администрацию Воронежской области рассмотреть возможность создания на базе ВГПУ Центра педобразования, который обеспечит преемственность разных уровней профобразования и позволит сохранить уникальную, десятилетиями складывавшуюся модель подготовки учителей. Администрациям всех уровней предлагают развивать систему заказов на научные разработки в сфере образования. Школам - возродить педагогические отряды. Департаменту образования, науки и молодёжной политики – усовершенствовать систему целевой подготовки и трудоустройства выпускников. Они также хотят привлечь работодателей к оценке качества профессиональной подготовки учителей, сделать семинары и курсы по обмену опытом и повышению квалификации постоянными…
Прошло три месяца с начала Года учителя. Проблемы высшей и средней школы у всех на устах. Одни ругают систему, другие - хвалят, третьи - готовы подвергнуть её кардинальной перестройке. Но ломать – не строить. Да, сейчас мало детей. Да, кризис на дворе. Да, бюджетный кошелёк до неприличия тощ. Так давайте объединим университеты, часть преподавателей отправим торговать на рынки, другую – на пенсию, третьих примем пасынками в укрупнённые вузы. Мы уже проходили это, когда отдавали кому ни попадя детские сады, которые теперь с помпой возвращаем обратно. Но воспитатель, при всём уважении к людям этой профессии, - это не профессор и не доцент. Его можно подготовить за два-четыре года. И материальную базу детсада с вузовской не сравнить.
Может, пора найти другой источник экономии? Например, умерить аппетиты разросшихся до неприличия государственных структур? Тогда и денег для педагогических вузов хватит…
Автор: Тамара Гашимова.
Источник: «Коммуна», № 49 (25480), 06.04.10г.